Цветная металлургия
Уральский федеральный округ является в России основной базой производства продукции цветной металлургии. Урал занимает первое место в стране по производству рафинированной меди, второе – по производству первичного алюминия, третье – по производству никеля.
Развитие внутреннего рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции в период до 2020 года будет связано с увеличением их потребления, прежде всего, в следующих направлениях: алюминия - на производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств; меди — на создание энергосберегающего безопасного оборудования и приборов, теплообменных аппаратов, прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования; цинка — на увеличение производства стальной оцинкованной продукции, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов.
Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы будет определяться, прежде всего, расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате, латунном прокате.
В связи с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года предполагается значительное увеличение спроса на различные виды прокатной продукции из титановых сплавов. Развитие этих тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2020 году по сравнению с 2010 годом на 80 - 100 процентов.
Основным ограничением развития цветной металлургии в регионе является дефицит отдельных видов руд, который покрывается импортными поставками.
В связи с этим важнейшей проблемой дальнейшего развития отрасли становится создание надежной сырьевой базы. На Урале, вследствие интенсивной разработки месторождений цветных металлов, в значительной степени отработаны запасы богатых и легкообогатимых руд. В переработку вовлекают рудное сырье со сравнительно низким содержанием ценных компонентов, тонковкрапленное и труднообогатимое, а также техногенные образования и лом.
Важную роль в сырьевом обеспечении производства играет вторичное сырье. На предприятиях медной подотрасли скопились миллионы тонн отвалов, содержащих цинк, свинец, драгметаллы. Вовлечение в производство этих отходов позволит не только улучшить обеспечение предприятий сырьем, но и снизить экологическую нагрузку на территорию.
Серьезной проблемой является высокий износ основного оборудования, особенно в прокатном производстве, что ограничивает выпуск современной, конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Актуальной является проблема переработки отходов производства. Для ее решения необходимо внедрение новых передовых технологий, которые обеспечат не только экологически более чистое производство, но и существенно сократят затраты на получение конечной продукции.
Сценарий инновационного развития предполагает прорыв в повышении эффективности производства за счет создания и дальнейшего использования новых технологических заделов. Этот сценарий отражает использование конкурентных преимуществ в отрасли, превращение инновационных факторов в основной источник ее экономического роста.
Основной целью развития цветной металлургии Уральского федерального округа является расширение и модернизация производства и структуры отрасли, обеспечивающие рост качественной продукции в объемах, удовлетворяющих российских и зарубежных потребителей цветных металлов.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
расширение сырьевой и энергетической базы;
внедрение новых технологий переработки руд цветных металлов;
вовлечение в производство вторичного сырья;
обновление производственного оборудования и строительство новых предприятий отрасли;
углубление взаимовыгодного финансово-экономического и технико-технологического сотрудничества с зарубежными производителями и потребителями цветных металлов;
освоение новых экспортных рынков и направлений поставок продукции отрасли.
Прирост экспортных поставок цветных металлов в инновационном варианте развития будет связан, в основном, с поставками алюминия и меди с вновь введенных мощностей и поставками готовых деталей из титана и титановых сплавов.
Ожидается улучшение производственной структуры отрасли за счет увеличения выпуска продукции подотраслями четвертого передела (обработка цветных металлов, спецметаллургия, электродная, твердосплавная, полупроводниковая). Доля продукции этих подотраслей к 2020 году должна составить почти 25 процентов. Увеличится также доля выпуска металлов и сплавов из вторичного сырья.
В производстве тяжелых цветных металлов предполагается расширение внедрения автогенных процессов с использованием нового плавильного оборудования при переработке сульфидного сырья.
В производстве алюминия доля металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии «сухой» и «полусухой» анод, в 2020 году должна превысить 85 процентов.
Инновационный сценарий развития отрасли опирается на более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал и в обновление основных фондов. Это обеспечит реализацию таких инвестиционных проектов, как:
реконструкция Богословского алюминиевого завода в Свердловской области;
вводы новых мощностей по производству медных катодов и катанки на предприятиях Челябинской области;
строительство гидрометаллургического завода в Челябинской области и других.
Особое значение имеет реализация инновационных проектов в производстве продукции повышенной технологической готовности, таких, как создание новой мощности по производству высокотехнологичной продукции из титана и титановых сплавов в Свердловской области.
Рост инвестиций и повышение эффективности всех факторов металлургического производства в инновационном сценарии обеспечат устойчиво высокие темпы роста производства металлопродукции на всем протяжении прогнозного периода. При этом предполагается к 2020 году снижение коэффициента износа основных фондов отрасли с 70 процентов до 35 - 40 процентов, увеличение доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями отрасли, с 20 - 25 процентов до 40 - 50 процентов, а рост производительности труда в 1,8 – 2 раза по сравнению с настоящим периодом.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе