Черная металлургия
На территории Урала сформирована основная металлургическая база России, производящая более 2/5 производства промышленной продукции отрасли в стране.
В состав комплекса входят такие крупнейшие предприятия, как Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод, Ашинский металлургический завод, Саткинский металлургический завод, Златоустовский металлургический завод, Магнитогорский метизно-металлургический завод, Нижнетагильский металлургический комбинат, Алапаевский метзавод, Северский трубный завод, Синарский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод, Серовский металлургический завод, Верх-Исетский металлургический завод и другие.
Технико-технологическая и инфраструктурная оснащенность этого уральского комплекса требует кардинальной модернизации.
Так, средний износ активной части (машин) и основных производственных фондов в черной металлургии достиг 50 процентов. Недостаточно высокий технологический уровень ряда производств обуславливает значительное отставание по основным технико-экономическим показателям от металлургии развитых стран (США, стран Европейского союза и Японии):
средняя энергоемкость выплавки стали в черной металлургии Уральского округа - выше на 20 - 30 процентов;
количество отходов при производстве проката - выше в 2 раза;
средняя производительность труда - ниже в 2,5 - 3 раза;
суммарное удельное негативное воздействие на окружающую среду выше в 2 раза.
Технологическое обновление происходит в значительной мере на основе заимствования зарубежных технологий, прежде всего, в форме импорта технологического оборудования. Доля импорта в закупках нового металлургического оборудования превышает 50 процентов.
Огромное значение для эффективного развития черной металлургии Уральского федерального округа имеет решение проблемы обеспеченности сырьем. Существующее производство металла на Урале обеспечено собственным железорудным сырьем только на 50 - 60 процентов. До 20 млн. тонн в год железорудных материалов завозится из Центральной России (Михайловский, Лебединский горнообогатительные комбинаты (далее - ГОК), Карелии (Костомукшский ГОК), Казахстана (Соколовско-Сарбайский ГОК).
Ввоз железорудного сырья из других субъектов Российской Федерации при постоянном повышении железнодорожных тарифов приводит к тому, что производство металла на Урале становится неконкурентоспособным в сравнении даже с отечественными комбинатами «Северсталь» и Новолипецким. Эти обстоятельства могут привести к снижению объема производства металла на Урале и даже закрытию ряда предприятий.
Существенным фактором развития металлургической промышленности с позиций ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья - лома и отходов черных металлов. Использование лома при производстве металлов приводит к экономии энергоресурсов, сырья, материалов, повышает эффективность использования технологических агрегатов, снижает вредное воздействие на окружающую среду. При выплавке 1 тонны стали с применением металлолома экономится 180 кВт/ч электроэнергии, 0,8 тонн угля, 175 куб. м природного газа.
Важнейшей проблемой развития черной металлургии Урала является проблема переработки техногенных образований. На долю предприятий этого комплекса приходится до 44 процентов промышленных выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, 32 процента сброса загрязненных сточных вод, около 72 процентов токсичных отходов. Проблемы, связанные с переработкой отходов металлургического производства имеют не только экологический характер. При комплексном подходе к их решению возможно достижение положительных результатов также в экономической, технической и социальной областях. Железосодержащие отходы черной металлургии при соответствующей их переработке являются дополнительным местным источником сырья, использование которого позволит уменьшить остроту решения задачи дефицита железорудного сырья.
Актуальна также проблема использования вторичных энергетических ресурсов, как собственно топливных - конвертерного газа и газа электросталеплавильных и ферросплавных печей, так и тепловых – тепла отходящих газов, тепла охлаждающей воды, тепла жидких шлаков.
В прогнозный период необходимо осуществить:
повсеместное увеличение глубины передела и расширение номенклатуры выпускаемой продукции,
замену мартеновского производства электросталеплавильным,
переход на выпуск продукции из непрерывнолитых заготовок кислородно-конвертерной стали,
производство высокопрочных труб большого диаметра из природно-микролегированных сталей повышенной прочности и хладостойкости.
В издержках на производство черных металлов сохраняется высокий расход энергоресурсов. Уровень удельного потребления энергии на крупных металлургических предприятиях региона на 20 - 30 процентов выше по сравнению с соответствующими показателями по металлургическим предприятиям промышленно развитых стран Западной Европы. Это объясняется в значительной степени использованием устаревших оборудования и технологий (особенно на старых заводах небольшой мощности). Недостаточно используются в отрасли современные компьютерные системы управления.
К числу важнейших направлений экономии энергоресурсов в черной металлургии в первую очередь следует отнести:
развитие подразделений, связанных с подготовкой железорудного сырья и кокса, а также электрометаллургии;
в сталеплавильном производстве – полный вывод из эксплуатации мартеновских печей; снижение сквозной энергоемкости конвертерной стали; внедрение технологии внепечной обработки стали (установка ковш-печь); вакуумирование; доведение объемов непрерывной разливки стали до 100 процентов;
в доменном производстве - улучшение подготовки доменной шихты; замена природного газа пылеугольным топливом; переход воздухонагревателей на использование тепла отходящих газов;
в производстве проката и труб - внедрение низкотемпературной прокатки сталей массового производства; внедрение технологии деформационно-термического упрочнения сортового проката; применение сквозной технологии прямой прокатки путем совмещения машин непрерывной разливки стали с прокатным станом.
Основная цель развития черной металлургии Уральского федерального округа состоит в повышении эффективности производства отрасли за счет создания и дальнейшего использования новых технологических заделов, превращения инновационных факторов в основной источник ее экономического роста путем модернизации отраслевого производства. Наряду с этим предполагается развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, в том числе базового транспортно-ресурсного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», что будет способствовать ускоренному развитию отраслей-потребителей продукции черной металлургии.
Основными факторами, определяющими развитие отрасли по инновационному сценарию, станут сохранение позиций на мировом рынке металлов, увеличение конкурентоспособности металлургической продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение спроса на продукцию со стороны топливно-энергетического комплекса, строительства и машиностроения, замещение импортной продукции за счет реконструкции и ввода новых мощностей, повышения качества продукции, расширение экспортных поставок с переориентацией на новые рынки сбыта.
Инновационный сценарий развития отрасли опирается на более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал и в обновление основных фондов.
Важнейшими задачами развития черной металлургии Урала являются:
вовлечение в производство запасов железорудного сырья второй очереди Качканарского горно-обогатительного комбината, а также месторождений Приполярного Урала;
разработка месторождений марганцевых и хромовых руд;
расширение производства феррованадия и в целом ферросплавной подотрасли металлургического комплекса. Урал производит свыше 70 процентов российской продукции ферросплавов различных марок. Поэтому необходимо совершенствование технологий производства ферросплавов и расширение номенклатуры выпускаемых качественных сталей;
изменение сортамента сталей в сторону производства микролегированной металлопродукции;
развитие инфраструктуры заготовки лома и совершенствование контроля оборота лома черных и цветных металлов;
повышение на инновационной основе качества огнеупоров, производимых на металлургических предприятиях;
создание на всех металлургических предприятиях информационно-управляющих центров, внедряющих современные информационные технологии для управления производством на всех его стадиях;
необходимое инвестиционное обеспечение научно-технических разработок и подготовка кадров, в том числе создание технико-внедренческого центра металлургической промышленности и тяжелого машиностроения в г.Екатеринбурге в рамках частно-государственного партнерства, с перспективным развитием науки и образования, подготовки и переподготовки кадров на территории Свердловской области.
Развитию черной металлургии Урала будет способствовать строительство комплексов:
По производству холоднокатаного проката, проката с покрытием и автокомпонентов в Магнитогорске, по производству рельсобалочной продукции в Челябинске, электроплавильного по выпуску трубной заготовки в Первоуральске, реконструкция колесобандажного цеха в Нижнем Тагиле.
Рост инвестиций и повышение эффективности всех факторов металлургического производства в инновационном сценарии обеспечит устойчиво высокие темпы роста производства металлопродукции на всем протяжении реализации Стратегии.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе