2.11. Межрегиональные связи
Межрегиональные экономические связи Уральского федерального округа в целом отражают специализацию регионов, их место и роль в общероссийской экономике.
Развитие экономических связей и экономического сотрудничества с регионами страны в значительной мере обеспечивается в результате реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами входящих в округ регионов с субъектами Федерации.
В рейтинге федеральных округов по объему межрегионального товарооборота на первом месте находится Центральный федеральный округ, на долю которого приходится более 30 процентов общего межрегионального товарообмена Уральского федерального округа. Удельный вес Приволжского округа составляет почти 20 процентов, Сибирского – около 10 процентов. На последнем месте в рейтинге федеральных округов в торговле с Уральским федеральным округом находится Дальневосточный федеральный округ. Его доля составляет менее 1 процента в общем объеме межрегиональной торговли Уральского федерального округа.
Центральный федеральный округ занимает первое место среди федеральных округов и по объему вывоза. Его удельный вес в вывозе из Уральского федерального округа достигает 45,0 процентов. На долю Приволжского округа приходится до 15 процентов всей вывозимой из Уральского федерального округа в другие регионы страны продукции. Заметные объемы вывоза приходятся также на долю Сибирского и Северо-Западного федеральных округов.
В региональной структуре ввоза в Уральском федеральном округе на первом месте находится Приволжский федеральный округ. На его долю приходится 28,8 процента всего ввоза в пределы Уральского федерального округа.
В разрезе регионов Уральского округа также наблюдаются довольно существенные различия в объемах товарооборота в межрегиональной торговле с федеральными округами, а также в региональной структуре вывоза и ввоза продукции.
Так, Приволжский федеральный округ занимает ведущее место в общем межрегиональном товарообороте Курганской области (35 процентов), Свердловской области (31,2 процента) и Челябинской области (31,4 процента).
Из общего межрегионального товарооборота Тюменской области 52,7 процента приходится на Центральный федеральный округ. По Свердловской области этот показатель равен 16,3 процента. В общем товарообороте Ямало-Ненецкого автономного округа на долю Центрального федерального округа приходится почти 48 процентов всего межрегионального товарооборота.
В территориальной структуре вывоза из регионов Урала превалирующее положение занимают Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Так, в вывозе продукции из Курганской области ведущее место занимают Приволжский и Центральный округа (соответственно 20,6 процента и 14,6 процента). По Свердловской области основные объемы вывоза приходятся на регионы Приволжского (28,5 процента), Центрального (14,6 процента) и Сибирского федеральных округов. Тюменская область свыше 80 процентов поставок осуществляет в регионы Центрального округа, Челябинская – в регионы Центрального и Приволжского федеральных округов.
Уральский федеральный округ характеризуется сравнительно высоким уровнем развития межрегиональных связей между регионами, входящими в его состав. Это свидетельствует о довольно высоком уровне экономического взаимодействия уральских регионов. Доля округа в общем товарообороте уральских регионов колеблется от 17 процентов по Тюменской области до 68,6 процента по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. В целом по округу данный показатель составляет 31 процентов.
Товарная структура межрегионального обмена в значительной мере определяется отраслевой структурой экономики регионов. В Уральском федеральном округе сложился довольно высокий уровень территориальной дифференциации структуры промышленности.
Товарная структура вывоза из регионов Урала формируется в основном за счет продукции отраслей специализации. Так, для Свердловской и Челябинской областей основу вывоза в другие регионы страны составляет продукция черной и цветной металлургии, тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения, химической отрасли. Курганская область -продукция агропромышленного комплекса (мясо-молочная, мукомольная), сельскохозяйственное, дорожно-транспортное, химическое, полиграфическое машиностроение. Область является ведущим производителем автогудронаторов, доильных машин и резервуаров – охладителей молока. Кроме того, видное место в структуре вывоза из Курганской области занимают пожарные машины Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования, производящего 30 процентов от общего их выпуска в стране. Вывоз из Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов осуществляется главным образом по линии нефтегазового комплекса. Из регионов вывозятся также дизельное топливо, мазут, аккумуляторы, пиломатериалы, продовольственные товары. Вывоз продовольственных товаров осуществляется, главным образом, в другие регионы Уральского федерального округа, а также в регионы Сибирского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В структуре вывоза продовольственной продукции доминирующие позиции занимает цельномолочная продукция, колбасные изделия, мясо и птица, рыбная пищевая продукция.
В структуре ввоза из регионов России в пределы Уральского федерального округа основное место занимают продовольственные товары, товары повседневного спроса, нефтепродукты, химическая продукция, строительные материалы, оборудование для обустройства газовых и нефтяных месторождений, а также вспомогательные материалы для газовой отрасли (метанол). Продукция агропромышленного комплекса поступает в основном из Южного и Приволжского округов, машиностроения – из Центрального, Приволжского и Северо-Западного, химической промышленности – из Приволжского округа.
В перспективе следует ожидать существенного роста объемов межрегиональных связей и расширения их товарной номенклатуры.
На развитие межрегиональных связей главное влияние окажет намечаемая реализация проектов в области освоения новых месторождений минерально-сырьевых ресурсов, усиление межрегионального взаимодействия регионов Урала, меры по дальнейшей диверсификации промышленного производства, а также развитие транспортной инфраструктуры.
Основной целью развития межрегиональных связей Уральского федерального округа является оптимизация его экономической структуры, а также транспортно-экономических связей и потоков, обеспечивающая повышение эффективности производства и специализации экономики Уральского и других федеральных округов.
Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач, прежде всего:
участие в реализации межрегиональных проектов в экономической сфере, основного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», межрегиональных проектов в социальной и в сфере обеспечения экологической безопасности;
приоритетное развитие традиционных и перспективных отраслей и производств специализации Уральского федерального округа;
разработка вариантного прогноза транспортных межрегиональных потоков округа;
развитие транспортной сети и инфраструктуры, обеспечивающей оптимизацию транспортно-экономических связей Уральского федерального округа.
Развитие межрегиональных связей регионов Урала в значительной мере будет зависеть от реализации крупных инвестиционных проектов в газонефтехимической отрасли. Речь идет о сооружении завода по переработке газового конденсата, газохимического комплекса по производству этилена и полиэтилена, завода по переработке газового конденсата в Ямало-Ненецком автономном округе.
Кроме того, планируется строительство комплекса нефтехимических производств по выпуску полипропилена и практически двукратное расширение мощностей по переработке ШФЛУ в г.Тобольске.
Прежде всего, следует указать, что намечаемый опережающий рост вывоза продукции в другие регионы страны станет возможным вследствие реализации программ по расширению структуры производства, создания новых производств. Товарная номенклатура вывоза будет значительно расширена за счет продукции горнорудной промышленности и газохимических производств, лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского округа - Югры.
На развитие межрегиональных связей Уральского федерального округа повлияет решение таких важнейших проблем экономики округа, как:
сырьевое обеспечение базовых отраслей промышленности;
диверсификация экономики регионов;
развитие торгово-экономического сотрудничества с другими регионами страны;
развитие транспортной и производственной инфраструктуры, что предполагает создание и развитие транспортно-логистических коридоров, формирование межрегиональной инфраструктуры инновационной системы (инновационных институтов, технополисов, бизнес–инкубаторов, венчурных и инновационных фондов, инновационно-технологических зон и так далее);
развитие крупных промышленных холдингов и комплексов.
Одним из главных факторов развития межрегиональных связей Урала станет формирование территориальных комплексов в базовых отраслях экономики. В частности, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предполагается формирование лесопромышленного комплекса на основе создания фанерного и картонного производства, развития деревянного домостроения.
Важный импульс в развитии межрегиональных связей Уральского федерального округа будет вызван реализацией проектов в развитии транспортной инфраструктуры региона, преодоления транспортной недостаточности ряда его территорий.
Создание транспортной инфраструктуры позволит кратно увеличить использование лесосырьевых ресурсов Уральского региона и выйти на уровень заготовки древесины до 30 - 40 млн. куб. м в год.
Наиболее радикальным образом реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», а также мер по диверсификации производства и развитию транспортной инфраструктуры отразится на объемах и масштабах межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
В прогнозном периоде в структуре вывоза по-прежнему будут превалировать поставки нефти и газа, продукции черной и цветной металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса. Увеличение поставок природного газа произойдет главным образом за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Ямало-Ненецкого округа.
Ввоз в пределы округа будет определяться продукцией пищевой и легкой промышленности, машиностроительной продукцией, строительными материалами, в первую очередь цементом. В структуре ввоза радикальные изменения произойдут вследствие реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Прежде всего речь идет о прекращении поставок в Уральский федеральный округ рудного сырья.
Заметное место в структуре ввоза по прежнему будут занимать продовольственные товары, ввоз которых к концу прогнозного периода возрастет в 1,3 - 1,5 раза. Указанный рост рассчитан, исходя из прогнозируемой перспективной численности населения регионов.
В перспективе следует ожидать значительного развития межрегиональных связей между регионами Уральского федерального округа. Это произойдет вследствие усиления экономического взаимодействия регионов за счет экономической и технологической интеграции преимущественно сырьевых территорий Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов с индустриальными Свердловской и Челябинской областями. Главным результатом этого станет решение проблемы сырьевого обеспечения ведущих отраслей промышленности, развитие новых высокотехнологичных производств, активное промышленное освоение северных территорий.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе