2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
Агропромышленный комплекс Уральского федерального округа в экономике России занимает важное место.
Наличие черноземных почв южных районов является благоприятным фактором для развития на их территории сельскохозяйственного производства.
Природно-климатические и экономические условия позволяют производить в Уральском федеральном округе, в качестве основной продукции агропромышленного комплекса, зерновые и зернобобовые культуры, картофель, овощи (открытого и защищенного грунта), плоды и ягоды, а также выращивать скот и птицу, производить молоко и яйца.
В 2009году вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий округа составила 5439,5 тыс. га, или 7 процентов от всей посевной площади в целом по стране Российской Федерации; зерновые и зернобобовые культуры - 3875,0 тыс.га ( 6,5 процента ); кормовые культуры - 1437,8 тыс. га (7,8 процента).
В 2009 году в рейтинге округов Российской Федерации по объему производства основных видов продукции растениеводства Уральский федеральный округ занимал 4 место по производству картофеля (удельный вес 8,9 процента от общего производства), 5 место - по производству зерновых культур (5,5 процента), плодов и ягод (6,7 процента) и 6 место - по производству овощей (19,3 процента), плодов и ягод (6,5 процента). В животноводстве Уральский федеральный округ в рейтинге округов Российской Федерации занимает 5 место по объему производства скота и птицы (удельный вес 7,1 процента от общего производства); 6 место - по объему производства молока (6,4 процента) и яиц (10,3 процента).
За последние 10 лет производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий округа выросло на 33,7 процента к уровню 2000 года и составило 703,6 тыс. тонн. В том числе в сельхозпредприятиях оно выросло на 79,3 процента, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 57,4 процента.
Основной прирост производства скота и птицы на убой в живом весе достигнут за счет увеличения производства свиней на убой на 14,3 процента и производства птицы на убой - в 2,7 раза к уровню 2000 года.
Сельскохозяйственные организации в округе обеспечивают производство 84,1 процента зерна, 86,1 процента яиц, 13,5 процента овощей и 8,2 процента картофеля 45,1 процента молока, 64,5 процента скота и птицы на убой (в убойном весе).
Крестьянские (фермерские) хозяйства выращивают 15,9 процента зерна, 1,5 процента овощей, 1,3 процента картофеля. Кроме того, на их долю приходится 3,7 процента молока, 2,2 процента скота и птицы на убой (в убойном весе) и 0,4 процента яиц.
Хозяйства населения стали основными производителями картофеля (90,5 процента) и овощей (85 процентов), а также достаточно большого количества молока (51,1 процента), трети скота и птицы (33,2 процента), около 10 процентов яиц.
В округе реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858.
В 2003 - 2009 годах за счет всех источников финансирования в округе введено 333,74 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающим в сельской местности. Принято в эксплуатацию 1555,72 км распределительных газовых сетей, введено 128,4 км локальных водопроводов, что позволило довести уровень газификации сельского жилищного фонда до 31,1 процента (по России - 51,1 процента), уровень обеспеченности питьевой водой до 44,1 процента. Строительство жилья и объектов социально-инженерной инфраструктуры осуществляется преимущественно в сельских населенных пунктах, где активно развивается сельскохозяйственное производство, строятся производственные объекты агропромышленного комплекса, в том числе животноводческие комплексы.
Начиная с 2006 года в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» активно осуществляются мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственной потребительской кооперации. Так, для ведения северного оленеводства сельскохозяйственным предприятиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставлено 2274,3 тыс. га (земли лесного фонда). На территории Ямало-Ненецкого автономного округа выпасается крупнейшее в мире стадо домашних оленей.
Среди всех округов, где развито оленеводство, Уральский федеральный округ занимает 1 место по производству оленей на убой (удельный вес 47 процентов от общего производства). За эти годы производство оленей на убой в живом весе увеличилось на 53,1 процента к уровню 2000 года и составило 7,5 тыс. тонн. Основной прирост производства оленей обеспечили хозяйства населения.
В Ямало-Ненецком автономном округе сохранены крупные оленеводческие хозяйства, практикуется крупностадное содержание оленей, поголовье оленей находится в относительно стабильном состоянии. Актуальной задачей является обеспечение оленеводческих предприятий современными забойными пунктами с цехами по переработке продукции, холодильным оборудованием, а также схемой вывоза продукции к основным рынкам сбыта без использования дорогостоящей авиации.
В настоящее время в Уральском федеральном округе действует 211 крупных и средних предприятий и организаций, производящих пищевые продукты, включая напитки и табак.
Предприятиями округа в 2009 году по сравнению с 2000 годом увеличено в 2,3 раза производство мяса, включая субпродукты 1 категории, колбасных изделий - в 2,5 раза, цельномолочной продукции - в 1,8 раза крупы - в 1,9 раза, плодоовощных консервов - в 6 раз.
В прогнозируемом периоде будут проведены модернизация рыбопромыслового флота и техническое перевооружение рыбоперерабатывающей базы. Это позволит предприятиям округа обновить основные фонды и даст возможность увеличить вылов рыбы к 2020 году до 10 - 12 тыс. тонн.
Перспективными направлениями развития животноводства являются индейководство и рыбоводство. В 2010 году начинается строительство фермы по производству мяса индейки мощностью 10 тыс. тонн в год. Планируется реализация инвестиционного проекта по производству черной икры.
Практически во всех субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа реализуются стратегические программы развития агропромышленного комплекса. Принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в аграрной сфере, позволили сформировать тенденцию роста производства продукции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Все виды продукции растениеводства рентабельны.
В настоящее время доля Уральского федерального округа в общем объеме инвестиций в основной капитал сельского хозяйства России составляет от 6 до 7 процентов. Наибольшим удельным весом инвестиций в сельское хозяйство округа в последние годы характеризуется Челябинская область, далее идут Свердловская область, Тюменская область, наименьшая доля в округе у Курганской области – 8 – 9 процентов.
В целом по округу на 1000 га сельхозугодий направляется на 30 – 40 процентов инвестиций меньше общероссийского уровня.
Целью развития агропромышленного комплекса Урала является эффективное производство сельскохозяйственной продукции, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе, повышения качества жизни сельского населения и достижения продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
Задачами агропромышленного комплекса округа являются:
формирование устойчивого и эффективного производства продуктов питания;
привлечение финансовых ресурсов крупных инвесторов для реализации высокоэффективных инвестиций в агропромышленных комплекс;
создание условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, обеспечения населения качественными продовольственными товарами;
повышение уровней потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их доступности и экологической безопасности для населения;
улучшение институционального устройства сельскохозяйственного производства путем поддержки развития крупных форм (агрофирм, агрохолдингов) и малых форм хозяйствования.
устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения;
создание условий для сохранения и воспроизводства, используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов, в том числе сохранение и увеличение численности сиговых и осетровых рыб, обеспечение их искусственного воспроизводства, создание сети ихтиологических заказников.
В растениеводстве:
рост объемов производства продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;
развитие и укрепление материально-технической базы отрасли растениеводства;
восстановление плодородия почв за счет реконструкции и создания новых оросительных каналов, внесения удобрений;
развитие кормопроизводства путем введения в севооборот высокобелковых и высокоэнергетических культур для удовлетворения кормами в полном объеме отрасль животноводства;
широкое внедрение почвозащитных, ресурсо- и энергосберегающих технологий и комплекса машин при возделывании сельскохозяйственных культур;
модернизация имеющихся и строительство новых мощностей по хранению и переработке продукции растениеводства, а также совершенствование системы ее реализации;
подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров для растениеводческой отрасли.
В животноводстве:
рост объемов производства продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы;
дальнейшее развитие племенной базы за счет отечественных племенных ресурсов;
дальнейшее развитие таких направлений как мясное скотоводство, северное оленеводство.
В рамках развития производства пищевых продуктов необходимо:
обеспечение динамичного развития производств пищевой промышленности;
создание агропромышленных кластеров, связывающих между собой поставщиков и переработчиков сельскохозяйственной продукции;
проведение технической и технологической модернизации существующих производственных мощностей;
повышение качества продукции, инновационной активности предприятий пищевой промышленности;
дальнейшее развитие направлений по освоению и производству диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания;
освоение новых видов продукции;
повышение эффективности управления предприятиями путем внедрения современных технологий управления;
внедрение на предприятиях международных систем качества серий ИСО:9000 и ХАССП;
подготовка высококвалифицированных кадров, сохранение и создание новых рабочих мест;
насыщение окружного рынка продуктов питания конкурентоспособной продукцией, соответствующей всем требованиям по качеству и безопасности;
доведение доли продуктов питания, произведенных окружными товаропроизводителями, до 90 процентов в общем объеме потребления;
повышение степени переработки произведенной в округе сельскохозяйственной продукции;
внедрение комплекса организационных, технологических и экономических мер, позволяющих нивелировать колебания природно-климатических условий.
На современном этапе развития производства пищевых продуктов агропромышленного комплекса в целом, особенно в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию, возрастает значение конкурентной среды и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Конкуренция играет исключительную роль и является основополагающим элементом функционирования и развития общества.
Продовольственная сфера экономики за прошедшие годы подверглась значительному давлению импорта. Это ставит на повестку дня в качестве важнейшей задачи – обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны. Производство пищевых продуктов, составляющая вместе с сельским хозяйством основу жизнеобеспечения населения продовольствием и имеющая высокий потенциал импортозамещения, может стать одной из точек роста национальной экономики.
Развитие сельского хозяйства округа в рамках инновационного сценария развития Урала будет характеризоваться значительным усилением инновационных факторов, которые должны охватить в системном виде все сферы агропромышленного комплекса, включая нововведения селекционно-генетического, производственно-технологического, организационно-управленческого и экономико-экологического характера. В результате повысится конкурентоспособность окружного продовольствия за счет повышения технологического и организационного уровня производства в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях.
Из существующих в центральной и северной частях федерального округа отраслей сельского хозяйства значительным потенциалом обладает оленеводство, развитие которого может быть поддержано растущим спросом на внутреннем и внешнем рынках. Хорошие перспективы в центральной части округа имеет рыбоводство (в том числе разведение ценных пород рыб), для развития которого имеются благоприятные условия в бассейне р. Оби и на многочисленных озерах Западно-Сибирской равнины.
Инновационный вариант развития сельского хозяйства предполагает выход на качественно новый технологический уровень производства, стимулируемый масштабным привлечением в отрасль инвестиционных средств, ослабление инфраструктурных ограничений, формирование новых рынков, улучшение уровня жизни сельского населения.
Инновационный вариант развития сельского хозяйства характеризуется постепенным переходом от экстенсивных форм ведения сельскохозяйственного производства к высокоинтенсивным технологиям.
В модернизации сельскохозяйственного производства основные усилия будут направлены на интенсивное технологическое обновление отрасли и создание новых высокотехнологичных производств.
В целях улучшения ресурсного потенциала в предстоящем периоде необходимо развивать и совершенствовать существующую племенную базу в молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве: селекционно-гибридные центры в свиноводстве, племенные репродукторы в птицеводстве, молочном и мясном скотоводстве, обеспечивающие обновление стада в необходимых пропорциях, а также значительное увеличение объемов продаж племенного поголовья на внешнем рынке.
Удельный вес племенного поголовья в общем стаде к 2020 году следует довести до 40 процентов, что в 2,2 раза выше прогнозируемого российского показателя.
Будет продолжена работа по формированию и совершенствованию инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования.
Дальнейшее развитие рынка продовольственных товаров округа связано с динамикой роста платежеспособного спроса населения, тенденциями мирового рынка и возможным усилением позиций на внешнем рынке, в том числе за счет стран Содружества Независимых Государств.
Развитие пищевой промышленности округа будет характеризоваться повышением потребительского спроса на продовольствие, формированием новых пищевых производств, учитывающих экологические требования, с необходимыми масштабными объемами привлечения инвестиций.
Уровень производства продовольственной продукции по инновационному варианту к 2020 году по отношению к 2009 году в округе возрастет – в 1,7 - 1,8 раза.
По инновационному варианту в 2020 году относительно уровня 2009 года производство продукции сельского хозяйства может возрасти на 50 – 55 процентов.
В целом по инновационному варианту в Уральском федеральном округе к 2020 году предполагается произвести: мяса – 280 тыс. тонн, колбасных изделий – 250 тыс. тонн, масла животного – 14 тыс. тонн, цельномолочной продукции – 1200 тыс. тонн, муки – 2 млн. тонн, макаронных изделий – 340 тыс. тонн.
Уральский федеральный округ имеет благоприятные перспективы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Улов рыбы в водоемах округа к 2020 году может возрасти в 1,7 - 1,8 раза, что позволит увеличить производство товарной пищевой рыбной продукции.
В рамках инновационного варианта развития предполагается увеличить объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по округу к 2020 году в 3,5- 4 раза по сравнению с уровнем 2008 года. Доля инвестиций округа в общероссийском объеме должна быть не менее 8,8 - 9,0 процентов. Основной объем инвестиций будет направлен на технологическую модернизацию АПК. Уровень использования производственных мощностей в отрасли округа к 2020 году должен достичь 85 - 90 процентов против 65 - 68 процентов в 2009 году, а производительность труда должна возрасти в 1,4 – 1,5 раза.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе