3.2. Энергетическая инфраструктура
Электроэнергетика - базовая отрасль экономики России, обеспечивающая потребности экономики и населения страны в электрической и тепловой энергии, во многом определяющая устойчивое развитие всех отраслей экономики страны. Процесс опережающего развития энергетической инфраструктуры является необходимым фактором успешного экономического развития Урала.
На территории Урала расположены объекты энергетики пяти оптовых (ОГК-1,2,3,4,5) и двух территориальных (ТГК-9,10) генерирующих компаний, двух региональных федеральных сетевых компаний и двух региональных сетевых компаний, которые структурно объединены в четыре региональные энергосистемы: Курганскую (Курганская область), Свердловскую (Свердловская область), Тюменскую (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ) и Челябинскую (Челябинская область). Организационно они входят в Объединенную энергосистему Урала (далее - ОЭС Урала).
На территориях субъектов Российской Федерации (особенно на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов) электроснабжение ряда промышленных потребителей и населенных пунктов осуществляется автономными электростанциями, образуя децентрализованный сектор энергоснабжения.
Установленная мощность электростанций, располагающихся на территории Урала, составляет 26291,4 МВт, или 60 процентов от установленной мощности всех электростанций ОЭС Урала.
Протяженность линий электропередачи на территории Уральского федерального округа исчисляется в 67 112 км (62,7 процента от суммарной протяженности линий электропередачи ОЭС Урала). Износ основных фондов коммерческих организаций (без субъектов малого предпринимательства), занимающихся производством, передачей и распределением электроэнергии на конец 2009 года составил 47 процентов, в том числе: сооружений – 51,9 процента, машин и оборудования – 49,8 процента.
Действующие тарифы на электрическую энергию для населения и промышленности в субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа традиционно одни из самых низких в стране.
За последние годы существенных изменений в структуре используемого топлива на электростанциях на территории Уральского федерального округа не произошло. Тепловыми электростанциями сегодня вырабатывается 90,5 процента потребляемой электроэнергии, 6,9 процента - вырабатывается тепловыми энергоблоками предприятий и организаций, 2,6 процента - атомной электростанцией (Белоярской АЭС).
Приоритетными направлениями развития энергетической инфраструктуры в Уральском федеральном округе на прогнозный период являются:
развитие существующих и создание новых объектов генерации, в том числе в рамках проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» для обеспечения районов нового освоения и преодоления прогнозного энергодефицита;
совершенствование структуры генерации за счет создания и развития угольных и атомных электростанций;
использование нетрадиционных, возобновляемых источников энергии;
повышение эффективности производства электроэнергии тепловых электростанций на газе за счет проведения масштабного обновления генерирующего оборудования с использованием парогазовой и газотурбинной технологий;
развитие сетевого хозяйства, преодоление изоляции районов нового освоения и радикальное повышение энергобезопасности северных регионов;
разработка и реализация комплекса мер по энергосбережению и снижению энергоемкости продукции;
использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива;
разработка оптимальной тарифной политики в увязке с базовыми решениями Правительства Российской Федерации.
Основной целью развития энергетической инфраструктуры Урала является наращивание генерирующих мощностей и электрических сетей с рациональной, всесторонне обоснованной структурой производства и в объемах, надежно обеспечивающих потребителей, и для развития конкурентного оптового рынка электроэнергии.
Для формирования рациональной структуры генерирующих мощностей необходимо:
развитие генерирующих мощностей, обеспечивающих надежное (при соблюдении установленных технологических параметров и стандартных показателей качества электрической энергии) функционирование электроэнергетики;
максимально возможное развитие атомных электростанций, не использующих органическое топливо;
сокращение доли мощности тепловых электростанций, использующих органическое топливо, сопровождающееся увеличением доли мощности тепловых электростанций, использующих твердое топливо, при снижении доли мощности тепловых электростанций, использующих газообразное топливо;
обеспечение роста мощностей теплоэлектроцентралей, преимущественно за счет увеличения мощностей наиболее прогрессивных типов электростанций (парогазовых и газотурбинных), использующих газ. Использование газа как экологически наиболее чистого вида топлива предусмотрено в первую очередь для удовлетворения растущей потребности в тепловой энергии, а также для развития теплофикации не только в европейской части Единой энергетической системы России, но и в газифицированных районах ее восточной части.
Сложившаяся энергетическая инфраструктура северных районов требует особого внимания. В структуре энергогенерации этих районов существенную роль играют автономные источники с низким коэффициентом полезного действия, а сетевые связи с ОЭС Урала осуществляются через единственную линию от Сургутского узла, что не отвечает требованиям энергобезопасности.
Для реализации этих целей необходимо обеспечить:
на этапе до 2015 года первоочередное строительство генерации и электрических сетей для ликвидации сложившегося и прогнозируемого дефицита в энергосистемах;
сокращение использования газа на тепловых электростанциях, а также доли использования привозных углей в пользу развития и использования потенциала местных топливно-энергетических ресурсов, особенно залежей каменного угля собственной угольной генерации на Северо-Сосьвинских углях;
реализацию программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
доступность для потребителей подключения к электрическим сетям;
внедрение оборудования, обеспечивающего повышение надежности и эффективности использования топлива, а также улучшение экологической обстановки.
Данная работа будет выполнена, в том числе в рамках проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», что позволит значительно укрепить энергетическую безопасность России, будет способствовать развитию инфраструктуры отрасли, обеспечив строительство 8-ми объектов генерации мощностью порядка 6000 мегаватт на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В числе первоочередных и самых крупных из них тепловых электростанций – Няганьская, Тарко-Салинская, Северо-Сосьвинская, вторая очередь Южно-Уральской.
Базой для дальнейшей модернизации экономики Уральского федерального округа должна стать энергоэффективная и энергосберегающая политика.
При определении основных направлений развития и размещения объектов электроэнергетики должно быть учтено климатическое районирование территории Уральского федерального округа.
Инновационный сценарий развития Урала предусматривает поэтапную либерализацию оптового и розничного рынков электрической энергии, которая завершится к 2011 году, когда в полном объеме вступают в силу Правила оптового рынка электрической энергии (мощности). Согласно этим Правилам с 1 января 2011 года 100 процентов электрической энергии будет поступать к потребителю по свободным (нерегулируемым) ценам. При этом государственное регулирование конечных тарифов на электроэнергию сохранится только для категорий «население», а также для компаний с естественно-монопольными видами деятельности: передача и распределение электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление, а также для сбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика.
При инновационном сценарии развития экономики и максимальном варианте электропотребления предусмотрена возможность передачи части электрической мощности в Центральные регионы России.
Объемы строительства высоковольтных линий электропередачи существенно не изменятся и составят более 11,2 тыс. км, что обеспечит передачу электрической энергии вновь строящихся электростанций, повышение уровня надежности электроснабжения потребителей на территории Урала и межсистемных связей внутри объединенной энергетической системы.
Линии электропередачи напряжением 500 кВ будут использованы для выдачи мощности крупных электростанций и усиления основной сети в энергозонах Центра, Юга, Средней Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также для развития межсистемных связей. В период до 2020 года усиление межсистемного сечения Урал - Средняя Волга предусматривается за счет сооружения линий электропередачи Газовая - Красноармейская и Помары - Удмуртская, усиление межсистемного сечения Сибирь - Урал предусматривается за счет сооружения двух линий электропередачи Ишим - Восход и Томск - Парабель - Нижневартовская ГРЭС.
Для реализации режимных перетоков электроэнергии Урал – Центр и Центр – Урал в период 2016 – 2020 годов намечены дополнительные вводы ВЛ 500 кВ Челябинская – Миасс (61 км) и ВЛ 500 кВ Челябинская – Шагол (102 км). В этот же период должны быть построены ВЛ 500 кВ Северо-Сосьвинская ТЭС – Ильково (400 км) и ВЛ 500 кВ Северо-Сосьвинская ТЭС – Обская (400 км). Повышение надежности электроснабжения потребителей г.Ханты-Мансийска предусматривается обеспечить путем ввода в строй в 2016 – 2020 годах ВЛ 500 кВ Няганьская ГРЭС – ПС Ермак протяженностью 350 км. С этой же целью до 2015 года должна войти в строй ВЛ 500 кВ Курган – Ишим.
Основные тенденции в развитии сетей напряжением 220 кВ будут состоять в усилении распределительных функций и обеспечении выдачи мощности электростанций.
Основным направлением развития сети напряжением 110 кВ будет дальнейшее ее расширение по территории Урала с целью повышения надежности электроснабжения потребителей.
В топливно-энергетическом балансе регионов предполагается использовать потенциал местных, нетрадиционных и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов. Такими ресурсами для Урала в первую очередь являются торф, ветровая энергия, энергия малых рек.
В 2011 - 2020 годах для вовлечения в топливно-энергетический баланс европейской части страны электрической энергии и мощности тепловых и гидравлических электростанций Сибири рекомендуется сооружение следующих линий электропередачи постоянного тока напряжением +/- 500 кВ и +/- 750 кВ:
линия электропередачи постоянного тока (+/- 750 кВ) Сибирь - Урал - Центр пропускной способностью 3000 МВт и протяженностью 3700 км;
линия электропередачи постоянного тока (+/- 750 кВ) Урал - Средняя Волга - Центр пропускной способностью 3000 МВт и протяженностью 1850 км;
линия электропередачи постоянного тока (+/- 500 кВ) Сибирь - Тюмень пропускной способностью 2000 МВт и протяженностью 900 км.
Всего в период 2010 – 2020 годы по объединенной энергетической системе Урала предусматривается ввести в действие ВЛ 500 кВ протяженностью почти 2,5 тысячи км (по базовому варианту) и более 3,8 тысяч км (по максимальному варианту), в том числе в 2010 – 2015 годах 1,4 тысячи км.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе