3.3. Информационно-коммуникационные технологии
Рынок информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) Урала растет в два раза быстрее российского и все еще относится к разряду развивающихся.
Структура рынка ИКТ Урала близка к западноевропейской: доля услуг (интеграции, консалтинга и обучения) высока, 65 процентов от общего объема (большая часть – услуги интеграции).
На текущий момент сегмент производства и дистрибуции оборудования составляет не более 10 процентов от общего объема. Объясняется это тем, что если десять лет назад доля затрат на аппаратную часть составляла величину, близкую к 100 процентов, то сейчас все большая часть затрат рынка ИКТ идет на создание инновационных программных решений.
Несмотря на то, что годовой прирост рынка ИКТ на Урале в 2009 году составил 15 процентов, в ближайшей перспективе (2012 - 2013 годы) ожидается возврат на уровень прироста, близкий к докризисному – 20 - 30 процентов. Однако, учитывая то, что основная доля ИКТ рынка приходится на услуги интеграции, прирост рынка будет в значительной степени определяться общими темпами посткризисного развития отраслей промышленности Урала. В сегменте производства программного обеспечения ожидается прирост на уровне 60 процентов. Предполагается, что такие темпы развития сохранятся до 2017 года, после чего возможно небольшое снижение. Также в ближайшие пять-шесть лет не предвидится спада интереса к сегментам консалтинга и технической поддержки ИКТ.
До сих пор большую роль в округе играет фактор отложенного спроса на программные решения. После его удовлетворения темпы развития рынка ИКТ начнут постепенно снижаться. Через шесть-семь лет прирост не будет превышать 23 - 28 процентов в год. Хотя отдельные сегменты, вероятно, продолжат развиваться опережающими темпами на уровне 40 - 60 процентов.
Современное состояние сети связи на территории Уральского федерального округа характеризуется следующими основными показателями.
Телефонная плотность фиксированной телефонной связи в 2009 году составила 33,2 телефонных аппарата на 100 человек населения, что выше, чем в целом по России, где значение этого показателя составляет 32,0. При этом наиболее высокие значения показателя, превышающие среднероссийские, зафиксированы в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а самые низкие значения телефонной плотности наблюдаются в Курганской и Челябинской областях.
Телефонная плотность подвижной радиотелефонной связи по состоянию на конец 2009 года составила в Уральском федеральном округе 161,2 абонентских устройств на 100 человек населения (средняя по России - 162,4). Высокие значения плотности, превышающие среднероссийские, зафиксированы в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Челябинской области. Самое низкое проникновение подвижной радиотелефоной связи наблюдается в Курганской области.
Для сферы фиксированной связи в регионах Уральского федерального округа в последние годы характерно повышение уровня цифровизации телефонных сетей связи, а также уменьшение очередей на установку фиксированных телефонов. Быстрыми темпами идет сокращение числа заявок на подключение, неудовлетворенных на конец года. Так, например, в 2009 году снижение в целом по округу по сравнению с 2008 годом произошло более чем в 1,2 раза. Самые высокие результаты достигнуты в Свердловской области, где в 2008 году очередь сократилась почти в 1,5 раза.
В 2009 году доходы от предоставления услуг связи в Уральском федеральном округе выросли, составив 103,3 млрд. рублей (104,5 процента по отношению к 2008 году - пятое место среди федеральных округов), что составило 8,1 процента от соответствующих доходов в целом по России. Наибольшие доходы от предоставления услуг связи получены в Свердловской области (35,1 млрд. рублей, 2,8 процента) и Челябинской области (22,0 млрд. рублей, 1,7 процента), а наименьшие - в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
Охват населения регионов Уральского федерального округа телерадиовещанием является высоким. По состоянию на конец 2008 года имели возможность принимать телевизионные программы от 98,1 процентов (Тюменская область) до 100 процентов (Курганская область) населения, что в целом выше среднероссийского уровня — 98,7 процента. Наибольшее распространение получили федеральные каналы «РТР», «ОРТ», «Региональные ТРК», «НТВ». Из радиостанций наибольший охват имеют «Радио России» и «Маяк».
Целью развития ИКТ Урала являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли.
Основными задачами развития ИКТ Урала являются следующие.
В рамках формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения высокого уровня ее доступности, предоставления на ее основе качественных услуг:
формирование Единого Информационного Пространства;
развитие сетей электросвязи округа, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений;
обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Уральского федерального округа, расширение состава универсальных услуг;
обеспечение радиочастотным ресурсом развития ресурсом развития услуг беспроводного доступа, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра;
переход к цифровому телерадиовещанию на большей части округа;
ликвидация «цифрового неравенства» между отдельными регионами округа, в том числе за счет развития инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории округа;
создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
внедрение и широкое использование на территории округа навигационно-информационных систем на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
построение инфраструктуры пространственных данных в регионах округа;
осуществление миграции сетей на IМS.
внедрение на сети платформы разработки и доставки услуг (SDP).
развитие конвергентных и пакетированных услуг, услуг на базе ЦОД для конечных пользователей;
развитие OSS/ВSS систем и систем самообслуживания;
модернизация мультисервисной сети связи (IP/MPLS);
развитие CRM;
развитие технологии LTE (4 G).
В рамках повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействия развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ:
подключение к информационно-телекоммуникационной сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально-значимых организаций посредством создания региональных сетей передачи данных. Предоставление гражданам, юридическим лицам государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
внедрение дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов; предоставление гражданам социальных услуг с использованием ИКТ;
внедрение единых для всего Уральского федерального округа универсальных электронных карт с целью предоставления и учета мер социальной поддержки и других информационных сервисов и услуг.
В рамках обеспечения конкурентоспособности и технологического развития ИКТ:
стимулирование применения ИКТ организациями и гражданами;
создание условий для развития конкурентоспособной региональной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие механизмов венчурного финансирования в сфере ИКТ;
создание технопарков в сфере ИКТ;
развитие системы региональной информатизации.
В рамках улучшения условий для развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере ИКТ:
создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена, научной информацией;
повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Основными направлениями развития технической архитектуры информационных технологий являются:
завершение внедрения конвергентного биллинга «Реtеr-Service Bisrt» за услуги подвижной радиотелефонной и фиксированной связи и сети передачи данных;
внедрение СRМ-системы;
внедрение сервисно-ориентированной архитектуры в процессе развития систем OSS/ВSS. Переход от раздельного сетевого управления к интегрированной сервис-ориентированной поддержке эксплуатации (Service-Oriented Ореrаtions-SОО), трансформации OSS в интегрированные системы управления сетями и услугами;
внедрение системы BI (Вusiness Intelligence) для решения задач подготовки принятия управленческих решений, обеспечения коллективной работы аналитиков и бизнес-пользователей в едином информационном пространстве, проведения анализа внутренней и внешней среды предприятия, соблюдения безопасности коммерческих данных;
автоматизация системы мониторинга, расчёта и анализа сбалансированных показателей;
развертывание системы электронного документооборота;
внедрение ИТ элементов единой универсальной IМS технологии предоставления услуг;
развитие системы информационной безопасности КИС;
внедрение системы активации сервисов (Service Activator) для автоматизации оказания традиционных и информационно-коммуникационных услуг;
охват всех основных федеральных трасс сетью 2G и представление сети 3G во всех населенных пунктах с населением 3000 человек;
развитие использования абонентской базы М2М в областях обеспечения безопасности, торговой и финансовой сфере, а также в медицине;
развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основе технологии UMTS и обеспечение скорости передачи до 14,4 Мбит/с;
внедрение и развитие технологии LTE (4G) для организации высокоскоростной передачи данных до 150 Мбит/с.
Инновационный вариант развития ИКТ Урала предусматривает ускоренное развитие сектора за счет реализации конкурентных преимуществ уральской экономики в традиционных секторах, развития новых наукоемких секторов и экономики знаний.
В 2011-2013 годах ожидается восстановление роста частных инвестиций в долгосрочные проекты в секторе ИКТ. Поддержание инвестиционной привлекательности предполагается осуществить за счет внедрения современных технологий, в том числе широкополосного доступа к информационным ресурсам, развития отечественного производства в сфере информационных технологий.
В прогнозируемый период при незначительном приросте абонентской базы предусматривается дальнейший рост объемов предоставляемых услуг связи за счет расширения услуг передачи данных, частичного снижения стоимости отдельных услуг связи (например, национального и международного роуминга), внедрение новых форм обслуживания населения.
Прогнозируется рост объема услуг связи в 2020 году по сравнению с 2008 годом в сопоставимых ценах почти в 9 раз.
Приоритетным инвестиционным проектом в области почтовой связи является строительство автоматизированного сортировочного центра в Екатеринбурге, позволяющего существенно повысить скорость обработки почтовых отправлений, сократить сроки доставки корреспонденции и повысить качество предоставляемых почтовых услуг на всей территории Уральского федерального округа.
Объем рынка информационных технологий к 2020 году возрастет по сравнению с 2009 годом в 5 - 6 раз. Предполагаются более высокие темпы изменения структуры в сторону сокращения доли аппаратных средств при одновременном увеличении доли рынка программных средств и рынка услуг. Переход на формирование рынков программных продуктов и предоставления услуг будет основной тенденцией развития информационных технологий и не потребует серьезных капитальных вложений в здания и оборудование. Решающее значение будет иметь развитие высокого образовательного уровня граждан.
Количество компьютеров на 100 человек в 2020 году увеличится до 85-90 единиц. Количество пользователей информационно-коммуникационной сетью Интернет на 100 человек населения по сравнению с первым вариантом возрастет в 2020 году в до 85 - 90 единиц.
В ИКТ секторе Уральского федерального округа на данный момент занятость достигает практически 100 процентов, уровень безработицы в этом сегменте составляет 2 - 3 процента. Эта тенденция сохранится и до 2020 года. Несмотря на то, что занятость в традиционных сегментах ИКТ (стационарная телефонная связь, почта и др.) будет снижаться – уровень безработицы повышаться не будет за счет, в первую очередь, переобучения и повышения квалификации сотрудников, а также естественного выхода на пенсию значительного процента нынешнего кадрового состава.
Для решения проблемы кадрового голода во всех регионах Урала планируются меры по увеличению количества выпускаемых из вузов ИТ-специалистов. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре планируется подготовка минимум 40 - 50 тыс. специалистов к 2020 году, а в целом по Уральскому федеральному округу эта цифра составит порядка 450 - 500 тыс. новых квалифицированных кадров.
В настоящий момент средняя заработная плата работников ИТ- сегмента в регионе находится на уровне, сравнимом с Москвой и Санкт-Петербургом, и продолжает расти. Однако темпы роста к 2020 году уменьшатся. Это позволит говорить о том, что на всем этапе развития информационных технологий на территории Уральского федерального округа до 2020 года в информационном сегменте будет происходить постоянный рост зарплат, с одной стороны, в значительной степени удовлетворяющий потребности ИТ-специалистов и стимулирующий привлечение в отрасль молодых перспективных кадров, с другой стороны, сдерживающий неоправданное увеличение затрат на внедрение ИТ-технологий.
Реализация инновационного сценария развития Урала обеспечит:
сохранение темпов роста рынка ИКТ, превышающих среднегодовые показатели роста региональной экономики в 2 - 3 раза;
превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики Уральского федерального округа с долей в валовом региональном продукте более 10 процентов;
сохранение темпов роста рынка ИКТ, превышающих среднегодовые показатели роста экономики субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа не менее чем в 3 раза;
превращение Уральского федерального округа в нетто-экспортера информационных технологий.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе