1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
Сценарии долгосрочного развития Уральского федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов1.
Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, является переход к инновационной, социально-ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако сказался на количественных параметрах развития страны, прежде всего в среднесрочном аспекте. Помимо изменения по сравнению с предполагавшейся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года базой экономического роста кризис сформировал новые условия, ограничения, вызовы и угрозы, которые окажут сильное воздействие на траектории будущего развития, особенно в среднесрочной перспективе. При разработке сценариев долгосрочного развития Уральского федерального округа учтены изменения ресурсных, прежде всего инвестиционных возможностей государства и коммерческого сектора экономики, изменения относительной конкурентоспособности отдельных секторов экономики, сроков реализации крупных инвестиционных проектов и их эффективности, снижение реальных доходов населения и государственных расходов на социальные программы.
Сценарии социально-экономического развития Урала в долгосрочной перспективе определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
эффективностью исполнения комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»;
масштабами и динамикой освоения богатейших природных ресурсов региона, прежде всего, запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и газа в Ямало-Ненецком автономном округе, а также развитием природно-ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда промышленных центров Урала;
развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей новые возможности освоения природных ресурсов федерального округа;
решением социальных проблем Уральского федерального округа, развитием человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития региона;
развитием инновационного сектора экономики, реализацией высокого научного и образовательного потенциала Урала;
диверсификацией традиционной промышленной и институциональной структуры производства; эффективным развитием непромышленных отраслей; повышением роли в экономике малого предпринимательства;
интеграцией экономики Уральского федерального округа в евроазиатское экономическое пространство, а также развитием интеграционных процессов, повышением связности экономического пространства, эффективности межрегиональных взаимодействий в рамках федерального округа, а также направлениями и масштабами институциональных преобразований;
изменениями распределения доходов между различными уровнями бюджетной системы, что особенно актуально для нефтегазодобывающих регионов, источники перспективного роста которых находятся в сильной зависимости от схемы распределения создаваемой добавленной стоимости и рентных доходов;
масштабами и динамикой решения экологических проблем Урала.
Перспективы развития Урала рассматриваются в рамках реализации одного из трех предполагаемых сценариев будущего развития: инерционного, энерго-сырьевого и инновационного. Описание перспектив развития Уральского федерального округа в рамках инерционного и энерго-сырьевого сценариев представлено в Приложении 2
В качестве базового выбран сценарий инновационного развития Уральского федерального округа, который исходит из предположения о формировании в Российской Федерации модели инновационного, социально ориентированного роста, принятой в качестве стратегической цели в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Развитие Урала в рамках инновационного сценария будет базироваться на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Уральский федеральный округ сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья и центра металлургии и машиностроения. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.
Модель инновационного, социально-ориентированного развития Урала базируется на гармоничном сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и сферы природопользования.
Перспективы экономического развития Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:
расширением возможностей увеличения добычи газа и нефти за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа Карского моря, более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи, которые будут обеспечены ростом инвестиций для развития инфраструктуры и добычи других минеральных ресурсов в районах Крайнего Севера, техническими и технологическими инновациями в добыче и транспортировке углеводородов; качественно новым уровнем применяемых в нефтегазодобыче технологий, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;
развитием существующих и созданием новых объектов генерации для обеспечения районов нового освоения и преодоления прогнозного энергодефицита; совершенствованием структуры генерации за счет создания и развития угольных и атомных электростанций; использованием нетрадиционных, возобновляемых источников энергии; развитием сетевого хозяйства, преодолением изоляции районов нового освоения и радикальным повышением энергобезопасности северных регионов. При этом предусмотрена возможность передачи части электрической мощности в Центральные регионы России;
модернизацией производства и технологическим прорывом в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного оборудования;
диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;
созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно – инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в том числе зоны инновационного развития на базе закрытых административно-территориальных образований; созданием инновационных продуктов и высоких технологий в научно-инновационном центре «Титановая долина», городах Снежинск-Озерск, Тюмени, которые обеспечат высокотехнологичное развитие базовых и новых перспективных отраслей специализации регионов Урала;
реализацией транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно–логистических комплексов международного и межрегионального значения;
интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующемся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;
формированием на базе крупных агломераций Урала (Екатеринбургской и Челябинской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.
Развитие социальной сферы Уральского округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.
Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии в Уральском федеральном округе за счет осуществления экологически значимых мероприятий, прежде всего в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.
Реализация инновационного сценария предполагает создание условий равного доступа к добыче и транспортировке углеводородного сырья для мелких и средних компаний (независимых производителей), охрану окружающей среды в местах добычи природных ресурсов, местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Уральского федерального округа, и сохранения их культуры и традиционного образа жизни, развитие районов Крайнего Севера и решение социальных проблем северян, регулирование миграционных процессов. Предполагается достижение следующих целевых установок развития Уральского федерального округа:
средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет к 2020 году до 72 - 73,5 лет, а уровень младенческой смертности понизится в 1,3 - 1,4 раза;
охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов;
средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году достигнет 30 кв. м на человека;
доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится до 14 процентов в 2020 году.
Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария в 2011 - 2020 годах составит 6,1 процента в год, в последнее десятилетие прогнозного периода темп снизится до 4,7 процента. В целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,9 раза. Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет непромышленных отраслей: транспорта и связи, торговли, а также сектора высокодоходных высокотехнологичных услуг, рост которых базируется на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ в округе обусловит высокие темпы роста строительства.
В инновационном варианте, ориентированном на диверсификацию экономики, доля добывающего сектора сократится к 2020 году до 22 процентов. Основным фактором, определяющим рост обрабатывающих производств в округе, явится машиностроение.
Инновационный сценарий развития Урала означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста. Количественная оценка параметров развития федерального округа на базе предположений инновационного сценария показывает, что он позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества федерального округа и упрочить его позиции в российской экономике. Вместе социально-экономическое развитие Урала в рамках инновационного сценария будет происходить равномерно, в связи с чем отдельные этапы развития социальной сферы и отраслей экономики не выделяются.
Сравнение прогнозных показателей социально-экономического развития при реализации различных сценариев представлено в Приложении 3.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе