logo
урал

3.1. Транспортная инфраструктура

Системными документами, определяющими направления развития транспортной инфраструктуры, в том числе позволяющими обеспечить развитие Уральского федерального округа Российской Федерации, являются Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р, Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848, и являющаяся необходимым и неотъемлемым инструментом реализации указанных стратегий в области транспорта.

Реализация направлений развития транспортной инфраструктуры, установленных Транспортной стратегией, осуществляется в рамках отраслевых подпрограмм Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», а также федеральных целевых программ регионального развития, с учетом инвестиционных возможностей Федерального бюджета.

О месте и значении транспорта в хозяйственном комплексе Урала свидетельствует значительная доля транспортных услуг в валовом региональном продукте от 5 процентов до 14 процентов по субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа, в инвестициях на развитие транспорта, и в численности занятых на них работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику округа.

Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса Уральского федерального округа является необходимым условием интеграции региональных хозяйственных систем и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Главной целью развития транспортной системы Урала является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Основными задачами развития транспортной инфраструктуры и в целом транспортной системы Урала являются:

создание условий для комплексного освоения новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых;

формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;

привлечение внебюджетных инвестиций в инновационное развитие транспортной инфраструктуры,

снижение транспортных издержек реального сектора экономики,

сохранение квалифицированных кадров в отрасли,

обеспечение доступности транспортных услуг для населения;

устойчивая работа организаций транспортного комплекса;

создание сети высокоскоростного движения на территории Уральского федерального округа;

развитие пассажирского транспорта, в том числе внеуличного транспорта, прежде всего в региональных центрах Уральского федерального округа;

обновление парка подвижного состава новыми, современными транспортными средствами;

развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок;

повышение транспортной освоенности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При формировании транспортной инфраструктуры и определении направлений и мер по ее развитию необходимо в максимально возможной степени учитывать влияние гидрометеорологических факторов.

Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность Урала, связанность его субъектов в единое экономическое пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Северных и Восточных районов.

Реализация мероприятий по развитию транспортной системы предусматривается в два этапа:

первый этап до 2015 года – ориентирован на развитие существующей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парка транспортных средств, состава речного и воздушного флота, совершенствование технологических процессов. Особое внимание будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов в транспортной сети, комплексному подходу к развитию транспортно-логистической инфраструктуры, внедрению инноваций в отрасли, привлечению внебюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры, транспортных подходов к пограничным пунктам и транспортным узлам.

второй период от 2015 до 2020 года и на дальнейшую перспективу включает создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы, повышение конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создание инфраструктурных условий для развития и расширения опорной транспортной сети, реализации транзитного потенциала, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.

На железнодорожном транспорте приоритетом является расширение сети железных дорог, которое станет основой пространственного развитии опорной сети и освоения ресурсной базы в районах нового освоения.

Основную долю инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Уральского федерального округа необходимо направить на строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий.

Ключевым направлением реализации этой стратегии является транспортная составляющая проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», которая в перспективе предусматривает строительство сети более чем 1200 км железных дорог, а также двух уникальных мостовых переходов через реки Обь и Надым. Данная инфраструктура будет возводиться на территории Ямало-Ненецкого, а впоследствии - Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской и Свердловской областей.

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 17.06.2008 №877-р предусмотрено в период до 2015 года строительство железнодорожных линий Полуночное - Обская – Салехард, Салехард - Надым.

К другим проектам железнодорожного транспорта, которые в дальнейшем будут реализованы Корпорацией «Урал Промышленный – Урал Полярный», относятся: строительство линий Паюта - Новый порт, Коротчаево – Русское – Игарка, а также Русская – Заполярная, Коновалово - Называевская с последующим обходом Омска до ст. Татарская, участка Северо-Сибирской железнодорожной магистрали Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск, вторых мостовых переходов через реки Обь, Большой Салым, Демьянка (для повышения пропускной способности грузообразующей линии Тобольск – Сургут), северного обхода Свердловского узла, а также строительство более 600 км вторых и третьих путей на Свердловской и Южно-Уральской; реконструкция мостового перехода через реку Тура на участке Егоршино – Тавда.

Минтранс России предлагает также в период после 2016 года строительство железнодорожной линии Ульт – Ягун – Приобье.

Для обеспечения растущих потребностей населения в перевозках предусматривается строительство социально-значимых линий: Ханты-Мансийск – Салым, с последующим соединением до Приобья, Муслюмово-Теченское.

Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена организация скоростного железнодорожного движения в Челябинском железнодорожном узле и на железнодорожной линии Челябинск – Магнитогорск.

В автодорожном хозяйстве основной целью является увеличение удельного веса автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и обеспечение сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 125 человек постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

Необходимо активизировать работы по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений с концентрацией ресурсов на отдельных наиболее важных направлениях федеральных дорог, в том числе на дорогах М-5 «Урал» от Москвы через Пензу, Самару, Уфу до Челябинска в границах Челябинской области, 1Р-351 Екатеринбург - Тюмень, 1Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск.

Формирование перспективной дорожной сети в период до 2020 года и на стратегическую перспективу предусматривает включение в сеть дорог федерального значения новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России:

«Центр – Урал»: Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург;

«Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва – Нижний Новгород – Казань – Челябинск – граница Казахстана с ответвлением Челябинск – Екатеринбург.

В рамках развития воздушной транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе необходимо развивать наиболее крупные аэропорты – в г. Екатеринбурге (Кольцово), который должен стать крупным транзитным хабом для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок, в г. Челябинске (Баландино), а также крупные внутренние узловые аэропорты в гг. Сургуте, Тюмень и Новом Уренгое. Для обеспечения социальных пассажирских авиаперевозок предусматривается развитие аэропортов Крайнего Севера (в гг. Урае, Надыме, Когалыме, Ноябрьске и Ямбурге), других административных центров субъектов федерации (гг. Салехарде, Кургане, Ханты-Мансийске) и крупных промышленных центров (гг. Нижневартовске, Магнитогорске, Нефтеюганске).

Особое место в модернизации и развитии наземной инфраструктуры воздушного транспорта должна занимать национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из аэродромов международных и внутрироссийских узловых аэропортов и неузловых аэропортов, обеспечивающих связность сети, стратегическое единство и безопасность авиационных связей.

Предусматривается реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сургут, Рощино (г. Тюмень), Ноябрьск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург), Нижневартовск.

Главной целью развития внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, включая портовые сооружения, является формирование опорной воднотранспортной сети и реализация приоритетных инфраструктурных проектов для обеспечения надежного и устойчивого функционирования существующей сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Для этого необходимо улучшение условий судоходства на внутренних водных путях, поддержание и реконструкция гидротехнических сооружений.

Приоритетными объектами являются:

обеспечение стабильного и безопасного судоходства по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна, включая модернизацию, обновление технического и экологического флота;

создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта – до 2015 года в портах гг. Ханты-Мансийска, Салехарда, Тюмени, Тобольска и Сургута, на период окончательной реализации транспортной Стратегии России в портах гг. Уренгоя, Надыма, Сергина, Нижневартовска и Нефтеюганска;

реконструкция инфраструктуры пассажирских объектов.

В сфере морского транспорта Комплексным планом по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. №1713-р предусмотрена разработка комплекса мер по подготовке судоходного канала и созданию объектов морского порта в районе поселка Сабетта.