3.1. Транспортная инфраструктура
Системными документами, определяющими направления развития транспортной инфраструктуры, в том числе позволяющими обеспечить развитие Уральского федерального округа Российской Федерации, являются Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р, Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848, и являющаяся необходимым и неотъемлемым инструментом реализации указанных стратегий в области транспорта.
Реализация направлений развития транспортной инфраструктуры, установленных Транспортной стратегией, осуществляется в рамках отраслевых подпрограмм Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», а также федеральных целевых программ регионального развития, с учетом инвестиционных возможностей Федерального бюджета.
О месте и значении транспорта в хозяйственном комплексе Урала свидетельствует значительная доля транспортных услуг в валовом региональном продукте от 5 процентов до 14 процентов по субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа, в инвестициях на развитие транспорта, и в численности занятых на них работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику округа.
Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса Уральского федерального округа является необходимым условием интеграции региональных хозяйственных систем и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Главной целью развития транспортной системы Урала является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.
Основными задачами развития транспортной инфраструктуры и в целом транспортной системы Урала являются:
создание условий для комплексного освоения новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых;
формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
привлечение внебюджетных инвестиций в инновационное развитие транспортной инфраструктуры,
снижение транспортных издержек реального сектора экономики,
сохранение квалифицированных кадров в отрасли,
обеспечение доступности транспортных услуг для населения;
устойчивая работа организаций транспортного комплекса;
создание сети высокоскоростного движения на территории Уральского федерального округа;
развитие пассажирского транспорта, в том числе внеуличного транспорта, прежде всего в региональных центрах Уральского федерального округа;
обновление парка подвижного состава новыми, современными транспортными средствами;
развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок;
повышение транспортной освоенности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При формировании транспортной инфраструктуры и определении направлений и мер по ее развитию необходимо в максимально возможной степени учитывать влияние гидрометеорологических факторов.
Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность Урала, связанность его субъектов в единое экономическое пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Северных и Восточных районов.
Реализация мероприятий по развитию транспортной системы предусматривается в два этапа:
первый этап до 2015 года – ориентирован на развитие существующей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парка транспортных средств, состава речного и воздушного флота, совершенствование технологических процессов. Особое внимание будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов в транспортной сети, комплексному подходу к развитию транспортно-логистической инфраструктуры, внедрению инноваций в отрасли, привлечению внебюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры, транспортных подходов к пограничным пунктам и транспортным узлам.
второй период от 2015 до 2020 года и на дальнейшую перспективу включает создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы, повышение конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создание инфраструктурных условий для развития и расширения опорной транспортной сети, реализации транзитного потенциала, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.
На железнодорожном транспорте приоритетом является расширение сети железных дорог, которое станет основой пространственного развитии опорной сети и освоения ресурсной базы в районах нового освоения.
Основную долю инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Уральского федерального округа необходимо направить на строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий.
Ключевым направлением реализации этой стратегии является транспортная составляющая проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», которая в перспективе предусматривает строительство сети более чем 1200 км железных дорог, а также двух уникальных мостовых переходов через реки Обь и Надым. Данная инфраструктура будет возводиться на территории Ямало-Ненецкого, а впоследствии - Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской и Свердловской областей.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 17.06.2008 №877-р предусмотрено в период до 2015 года строительство железнодорожных линий Полуночное - Обская – Салехард, Салехард - Надым.
К другим проектам железнодорожного транспорта, которые в дальнейшем будут реализованы Корпорацией «Урал Промышленный – Урал Полярный», относятся: строительство линий Паюта - Новый порт, Коротчаево – Русское – Игарка, а также Русская – Заполярная, Коновалово - Называевская с последующим обходом Омска до ст. Татарская, участка Северо-Сибирской железнодорожной магистрали Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск, вторых мостовых переходов через реки Обь, Большой Салым, Демьянка (для повышения пропускной способности грузообразующей линии Тобольск – Сургут), северного обхода Свердловского узла, а также строительство более 600 км вторых и третьих путей на Свердловской и Южно-Уральской; реконструкция мостового перехода через реку Тура на участке Егоршино – Тавда.
Минтранс России предлагает также в период после 2016 года строительство железнодорожной линии Ульт – Ягун – Приобье.
Для обеспечения растущих потребностей населения в перевозках предусматривается строительство социально-значимых линий: Ханты-Мансийск – Салым, с последующим соединением до Приобья, Муслюмово-Теченское.
Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена организация скоростного железнодорожного движения в Челябинском железнодорожном узле и на железнодорожной линии Челябинск – Магнитогорск.
В автодорожном хозяйстве основной целью является увеличение удельного веса автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и обеспечение сельских населенных пунктов с численностью населения свыше 125 человек постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Необходимо активизировать работы по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений с концентрацией ресурсов на отдельных наиболее важных направлениях федеральных дорог, в том числе на дорогах М-5 «Урал» от Москвы через Пензу, Самару, Уфу до Челябинска в границах Челябинской области, 1Р-351 Екатеринбург - Тюмень, 1Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск.
Формирование перспективной дорожной сети в период до 2020 года и на стратегическую перспективу предусматривает включение в сеть дорог федерального значения новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России:
«Центр – Урал»: Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург;
«Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва – Нижний Новгород – Казань – Челябинск – граница Казахстана с ответвлением Челябинск – Екатеринбург.
В рамках развития воздушной транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе необходимо развивать наиболее крупные аэропорты – в г. Екатеринбурге (Кольцово), который должен стать крупным транзитным хабом для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок, в г. Челябинске (Баландино), а также крупные внутренние узловые аэропорты в гг. Сургуте, Тюмень и Новом Уренгое. Для обеспечения социальных пассажирских авиаперевозок предусматривается развитие аэропортов Крайнего Севера (в гг. Урае, Надыме, Когалыме, Ноябрьске и Ямбурге), других административных центров субъектов федерации (гг. Салехарде, Кургане, Ханты-Мансийске) и крупных промышленных центров (гг. Нижневартовске, Магнитогорске, Нефтеюганске).
Особое место в модернизации и развитии наземной инфраструктуры воздушного транспорта должна занимать национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из аэродромов международных и внутрироссийских узловых аэропортов и неузловых аэропортов, обеспечивающих связность сети, стратегическое единство и безопасность авиационных связей.
Предусматривается реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сургут, Рощино (г. Тюмень), Ноябрьск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург), Нижневартовск.
Главной целью развития внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, включая портовые сооружения, является формирование опорной воднотранспортной сети и реализация приоритетных инфраструктурных проектов для обеспечения надежного и устойчивого функционирования существующей сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Для этого необходимо улучшение условий судоходства на внутренних водных путях, поддержание и реконструкция гидротехнических сооружений.
Приоритетными объектами являются:
обеспечение стабильного и безопасного судоходства по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна, включая модернизацию, обновление технического и экологического флота;
создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта – до 2015 года в портах гг. Ханты-Мансийска, Салехарда, Тюмени, Тобольска и Сургута, на период окончательной реализации транспортной Стратегии России в портах гг. Уренгоя, Надыма, Сергина, Нижневартовска и Нефтеюганска;
реконструкция инфраструктуры пассажирских объектов.
В сфере морского транспорта Комплексным планом по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. №1713-р предусмотрена разработка комплекса мер по подготовке судоходного канала и созданию объектов морского порта в районе поселка Сабетта.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе