2.2. Минерально-сырьевой комплекс
Уральский федеральный округ обладает мощным минерально-сырьевым комплексом, являющимся базой развития экономики округа и государства в целом. Недра Уральского федерального округа содержат 55 - 60 процентов ресурсов минерально-сырьевого потенциала России, в структуре которого преобладают высоколиквидные углеводороды, две трети российских запасов ванадия, более половины запасов асбеста, треть запасов марганца.
В Уральском федеральном округе сосредоточена вся или почти вся общероссийская добыча ванадия (Свердловская область), магнезита (Челябинская область), талька молотого (Челябинская область); каолина обогащенного (Челябинская область), свыше 42 процентов графита (Челябинская область), свыше 46 процентов асбеста хризотилового (Свердловская область), хромовых руд (Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область), около 60 процентов бокситов (Свердловская область), третья часть добычи кварцитов (Свердловская и Челябинская области), около 60 процентов кадмия, цинка (Челябинская, Свердловская области), свыше 13 процентов железных руд (Свердловская – 10 процентов, Челябинская области), около 20 процентов бентонитов (Курганская область), колчеданной серы (Челябинская и Свердловская области), около 5 процентов меди, формовочных материалов (Челябинская и Свердловская области), цеолитов (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), 3,1 процента золота (Челябинская и Свердловская области), 6 процентов никеля (Свердловская и Челябинская области), добываемых в стране.
При этом зависимость Урала от импорта минерального сырья из других регионов России или из-за рубежа составляет по железным рудам – 65 процентов, бокситам – 30 процентов, углю – 90 процентов, марганцевым рудам – 100 процентов, хромовым рудам – 60 процентов, медному концентрату – 60 процентов.
Особенностью минерально-сырьевого комплекса Уральского федерального округа на современном этапе является значительная капиталоемкость поддержания и реконструкции инфраструктуры действующих добывающих центров, в то же время несовместимо большая для вовлечения в хозяйственный оборот новых горнопромышленных районов.
Уральский федеральный округ, являясь одним из крупнейших в стране регионов по производству и экспорту минерального сырья, по внутреннему потреблению многих их них отстает от регионов, вступивших в стадию постиндустриального развития.
Сегодняшние объемы минерально-сырьевого производства в округе близки к имеющимся предельным технологическим мощностям добывающих предприятий и могут рассматриваться как показатели добычного потенциала, доступного для реализации без существенных капиталовложений, по крайней мере, в течение ближайших 5 – 10 лет. Соответственно, оценка возможностей будущего производства должна исходить из сроков достижения уровня созданного потенциала и экстраполяции соответствующих темпов роста добычи минерального сырья на дальнейшую перспективу, что естественно потребует роста капвложений для замещения выбывающих производственных мощностей.
В целом будущее минерально-сырьевое обеспечение экономики Уральского федерального округа находится под влиянием следующих негативных факторов:
отсутствует отвечающая современным требованиям геолого-картографическая основа по ряду перспективных районов округа (прежде всего, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), сдерживающая проведение качественных опережающих прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ;
отсутствует, либо слабо освоена минерально-сырьевая база некоторых отраслей промышленности, потребности которых покрываются за счет импорта как сырья, так и изделий (руды железа, марганца, титана, олова, тантала, ниобия, циркония и других); некоторые полезные ископаемые при значительных запасах добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается за счет импорта;
добыча большинства полезных ископаемых в течение ряда лет не компенсируется приростом запасов ни на эксплуатируемых, ни на новых объектах;
по интенсивно добываемым полезным ископаемым существенно сократился «поисковый задел», произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов в ближайшие годы;
фонд недропользования в своей ликвидной и инвестиционно привлекательной части практически полностью передан добывающим компаниям;
добыча ряда полезных ископаемых в значительной мере монополизирована, что ограничивает конкуренцию в недропользовании;
ведущие горнодобывающие компании, обладающие высокой обеспеченностью текущей добычи запасами, переданными в лицензионное пользование, воздерживаются от финансирования ранних стадий геологоразведочных работ (прогноз, поиски) в связи с высоким уровнем геологических и экономических рисков; действующая система лицензионного недропользования не обеспечивает необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности собственно геологоразведочных работ;
в нераспределенном фонде недр велика доля запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно.
Перспективы минерально-сырьевого комплекса округа связываются с освоением месторождений железа, ванадия, меди, цинка, никеля и кобальта, асбеста, каолина, графита, бентонитовых глин, кварцитов, марганца, хрома и некоторых других. Сырьевой потенциал округа в основном определяется богатством недр Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также в заметной мере Свердловской и Челябинской областей. При этом лимит легкодоступных месторождений твердых полезных ископаемых с богатыми высококачественными рудами в Уральском федеральном округе в значительной мере исчерпан или находится на грани истощения.
Преобладающая часть разведанных или предварительно оцененных объектов находится вдали от развитых промышленных центров и инфраструктурных коммуникаций, характеризуется большим разнообразием промышленных и перспективно-промышленных типов, многие из которых не имеют мировых аналогов, сложными горнотехническими условиями залегания руд, низкими содержаниями полезных компонентов, комплексным составом и сложной обогатимостью.
Основной целью развития минерально-сырьевого комплекса Уральского федерального округа является воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих компенсацию их потребления промышленными предприятиями Урала и в целом Российской Федерации.
Приоритетными задачами развития минерально-сырьевого комплекса являются:
обеспечение геологической изученности территории Уральского федерального округа, в первую очередь в зоне действия действующих и планируемых горнопромышленных районов;
реализация (в том числе в рамках государственно-частного партнерства) проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», обеспечивающего разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, что позволит не только наращивать экспорт энергоносителей, сырья и топлива, но и увеличить их внутреннее потребление;
повышение эффективности, комплексности и рациональности использования минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики округа;
увеличение производства минерально-сырьевым комплексом округа продукции высокой степени передела;
стимулирование разработки низкорентабельных месторождений;
внедрение новых технологий, обеспечивающих рациональное природопользование и снижение безвозвратных потерь полезных ископаемых.
Более детально основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала представлены в Приложении 5.
Государственная политика в области развития минерально-сырьевого комплекса Уральского федерального округа определяется Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, Комплексным планом по развитию минерально-сырьевой базы «Урал Промышленный – Урал Полярный» на 2010 – 2015 годы, Энергетической стратегией России на период до 2030 года, Стратегией развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года и другими программными документами.
Мероприятия по воспроизводству минерально-сырьевой базы Урала в соответствии с Долгосрочной государственной программой изучения недр представлены опережающими прогнозно-минерагеническими и целевыми рекогносцировочными поисковыми работами, поисковыми и поисково-оценочными работами, оценкой и разведкой.
Первоочередными задачами геологоразведочных работ и освоения минерально-сырьевых ресурсов в Уральском федеральном округе являются:
обеспечение компенсации возрастающего погашения выявленных запасов твердых полезных ископаемых их приростами;
обеспечение металлургического комплекса округа высококачественными и экономически доступными запасами руд черных, цветных и легирующих металлов;
проведение геологических исследований на ранних стадиях, включая поисковые, в слабоизученных, но потенциально перспективных районах Приполярного и Полярного Урала в бóльших объемах, чем на Среднем и Южном Урале и с опережением строительства инфраструктуры;
создание и внедрение в составе действующих и особенно при освоении новых горнопромышленных районов современных прогрессивных комбинированных технологий обогащения и передела руд, обеспечивающих повышение эффективности эксплуатации, комплексное извлечение главных и сопутствующих полезных компонентов, минимизацию экологического риска.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) являются составной частью государственной политики Уральского федерального округа в сфере изучения, использования, воспроизводства и управления государственным фондом недр.
Приоритетными направлениями НИОКР являются:
разработка типовых прогнозно-геологических моделей месторождений дефицитных полезных ископаемых и рациональных комплексов для их выявления в различных регионах округа;
прогноз рудных полей и районов с ожидаемыми особо крупными месторождениями полезных ископаемых;
разработка научного обоснования обстановок, благоприятных для выявления на территории Уральского федерального округа месторождений новых и нетрадиционных типов месторождений;
технологическая и геолого-экономическая оценка и переоценка ресурсов и запасов месторождений полезных ископаемых нераспределенного фонда недр, в том числе на ранних стадиях геологического изучения на основе использования современных инновационных решений.
Приоритетным направлением развития минерально-сырьевой базы также является реализация геологического блока проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Корпорация «Урал Промышленный - Урал Полярный» совместно со своими дочерними предприятиями является держателем девяти лицензий на геологическое изучение и добычу различных видов полезных ископаемых. Из общего числа объектов восемь требуют геологического изучения различных стадий: от поисковых работ до разведки и переоценки. Один объект - Подгорненское месторождение строительного камня - готов к эксплуатации. По всем объектам завершены проектные работы в соответствии со стадийностью работ, получены заключения государственной экспертизы. В течение 2011 – 2015 годов, после проведения доразведки, все объекты будут введены в стадию промышленной эксплуатации.
Значительная часть товарной продукции предприятий горнопромышленного комплекса подлежит транспортировке до потребителей - металлургических предприятий Южного и Среднего Урала, - в основном по проектируемой железной дороге Ивдель – Лабытнанги (Полуночное – Обская), некоторая часть – вывозу из округа. На территории округа будет реализовываться продукция строительной индустрии, а также баритовый концентрат, использование которого предполагается газо- и нефтедобывающими предприятиями действующими на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. По оценкам экспертов, в 2020 году из округа будет ежегодно вывозиться до 4 млн. тонн товарной продукции общей стоимостью 15 - 20 млрд. рублей.
Промышленное освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых округа предполагает развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортных путей, как железнодорожных, так и автомобильных. В перспективе к отдельным промышленным объектам дополнительно потребуется строительство порядка 480 км автомобильных дорог и 30 км железных дорог, а также 370 км линий электропередач. Потребности в электроэнергии только на промышленные цели составят около 1 млрд. кВт. ч. в год, а всего до 2 млрд. квт. ч. ежегодно.
Освоение рудных объектов планируется осуществлять регионально-вахтовым способом с постоянным размещением специалистов в крупных населенных пунктах (пос. Харп и другие). Общая численность работающих по горно-обогатительным комбинатам составит около 18 тыс. человек.
Ключевым фактором в решении сырьевых проблем горно-металлургических проектов Уральского федерального округа должно стать создание и применение современных прогрессивных технологий добычи, обогащения и передела руд, обеспечивающих эффективную эксплуатацию ныне нерентабельных месторождений, извлечение главных и сопутствующих ценных компонентов, замкнутый технологический цикл, минимизацию экологического ущерба и утилизацию отходов. Немаловажно, что внедрение прорывных технологий позволит повысить глубину переработки отечественного минерального сырья.
В перечне передовых перспективных технологий в области добычи и переработки полезных ископаемых можно выделить следующие:
в добыче минерального сырья – скважинное подземное выщелачивание, скважинная гидродобыча, радиометрическая крупнопорционная сортировка,
в рудоподготовке – «сухие» методы дробления, измельчения (в том числе сверхтонкого), обеспечивающие оптимальное раскрытие полезных минералов при минимизации энергоемкости операций,
в крупнокусковом обогащении – высокопроизводительные методы радиометрического, магнитного, гравитационного обогащения,
в глубоком обогащении – магнитное обогащение на аппаратах с постоянными магнитами, «сухие» методы гравитации, электрическая сепарация, селективная флотация,
в химико-технологическом переделе – новые пиро-, химико- и биометаллургические процессы с использованием нетоксичных и малотоксичных реагентов, подготовка тонкодисперсных концентратов к металлургической плавке;
в минералого-аналитическом обеспечении – современные высокоточные и экспрессные методы и технологии анализа вещественного состава, структуры и свойств пород, руд, минералов, технопродуктов, применяемые на всех стадиях работ по добыче и переработке полезных ископаемых, сертифицированные по единым стандартам.
При внедрении и использовании всех имеющихся инновационных технологий добычи и переработки полезных ископаемых, производительность труда в минерально-сырьевом комплексе Урала, по экспертным оценкам, может возрасти к 2020 году в 2 – 2,5 раза по отношению к современному уровню.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе