logo
урал

4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы

Уральский федеральный округ отличается крайней дифференциацией в территориальном разрезе как по уровню развития социальной инфраструктуры, с одной стороны, так и по социальным потребностям – с другой, причем возрастает риск усугубления подобной неоднородности и сложившихся диспропорций в прогнозный период. Так, например, демографическая динамика способна перепрофилировать нагрузку на системы здравоохранения, образования, социокультурного обслуживания, вследствие чего необходимо уже сейчас переструктурировать их в направлении развития стационарных объектов в южных регионах округа и мобильных, дистанционных средств и средств оказания услуг – в северных, что приведет их в соответствие реальным и прогнозируемым условиям функционирования.

Нерегулируемые изменения в системе расселения, начавшиеся с 1990-х годов и выражающиеся, в частности, в обезлюдивании территорий, опустении малых населенных пунктов, отдаленных от районных и местных центров, эрозии социальных и инженерных инфраструктур, в целом привели к тому, что и социальная, и территориальная доступность в социальной сфере резко снизились. Такое положение вещей в первую очередь препятствует гармонизации социокультурного развития.

Аналогичная ситуация наблюдается и на макрорегиональном рынке труда – доля незанятого населения в трудоизбыточных регионах постоянно возрастает, при этом наблюдается дефицит кадров всех специальностей в трудонедостаточных районах. Такая ситуация создает определенные сложности осуществлению масштабных комплексных межрегиональных мегапроектов типа «Урал промышленный – Урал полярный», однако, в свою очередь, их своевременная и эффективная реализация будет содействовать ее исправлению, открывая возможность использования незанятого населения трудоизбыточных регионов в трудонедостаточных.

Инфраструктура детских образовательных учреждений (далее - ДОУ) абсолютно не подготовлена к прогнозируемому в среднесрочной перспективе росту абсолютной и относительной доли когорт детей, находящихся в интервале возрастов дошкольного контингента. Однако за пределами 2017 года вероятен спад насыщенности дошкольного контингента, что требует новых способов проектирования ДОУ, архитектурно-планировочных и экономических решений задачи обеспечения их услугами ДОУ, создания модульных проработок соответствующих зданий, легко превращаемых в офисы и вновь конвертируемых в детские образовательные учреждения (.

Демографическая динамика свидетельствует о неминуемом сокращении экономически активного населения Уральского федерального округа, что порождает практически безальтернатиную тенденцию привлечения трудовых мигрантов в округ. Прогнозируемые миграционные потоки из стран Содружества Независимых Государств, Кореи и Китая, усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из зарубежья малоквалифицированной рабочей силы способны изменить внутреннюю этническую и конфессиональную структуру на региональном уровне, размыть социокультурную идентичность населения, в том числе самобытность коренных народов.

Обострение в период преодоления негативных последствий глобального финансового и экономического кризиса 2008 - 2010 годов проблем износа основных фондов социальной сферы порождает инфраструктурные ограничения росту. Неэффективность деятельности социальной сферы и износ материально-технической базы социальных инфраструктур в регионах Урала приводит к низкому уровню благосостояния населения и снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. К тому же невысокая заработная плата в производственном звене, отсутствие стабильных условий труда и необоснованно низкий уровень страхования деятельности работников социальной сферы способствуют снижению мотивации, а, как следствие, перетоку работников социальной сферы в другие сектора экономики.

Совершенно особую проблему представляет собой острейшая необходимость улучшение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их дальнейшая интеграция в политическую, экономическую, культурную и научную среду Российской Федерации, поддержание этноформирующих видов деятельности в интересах сохранения исконного уклада жизни и традиционных промыслов.

Основные общесистемные проблемы развития социальной сферы Уральского федерального округа обусловлены:

негативными последствиями мирового финансового и экономического кризиса;

миграционным оттоком трудоспособного населения (причем наиболее молодого, динамичного, экономически активного, предприимчивого, а значит – конкурентоспособного), опасностью «демографической ямы» в период с 2015 года по 2020 год;

десинхронизацией двух рынков – труда и образовательных услуг, необеспеченностью перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, особенно инженерных и рабочих профессий;

резкой отраслевой (профессиональной) и территориальной дифференциацией населения по уровню жизни (эта проблема распадается на три составляющие: неприемлемо высокая социальная поляризация и увеличение асимметрии в социально-экономическом росте между «центрами» регионов и их «перифериями», промышленными и непромышленными районами; нарастание различий в доходах населения, занятого в различных секторах экономики; усугубление структурного дисбаланса по степени и приоритетам развития между отдельными направлениями социокультурной политики, социальное расслоение занятых в разных ее видах по уровню доходов, углубление отставания уровня оплаты труда работников социальной сферы от средней по экономике, а тем более, по промышленности);

произвольной и хаотичной адаптацией расселения к новым экономическим условиям (рыночной среде);

возрастанием инфраструктурных ограничений социальному росту, снижением его качества вследствие недостаточности или отсутствия заделов в области инновационного перевооружения социальной сферы.

На решение ключевых проблем нацелены основные направления социального развития Уральского федерального округа общесистемного характера. Среди них выделяются:

адаптация социокультурной политики Уральского федерального округа к негативным последствиям глобального финансового и экономического кризиса, в том числе:; использование конкурентных преимуществ экономики и социальной сферы регионов Урала; формирование единого межрегионального социокультурного пространства с участием регионов Урала;

широкое использование программно-целевого метода управления социальным развитием;

привлечение к реализации социокультурной политики Уральского федерального округа на регулярной основе всех заинтересованных субъектов: представителей промышленности и социальной сферы, деловых кругов, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (профсоюзы, региональные общественные палаты, неправительственные объединения и т.д.);

поощрение социальной ответственности бюджетоформирующих предприятий, их участия в выработке социальной политики и реализации социально значимых проектов;

внедрение гибких моделей сетевого взаимодействия учреждений культуры, образования, спорта и социального обслуживания;

обеспечение строительства значимых объектов социально-культурного назначения;

введение механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства;

поощрение деловой активности в социальной сфере, в том числе развитие системы региональных благотворительных, инвестиционных и венчурных фондов в социальной сфере;

рационализация размещения опорного каркаса сети бюджетных учреждений, повышение их хозяйственной и финансовой самостоятельности за счет преобразования части из них в автономные учреждения или государственные (муниципальные) некоммерческие организации, работающие на принципах ответственного финансового менеджмента;

повышение психологической мотивации в реализации социальной политики на принципах соучастия среди различных слоев общества, в том числе активная пропаганда в федеральных и региональных средствах массовой информации и коммуникации принципов, целей и задач социокультурной политики; формирование (с привлечением региональных общественных палат и других институтов гражданского общества) открытого социального информационно-психологического пространства при соблюдении баланса индивидуальных, общественных и государственных интересов в информационной сфере; организация и проведение целевых PR-кампаний, направленных на широкое общественное обсуждение и популяризацию крупных социально-значимых проектов в целях повышения престижа социальных профессий и создания положительного психологического фона в обществе; широкая популяризация на региональном уровне крупных социальных проектов и вовлечение в обсуждение хода их реализации и достигнутых успехов различных активных слоев населения, а также легальных и немаргинальных общественных объединений и групп; поощрение и полномасштабное содействие объединению (на основе осознания и защиты своих интересов) населения в общественные организации (профсоюзы, партии, движения, ассоциации и т.д.), придерживающиеся легальных форм деятельности, а также подключение их к процессам управления социокультурной политикой; разработка и внедрение механизмов, стимулирующих формирование или ротацию региональных элит и привлечение активных заинтересованных слоев населения к процессам управления социокультурной политики;

создание стабильных условий труда;

разработка и реализация системы мер неэкономического стимулирования работников социальной сферы;

сокращение уровня смертности и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.