4.8. Развитие физической культуры и спорта
В настоящее время 18,6 процента населения Уральского федерального округа систематически занимаются физической культурой и спортом, что существенно выше соответствующего среднероссийского показателя (16,2 процента), однако необходимо отметить существенные региональные диспропорции: так ниже даже общестранового его значение в Свердловской области (15,2 процента), с существенного выше среднего по округу – в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом становится модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений. Созданная в регионах Урала сеть спортивных сооружений состоит из практически 18 тысяч объектов, при этом в ее структуре преобладают плоскостные спортивные сооружения (площадки и поля) – более 57 процентов, а около 38 процентов составляют спортивные залы.
Уральский федеральный округ традиционно занимает значимое место на спортивной карте страны, культивируя около 100 видов спорта и принося основные медали на международных соревнованиях по олимпийским зимним видам спорта (биатлон, лыжные гонки, конькобежный спорт), плаванию, легкой и тяжелой атлетике, боксу и др., а также по паралимпийским и сурдолимпийским видам спорта. Перспективное значение для регионов Урала имеет развитие таких видов спорта как легкая атлетика, конькобежный спорт, водное поло дзюдо, мини-футбол, хоккей, волейбол, бокс, греко-римская борьба, каратэ и пр. В составе сборных команд России более чем по 40 видам спорта выступает около 500 спортсменов Уральского федерального округа. Растет численность спортсменов, получивших спортивные звания, и тренеров высшей квалификации. В перспективе проведения Всемирной универсиады (г. Казань) в 2013 году и Олимпийских игр (г. Сочи) в 2014 году актуальное значение приобретает совершенствование системы отбора и подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Ежегодно растет число проводимых в округе спортивных мероприятий различного уровня, в том числе и международного (так, например, Ханты-Мансийск можно по праву назвать биатлонной столицей России из-за традиционно проходящего в нем финального этапа Кубка мира по биатлону), образуются новые общественные спортивные организации и региональные федерации по видам спорта. Кроме того, существенное внимание уделяется и национальным видам спорта – ежегодно в районных центрах автономных округов проводятся массовые состязания по национальным видам спорта в рамках праздников «День Оленевода», в которых принимают участие тундровое население. Главным событием года для оленеводов-физкультурников является соревнование на Кубок Губернатора Ямала в г. Надым.
Однако нельзя не отметить некоторые проблемы отрасли, среди которых выделяются недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров; низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения; использование имеющихся спортивных сооружений с неполной нагрузкой; недостаточность условий для занятий физической культурой и спортом людей с ограниченными физическими возможностями, в частности, детей; низкий уровень медико-биологического сопровождения.
В этой связи основной целью здесь выступает эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии жителей Уральского федерального округа, возможность вести здоровый образ жизни, диверсификацию спортивной жизни, поддержку детского спорта, национальных и олимпийских видов. В качестве задач развития физической культуры и спорта фигурируют:
развитие спортивно-досуговой инфраструктуры и обеспечение инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта;
расширение спектра услуг, оказываемых спортивными организациями и учреждениями;
укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений физкультуры и спорта, детско-юношеских спортивных школ, обеспечение безопасного и эффективного функционирования спортивных объектов;
создание условий для кадровой обеспеченности сферы физической культуры и спорта, закрепления в ней талантливых специалистов, подготовки и повышения квалификации с мотивацией на результат труда и обеспечение высокого социального статуса работников;
опережающее научное и методическое сопровождение, разработка и внедрение научно-обоснованных концепций и программ деятельности, развитие инновационного потенциала сферы физической культуры и спорта;
позиционирование и развитие образовательных учреждений как центров физического воспитания и организации физкультурно-спортивной работы, при одновременном создании внутрирегиональной пространственно-распределенной системы спортивных организаций и учреждений в интересах повышения их доступности для городского и сельского населения округа;
диверсификация физкультурно-спортивной практики с целью обеспечения потребностей всех возрастных и социальных групп населения в доступных и качественных оздоровительных и досуговых услугах, сонаправленной с проведением информационных кампаний в средствах массовой информации, ориентированных на формирование здорового образа жизни;
культивирование идеи «Спортивный стиль жизни», популяризация национальных видов спорта на всероссийском и международном уровне;
усовершенствование клубной системы спорта, а также проведение соревнований по клубной системе;
развитие сети профильных спортивных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, с последующим созданием на их базе центров спортивной подготовки молодежного олимпийского резерва;
возрождение и пропаганда народных игр и национальных видов спорта коренных народов, их внедрение в программу учебного процесса по физическому воспитанию образовательных учреждений, подготовка соответствующих тренерских кадров, разработка учебно-методических комплектов по национальным видам спорта для детско-юношеских спортивных школ;
реновация материально-технической базы спорта высших достижений;
совершенствование системы отбора и подготовки высококвалифицированных спортсменов.
содействие проведению в Уральском федеральном округе крупных спортивных мероприятий и соревнований, в том числе международного уровня.
В результате решения перечисленных задач ожидается:
повышение эффективности использования спортивных объектов;
повышение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 45 процентов;
повышение доли детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
создание устойчивой системы подготовки спортсменов для олимпийских сборных команд России;
повышение показателей выступления спортсменов Уральского федерального округа на Олимпийских и Параолимпийских играх.
В результате реализации инновационного сценария удельный вес населения, систематически занимающегося спортом в 2015 году составит 32 процента от общей численности населения, а к 2020 году – 45 процентов.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе