2.9. Научно-инновационная сфера
В 90-х годах начался переход ведущих стран мира к созданию нового технологического уклада, основанного на знаниях, информационных и других инновационных технологиях. Уже в настоящее время среднегодовой объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет более 2,5 трлн. долл. США. Доля же России в мировом производстве наукоемкой продукции упала с 8 процентов в начале 90-х годов до 0,4 - 0,5 процента в 2009 году (для сравнения доля США в мировом производстве наукоемкой продукции составляет 40 процентов), что явилось, в частности, следствием невысоких расходов на НИОКР в структуре валового внутреннего продукта (немногим более 1 процента).
Таким образом, ускоренное развитие в стране научно-инновационной сферы должно стать важнейшим приоритетом ее социально-экономической долгосрочной стратегии.
В Уральском федеральном округе сосредоточен значительный научно-технический и инновационный потенциал. В регионах округа в 2009 году насчитывалось 211 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Общая численность занятых в них составляет около 42 тыс. человек, в том числе почти 3,5 тыс. докторов и кандидатов наук. 194 организаций Уральского федерального округа ведут подготовку аспирантов, 35 - имеют докторантуру. В 2009 году изобретателям округа выдано порядка 1,4 тыс. патентов на изобретения и свидетельств на полезные модели.
Уральский федеральный округ характеризуется высоким уровнем общего социально-экономического развития и мощным производственным и научно-инновационным потенциалом, благоприятным инновационным и инвестиционным климатом.
Важнейшими элементами инновационной сферы округа являются предприятия оборонного комплекса Урала, научные организации Уральского отделения Российской академии наук и высшие учебные заведения.
Предприятия оборонного комплекса Урала производят до 40 процентов выпускаемой здесь сложной медицинской техники. За последние годы на оборонных предприятиях Урала освоено новое технологическое оборудование для агропромышленного комплекса, добычи нефти и газа, топливно-энергетического комплекса и медицины.
Академическая наука представлена в Уральском федеральном округе институтами и подразделениями Уральского отделения Российской академии наук: 40 научно-исследовательских институтов и 30 структурных подразделений. В них работает более трех тысяч научных работников. Научной деятельностью руководят 29 академиков, 56 членов-корреспондентов Российской академии наук, более 600 докторов и 1700 кандидатов наук.
В академических институтах ведутся исследования по ряду перспективных направлений, таких, как комплексная переработка рудного сырья, создание высокоэффективных материалов инструментального, конструкционного и функционального назначения, глубокая переработка техногенных месторождений, очистка воды и стоков и других.
Значительное влияние на инновационное развитие Уральского федерального округа должен оказывать Уральский Федеральный Университет (далее - УрФУ), осуществляющий производство новых знаний, трансфер их в инновационные технологии, товары и услуги, продвижение их на внутреннем и внешнем рынках, а также подготовку на этой основе специалистов различного уровня профессиональных компетенций, соответствующих мировым стандартам и требованиям современной экономики.
УрФУ должен стать научно-инновационным ядром Уральского федерального округа для решения задач развивающейся экономики региона.
Перспективной формой инновационного предпринимательства является малый бизнес. В настоящее время в Уральском федеральном округе насчитывается около 2 тыс. малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания. В 2009 году 91 малое предприятие осуществляло технологические инновации (5,1 процента от общего числа обследованных организаций)
Вместе с тем, по экспертным оценкам среди крупных и средних предприятий к инновационно-активным можно отнести менее 100, или 0,5 процента от общего числа промышленных предприятий. Даже на предприятиях, считающихся инновационно-активными, удельный вес затрат на инновации в общем объеме отгруженной продукции весьма мал.
Основной целью развития научно-инновационной сферы Уральского федерального округа является формирование научно-образовательной и инновационной инфраструктуры.
Основными задачами развития научно-инновационной сферы Урала являются:
развитие фундаментальных научных исследований, как основы прогресса в научно-технической и социально-экономической сферах;
организационная, информационно-аналитическая и материально-техническая поддержка научно-технической и инновационной деятельности;
стимулирование развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Уральского федерального округа, а также условий и форм передачи технологий из науки в производство;
повышение инновационной активности промышленных предприятий, в том числе путем создания технопарков, сохранением и развитием отраслевых институтов;
создание и поддержка в регионе профильных испытательных лабораторий для сертификации продукции по мировым стандартам;
содействие укреплению кадрового потенциала в научно технической и инновационной сфере;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов результатов научной и научно-технической деятельности интеллектуальной собственности;
поддержка изобретательской и рационализаторской деятельности и технического твopчecтвa;
укрепление межрегионального и международного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.
Для создания техники и конструкций для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей необходимо обеспечить:
использование разработанных и создание новых высокопрочных и хладостойких конструкционных сталей и сплавов, а также композиционных, полимерных, эластомерных, строительных и других материалов для обеспечения эксплуатационной надежности инженерных сооружений, сварных конструкций, парка машин и механизмов, транспортной техники низкотемпературной надежности;
применение прогрессивных технологий производства материалов, конструкций и техники в «северном исполнении»;
внедрение системы обеспечения качества и прочности конструкций и техники в «северном исполнении»;
организацию мониторинга машин и оборудования при их эксплуатации в экстремальных условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
создание системы аттестационных испытаний материалов, конструкций и техники в «северном исполнении»;
разработку новой и пересмотр действующей нормативно-технической документации на материалы, конструкции, технику, комплектующие изделия в «северном исполнении».
Освоение прогрессивных технологий производства новых высокопрочных и одновременно хладостойких материалов для конструкций, сооружений, техники, машин и механизмов позволит уменьшить их вес на 20 - 30 процентов, повысить эксплуатационную стойкость в 1,5 - 5 раз и годовые объемы переработки горной массы на 30 - 50 процентов, снизить затраты на ремонт и восстановление машин в 3 - 5 раз и себестоимость переработки горной массы в 2 - 3 раза.
Приоритетными отраслевыми направлениями развития научно-инновационной сферы Урала являются:
новейшие методы поиска топливно-энергетических, рудных и нерудных полезных ископаемых;
повышение эффективности освоения месторождений и уровня извлекаемости ресурсов;
внедрение инноваций в отраслях нефтепереработки и нефтехимии, металлургической промышленности – черной и цветной, тяжелого машиностроения, транспорта и энергетики;
разработка безотходных технологий и переработка промышленных отходов;
очистка воды, воздуха, почвы, природных объектов и среды в целом.
Одним из важнейших направлений развития инновационной сферы Уральского федерального округа является работа по созданию и использованию многоцелевой высокопроизводительной вычислительной базы. Широкое внедрение суперкомпьютерных и информационных технологий во всех отраслях науки, образования и промышленности региона позволит добиться резкого увеличения эффективности и производительности труда, повысить качество и количество выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее производство, существенно снизить время от разработки до выпуска, добиться конкурентоспособности продукции уральских предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
Формирование информационно-вычислительной базы Урала будет проводиться на основе нескольких высокопроизводительных вычислительных комплексов, объединенных между собой с использованием элементов грид-технологии и подключенных к ним имеющихся и создаваемых локальных вычислительных комплексов хозяйствующих субъектов. Объединение вычислительных комплексов производится с использованием высокоскоростных коммуникационных каналов связи.
Основными заказчиками вычислений продолжают оставаться оборонно-промышленный комплекс, а также нефтяные компании, занимающиеся поиском и разработкой новых месторождений. Кроме того, основные технические расчеты направлены на создание новых и повышение эффективности уже существующих моделей в энергетике, энергосбережении, транспорте, медицине, фармацевтике, авиации, космонавтики и обеспечении управленческой деятельности.
Суперкомпьютерное инженерное моделирование позволяет сократить сроки и стоимость исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании высокотехнологичных продуктов в десятки раз, а также может обеспечить внедрение результатов фундаментальных исследований в наукоемкие производства.
Это становится особенно актуальным в рамках реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», где необходимо будет проводить многопараметрический анализ данных с возможностью реалистичной визуализации больших наборов данных.
Принципами формирования информационно-вычислительной базы являются добровольное участие, равноправное объединение ресурсов и равноправный доступ потребителей к ресурсам информационно-вычислительной базы и другим суперкомпьютерам Российской Федерации.
Определены первоочередные задачи по реализации Концепции формирования информационно-вычислительной базы хозяйствующих субъектов Уральского федерального округа на основе суперкомпьютерных и грид-технологий на 2010 - 2012 годы, включающие создание телекоммуникационной среды, обеспечивающей объединение существующих суперкомпьютерных вычислительных центров Уральского федерального округа и подключение к ним внешних пользователей, адаптацию и разработку прикладного программного обеспечения, подготовку необходимых кадров и организацию центров консультационной поддержки разработчиков прикладного программного обеспечения и пользователей.
Важнейшим проектом является создание на базе Уральского отделения Российской академии наук научно-производственный комплекса «Екатеринбург инновационный» (далее - НПИК «Екатеринбург»). НПИК «Екатеринбург» будет состоять из группы специализированных научно-технических центров, инновационно-технических центров и технопарков.
На территории Уральского отделения Российской академии наук на земельном участке около 18 га планируется создать инновационно-технический центр и технопарки общей площадью более 170 тыс. кв. метров, способные разместить более 70 малых инновационных предприятий в сфере высоких технологий, обеспечивающих создание дополнительно более 3 тыс. рабочих мест. Среди них - технопарки «Новые материалы и инновационные технологии» и «Екатеринбург», инновационно-технический центр «Академический», научно-технических центр «Нано- и биотехнологий», «Новые органические материалы» и «Технологии машиностроения и приборостроения», Инновационно-выставочный центр, Институт органического и Институт машиноведения
Главная цель НПИК «Екатеринбург» состоит в развитии инновационного предпринимательства, создании ученым, исследователям, инженерам и новаторам условий для реализации полного инновационного цикла по созданию и внедрению наукоёмких технологий, коммерциализации интеллектуальных решений и технологических разработок.
Основными функциями НПИК «Екатеринбург» являются:
разработка и реализация инновационных программ и проектов в соответствии с приоритетами развития Свердловской области на основе перспективных научно-технических разработок;
создание и становление в условиях инкубирования малых инновационных предприятии для реализации соответствующих программ, проектов и выпуска наукоемкой продукции;
создание инфраструктуры, обеспечивающей все стадии выполнения работ от НИОКР до создания промышленного образца продукции и превращение технологий в коммерческий продукт;
содействие малым инновационным предприятиям в организации производства и выпуске малотоннажной наукоемкой продукции и новой техники;
обеспечение на конкурсной основе инновационных проектов финансированием за счет привлечения средств федерального и областного бюджетов и собственных, средств инвесторов и кредитов;
предоставление малым предприятиям опытно-экспериментальной базы, производственных площадей, оборудования;
формирование и ведение банка передовых идей, разработок технологических решений, а также проблем, имеющихся в производственной сфере различных отраслей;
оказание консультационных, финансовых, бухгалтерских, организационных, маркетинговых, хозяйственных и иных услуг отдельным предпринимателям и научно-производственным малым предприятиям;
обучение предпринимателей, работающих в сфере научного бизнеса, методам и механизмам рыночной экономики, повышения их профессиональных, экономических, управленческих и правовых знаний;
участие в осуществлении региональной научно-технической и инновационной политики, направленной на структурную перестройку экономики в сфере наукоемких производств;
сертификационные испытания продукции малых предприятий;
увеличение экспортного потенциала области и города за счет производства и реализации на зарубежных рынках конкурентоспособной продукции, привлечения для совместной работы зарубежных специалистов, развития внешнеэкономической деятельности;
оказание содействия органам местного самоуправления в поддержке наукоемкого бизнеса, реализации экономических и социальных программ, создании новых рабочих мест, решении экологических проблем.
К основным отраслевым специализациям НПИК «Екатеринбург» относятся новые технологии черной и цветной металлургии, химическая технология и экология, биохимия, машиностроение, радиоприборостроение, медицинское приборостроение, материаловедение, энергетика, разработка программного обеспечения и компьютерных технологий, а также производство товаров народного потребления.
Особое внимание уделяется проблемам, связанным с хозяйственной деятельностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – районы Севера).
Вторым важнейшим научно-инновационным центром Уральского федерального округа является Южно-Уральский государственный университет в г.Челябинске.
В 2010 году Южно-Уральскому государственному университету присвоен статус национального исследовательского университета и выделено из федерального бюджета 1,8 млрд. рублей на развитие инновационной инфраструктуры университета, в том числе создание Центров консалтинга и маркетинга инноваций, управления интеллектуальной собственностью и опытно-конструкторских разработок.
Уровень развития научно-инновационной сферы в регионах Урала значительно различается. Соответственно, различаются и направления и основные задачи развития научно-инновационной сферы в субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа.
Важнейшим направлением развития научно-инновационной сферы Урала является создание инновационных региональных комплексов.
Главной целью их создания является повышение эффективности производств и отраслей внутрирегиональной специализации и уровня качества жизни населения в Уральском федеральном округе, в том числе с помощью перевода нерентабельных в настоящее время производств и видов деятельности в рентабельные посредством оптимизации федеральных, региональных и корпоративных интересов.
В настоящее время наиболее актуально формирование таких комплексов в топливно-энергетическом, агропромышленном, лесном и жилищно-коммунальном комплексах, а также в транспорте и в сфере обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В аграрных районах, в первую очередь, в Курганской и Тюменской областях возможно создание аграрных инновационных региональных комплексов.
Особое место в системе инновационных региональных комплексов должен занять инновационно-строительный комплекс, в первую очередь в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе. Проблема строительства в зонах вечной мерзлоты – важнейшая в районах Крайнего Севера. И повышение эффективности и надежности этой отрасли – приоритетная задача регионального развития северных территорий Урала, для решения которой также необходимо создание соответствующих инновационных региональных комплексов.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе