logo
урал

2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа

В 2011 – 2020 годах конкурентоспособность Уральского фе­дерального округа во все возрастающей степени будет определяться наукоемкостью, инновационностью и социальной ориентированностью ведущих от­раслей и видов деятельности хозяйственного комплекса Уральского федерального округа. Повышение конкурентоспособности будет обеспечено за счет модернизации ма­териальных активов промышленности, транспорта, связи, строи­тельства, а также за счет применения принципи­ально новых экологически чистых технологий добычи и перера­ботки природных ресурсов, использования новых станков и обо­рудования, новых видов транспорта, новых видов и форм соци­ального сервиса. Инновации должны стать ключе­вым элементом развития всех составляющих не только произ­водственной, но и социальной Уральского федерального округа.

Долгосрочные перспективы развития Урала определяются несколькими векторами.

Первый вектор - связан с добычей и переработкой минерально-сырьевых ресурсов; здесь можно выделить с крупнейшие инвестиционные проекты по освоению газовых и нефтяных месторождений, строительству и модернизации трубопроводных мощностей, созданию нефте- и газоперерабатывающих комплексов, в том числе в рамках реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».

Второй вектор – активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, направленного как на обеспечение доступа к труднодоступным территориям Уральского федерального округа, так и на создание и усиление стратегических элементов опорной транспортно-информационной инфраструктуры страны. Основой для эффективной реализации этих задач также является межрегиональный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».

Третий вектор – модернизация индустриального потенциала Урала, развитие глубокой переработки сырья на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышение конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, поддержка развития предприятий ракетно-космической отрасли, повышение человеческого роли капитала.

Четвертый вектор – развитие инновационных, информационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях и наукоориентированных городах Урала, предполагающий, в том числе, создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые обеспечат структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию инновационных отраслей экономики, придадут инновационный импульс развитию широкого круга базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.

Пятый вектор – активизация развития туристического комплекса как направления, обеспечивающего наибольший диверсификационный эффект; речь идет о деловом туризме (проведение конгрессно-выставочных мероприятий международного масштаба), строительстве и обустройстве горнолыжных комплексов, создании мирового центра полярного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, культурно-духовном туризме в гг. Екатеринбурге, Верхотурье, Тобольске, Тюмени, Аркаиме и других.

Необходимо констатировать принципиально новое «ресурсное» состояние Урала: по твердым полезным ископаемым он трансформировался из добывающего региона в потребителя минерального сырья.

При всех происходящих структурных изменениях в экономике Уральского федерального округа одной из базовых отраслей остается машиностроение. Вместе с тем Урал в значительной степени потерял функции ведущей базы производства оборудования для горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности страны. При удорожании сырья и металлов машиностроительную отрасль может ожидать дальнейшее падение производства и банкротство предприятий. Важнейшая причина этого – отсутствие постоянных, долговременных, масштабных заказов. В общем экспорте Уральского федерального округа доля продукции, произведенной в этой отрасли, в последние годы неуклонно снижается: 20 лет назад она достигала 50 процентов, а в настоящее время не превышает 2,5 процента.

Существенная неоднородность и определенная разнонаправленность развития экономик отдельных субъектов Уральского федерального округа в соответствии с их традиционной специализацией была обусловлена объединением в 2000 году в одном округе Свердловской и Челябинской областейс тяготеющей к ним Курганской областью, составляющих на протяжении веков ядро промышленного Урала, и относящихся к Западной Сибири Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Тюменской области (ранее единая Тюменская область) – крупнейшего по запасам и добыче центра углеводородного сырья.

Соответствующие регионы Уральского федерального округа, условно именуемые Уральским и Западно-Сибирским, имеют заметно разную конфигурацию в координатах «территория» - «население» - «валовой региональный продукт» и принципиально отличающуюся специализацию, с ориентацией Западно-Сибирского региона на нефтегазодобыче и нефтехимии, а Уральского - на машиностроение, металлургию, химию, науку и оборонно-промышленный комплекс.

Такая дифференциация, в зависимости от проводимой промышленной политики, может эволюционировать как в прогрессирующую изоляцию и обособленное развитие двух исторически сложившихся регионов Уральского федерального округа (как это имело место в 90-е годы), провоцируемое в том числе и недостаточностью интегрирующих элементов транспортной и энергетической инфраструктуры, так и во взаимообусловленное, взаимодополняющее развитие с огромным синергетическим эффектом при последовательной реализации межрегиональных и общенациональных проектов, нацеленных на одновременное использование конкурентных преимуществ каждой из них.

Показатели развития приоритетных секторов экономики Уральского федерального округа в Приложении 4.