4.6. Развитие образования
Округ отличается развитой образовательной инфраструктурой и высоким качеством организации образовательного процесса. Однако, наблюдается неполное соответствие содержания образования и технологии обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, недостаточен и уровень диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению. В системе профессионального образования особенно ярко наблюдается общее снижение престижа рабочих и инженерных профессий, дисбаланс в подготовке специалистов, переизбыток выпускников высших учебных заведений, имеющих невостребованные направления подготовки. Также следует отметить несовершенство механизмов эффективного федерально-регионального взаимодействия в реализации образовательной политики в сфере среднего профессионального и начального профессионального образования. Перечисленными обстоятельствами объясняется неполное соответствие местных трудовых ресурсов кадровым потребностям реализации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов.
Целью развития образования в Уральском федеральном округе в прогнозный период является обеспечение экономики качественными трудовыми ресурсами, соответствующими требованиям инновационного социально-экономического развития. К основным задачам в рамках ее достижения относятся:
формирование государственного задания на подготовку кадров с учетом потребностей экономики на основе целевого прогноза баланса трудовых ресурсов;
гармонизация и взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда, расширение партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов в процессе подготовки квалифицированных кадров;
обеспечение развития профессиональной квалификации педагогических кадров через совершенствование системы повышения квалификации и аттестации, обуславливающей деятельность педагогов в условиях внедрения и реализации новых Федеральных образовательных стандартов;
развитие доступной среды для получения образования детьми-инвалидами, а также профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
поддержка повсеместного использования информационных технологий, создание единой информационной среды образования;
развитие научных школ в фундаментальном, инженерном, гуманитарном образовании, в сфере информационных технологий;
обеспечение целостной системы подготовки и ротации кадров с учетом приоритета подготовки специалистов новых профессий;
создание нескольких научно-образовательных комплексов (кластеров);
повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг независимо от места жительства граждан и социального положения их семей, в том числе за счет усиления адресности оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий, а также создания прозрачной системы конкурсного приема в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения;
развитие системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности этой сферы;
интеграция средних профессиональных образовательных учреждений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);
ориентация выпускных стандартов на международный уровень качества;
совершенствование финансово-экономических механизмов и организационно-правовых форм в сфере образования;
обеспечение коммерциализации научно-технических разработок;
обновление материально-технической базы образовательных учреждений, их компьютеризация и интернетизация, создание современной мультимедийной информационной среды, использование дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями;
обеспечение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования;
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода с сохранением традиций российской высшей школы;
введение в образовательный процесс от средней школы и выше модулей по обучению навыкам ведения бизнеса;
развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
обеспечение систематического характера технического образования инженеров, технологов и кадров рабочих профессий (особенно для молодых специалистов);
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций, разработка и внедрение на основе взаимодействия с общественными организациями и бизнесом системы кадрового аудита, направленной на мониторинг перспективных потребностей в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования с привлечением ресурсов бизнеса, заинтересованного в получении соответствующих кадров, внедрение механизмов соучредительства предприятий – заказчиков кадров;
реализация проектов стратегического партнерства образовательных учреждений Уральского федерального округа с зарубежными организациями профессионального образования.
повышение квалификации творческих кадров и сервисного персонала путем прививания навыков стратегического видения и инновационной ориентированности менеджмента, развития дистанционных методов обучения, формирования творческих, коммуникативных способностей, критического мышления;
обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля;
совершенствование отраслевых систем подготовки руководящих кадров в сфере социального развития, обучение их новым, современным подходам к управлению социальной сферой.
В целях ускорения модернизации системы образования и эффективного ее включения в решение проблем инновационного развития Уральского федерального округа необходимо реализовать ряд проектов. Среди них особо выделяется создание Уральского федерального университета, не менее шести научно-образовательных комплексов, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, технопарков в сфере высоких технологий в гг. Екатеринбурге, Тюмени и Ханты-Мансийске, Высшей школы экономики и управления, которая должна стать ядром институциональной системы подготовки профессиональных экономистов и управленцев высшего и среднего звена.
Реализация намеченных мер позволит повысить качество общего и профессионального образования, обеспечит конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.
В результате реализации инновационного сценария возрастет численность населения, включенного в процессы непрерывного образования до 41 процента в 2015 году и 78 процентов в 2020 году.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе