logo
урал

Водохозяйственный комплекс

Водохозяйственный комплекс Уральского федерального округа является одним из основных структурных звеньев природно-экономической системы региона и его развитие – важный фактор эффективного социально-экономического развития Урала.

К основным проблемам водохозяйственного комплекса региона относятся:

нерациональное использование водных ресурсов;

несоответствие качества питьевой воды во многих населенных пунктах нормативным требованиям;

наличие в ряде районов округа дефицита водных ресурсов.

Эти проблемы обусловлены, в первую очередь, следующими причинами:

устаревшими водоемкими производственными технологиями,

высоким уровнем потерь воды при её транспортировке,

низкой оснащенностью водозаборных сооружений системами учета расхода воды,

отсутствием эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий,

недостаточно комплексным использованием водных ресурсов,

высокой загрязненностью поверхностных и подземных источников водоснабжения.

Стратегической целью развития водохозяйственного комплекса Урала является его системная модернизация, обеспечивающая:

рациональное и комплексное использование водных ресурсов региона;

снабжение качественной питьевой водой всего его населения;

охрану водных объектов и водных ресурсов Урала.

Для достижения этой цели необходимо осуществить решение комплекса взаимосвязанных задач, в том числе:

модернизацию очистных сооружений на основе новейших технологий очистки воды;

совершенствование и внедрение инновационных технологий подготовки питьевой воды;

разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов региона;

обоснование и внедрение эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий;

разработку региональных нормативов допустимого антропогенного воздействия на водные объекты и водосборные территории;

введение государственного мониторинга водных объектов региона;

формирование современной системы высококвалифицированного кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса.

В результате реализации стратегической цели развития водохозяйственного комплекса Урала будет обеспечено снижение:

удельной водоемкости его валовой региональной продукции на 45-50 процентов,

потери воды при её транспортировке на 30-40%,

доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, в 2,5 – 3 раза.

Уральский федеральный округ занимает первое место в России по объемам накопления и образования отходов. Длительное и интенсивное накопление на его территории преимущественно производственных твердых отходов привело к возникновению крупномасштабной угрозы вторичного загрязнения окружающей среды и деградации природных комплексов, последствия которых уже приобрели в ряде районов черты экологического бедствия.

На территории региона в отвалах и шламохранилищах, на полигонах и несанкционированных свалках накоплено более 15 млрд. тонн различных отходов. Особую опасность представляют запрещенные и непригодные к применению пестициды, которых на территории Урала скопилось около 1300 тонн, из них почти 80 процентов - на территории Курганской области. Особую опасность представляют токсичные отходы. Динамика использования и обезвреживания токсичных отходов значительно отстает от темпов их образования.

Экологические угрозы, связанные с проблемами отходов, наиболее остры в районах размещения основных предприятий энергетики, работающих на твердом топливе, нефтеперерабатывающей отрасли.

Актуальная проблема восстановления и сохранения плодородия почв и средозащитных функций лесов.

В Уральском федеральном округе происходит сокращение площади сельскохозяйственных угодий и развитие негативных процессов, ведущих к деградации почв, снижению их плодородия. Сработка гумуса в республиках и областях региона достигает 0,42 - 0,82 тонн/га в год, при этом урожайность сельскохозяйственных культур не превышает 40 - 70 процентов от климатически обеспеченной урожайности. Площадь эродированных сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 19,2 процента, дефляционных – 4,4 процента. Процессы опустынивания угрожают южным районам Челябинской области.

В обеспечении экологического равновесия на территории региона важную роль играют земли особо охраняемых территорий, система которых здесь развита недостаточно и находится в неудовлетворительном состоянии. В первую очередь это относится к состоянию водоохранных зон рек и водохранилищ, особенно источников питьевого водоснабжения. На большинстве водных объектов водоохранные зоны не обустроены, прибрежные полосы не очищены; продолжается загрязнение и захламление земель, не выводятся животноводческие фермы, сводится лесная и кустарниковая растительность.

Существование проблемы восстановления и сохранения средозащитных функций лесов Уральского региона связано с нарушением принципов непрерывного и неистощительного лесопользования, уменьшением лесовосстановительных работ на землях лесного фонда и работ по созданию защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Важное значение имеет также озеленение территорий городов и населенных пунктов. Решение указанной проблемы станет важным фактором оздоровления окружающей среды в регионе.

Особое место в решении природоохранных задач занимает необходимость сохранения и восстановления среды традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сохранения оленьих пастбищ.

Острота экологической ситуации в Уральском федеральном округе усугубляется радиационной обстановкой, сложившейся в результате деятельности комбината ПО «Маяк», расположенного в Челябинской области.

Главной целью является обеспечение рационального природопользования и оздоровление экологической обстановки в Уральском регионе и обеспечение экологической безопасности на его территории, что отвечает задачам стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Задачами обеспечения комплексного решения экологических проблем Уральского федерального округа являются:

обеспечение экологически безопасного развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики;

улучшение состояния атмосферного воздуха, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

улучшение состояния поверхностных и подземных вод, расширение сети контроля состояния водных объектов;

обеспечение экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления, создание предприятий по переработке отходов непосредственно на полигонах округа;

восстановление плодородия земель и средозащитных функций лесов, увеличение объемов рекультивации земель;

обеспечение сохранения разнообразия животного мира и предотвращение незаконной добычи охотничьих ресурсов;

предотвращение и ликвидация последствий экологически опасных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

сохранение биоразнообразия и предотвращение деградации экосистем Уральского федерального округа;

усиление системы экологического образования и воспитанная населения, в том числе адресное экологическое воспитание работников, занятых в промышленном производстве, на освоении месторождений в транспортной сфере и строительстве, особенно работающих вахтовым методом;

научная разработка и внедрение природосберегающих технологий, строжайшее соблюдение экологических стандартов при строительстве, транспортном и промышленном освоении территорий округа.

Погода и климат являются важными факторам, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.

Оказывая влияние на социально-экономические развитие, в то же время погодно-климатические условия являются источником опасности для человека и объектов экономики при возникновении опасных гидрометеорологических явлений. Это проявляется в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений, таких как сильные и очень сильные осадки, сильный и очень сильный ветер (шквал, смерч), град, гроза, гололедные явления, сильный мороз, сильная жара, засуха и др.

Решение вопросов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа.

В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, в особенности погодозависимых отраслей, таких как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.

В рамках формирования системы производственно-экологического мониторинга окружающей среды предполагается создание в регионах Урала ситуационных центров, связанных с Ситуационным центром Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, которые призваны обеспечить непрерывное поступление необходимой информации для контроля за состоянием природных ресурсов, производственной базой и состоянием окружающей среды, произведения оценки экологических последствий осуществления мероприятий Стратегии в реальном масштабе времени.

Инновационный вариант социально – экономического развития округа обеспечивает реализацию экологически значимых мероприятий, прежде всего в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.