4.3. Миграционная политика
Структура социально-демографических и этнических групп населения в прогнозируемом периоде может претерпеть значительные изменения, связанные с миграционными процессами, которые напрямую зависят от экономических и социальных аспектов и тенденций развития Уральского федерального округа. Такие изменения повлекут за собой соответствующие преобразования во всех сферах деятельности общества, в том числе повлияют на устойчивость поселенческого ядра, социокультурную идентичность, а также на исторически обусловленные формы хозяйствования автохтонных этносов.
В целях предотвращения негативных последствий возможного социокультурного и демографического преобразования общества необходимо обратить внимание на ряд ключевых проблем в этой области как внутренних, так и внешних. С одной стороны, это неуклонный отток высококвалифицированных кадров, в большей степени связанный с недостаточным количеством рабочих мест, соответствующих уровню образования и квалификации граждан, достойной заработной платы, наличием жилищных проблем, низким уровнем благоустройства жилья, недостаточно развитой социальной инфраструктурой и другими причинами. Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока высококвалифицированных кадров, особенно рабочих и инженерных профессий, в региональную экономику. С другой стороны, это значительный целевой приток иностранных граждан, преимущественно постсоветского пространства, которых отличает недостаточная информированность о законодательстве, историческом развитии, богатых традициях и культурных особенностях России, а также отсутствие необходимой квалификации и уровня владения русским языком.
Перечисленные проблемы требуют проведения эффективной миграционной политики за счет использования современных организационных и экономических решений, создания стимулов и возможностей для притока населения.
Основная цель миграционной политики – приведение структуры миграционных потоков в соответствие социально-экономическим потребностям Уральского федерального округа и отдельных регионов. В рамках ее достижения предполагается решить ряд ключевых задач, в том числе:
оптимизация внутрирегиональных миграционных потоков;
создание административных и нормативных правовых условий для обеспечения межрегиональной мобильности рабочей силы, привлечения ее из других субъектов Российской Федерации;
привлечение высококвалифицированных граждан (как российских, так и иностранных) на основе реализации новых аспектов миграционной политики;
проведение работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников;
оптимизация размера квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, с учетом демографической ситуации в Уральском федеральном округе и возможностей по обустройству иностранных граждан;
гармонизация структуры миграционных потоков с потребностями устойчивого социально-экономического развития округа и отдельных регионов, включая пресечение нелегальной миграции, разработку и реализацию программ эффективного миграционного замещения выбывающих из экономики трудовых ресурсов, социальную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, укрепление толерантности, согласия, а также общественно-политической стабильности в регионе;
создание за рубежом сети информационно-аналитических центров, нацеленных на привлечение квалифицированных иностранных специалистов для обучения и стажировки в Уральском федеральном округе с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы, а также на стимулирование возвращения в макрорегион эмигрантов;
привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших образовательных учреждений, на постоянное место жительства в Уральском федеральном округе;
разработка и реализация социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности макрорегиона;
формирование и внедрение специальных региональных и макрорегиональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей Уральского федерального округа, а также развития терпимости в отношениях между местным населением и представителями других стран в целях предотвращения социальных конфликтов;
создание благоприятной культурной среды для привлеченных в макрорегиональную экономику квалифицированных иностранных специалистов, включая содействие изданию специализированных средств массовой информации и коммуникации, объединению в клубы, представительству в общественных и молодежных организациях округа, формирование цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов, защита их гражданских прав.
В результате реализации инновационного сценария коэффициент миграционного прироста составит в 2015 году 18,1 на 10 тыс. населения, а к 2020 году – 32,9.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе