4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
Уральский федеральный округ отличается крайней дифференциацией в территориальном разрезе как по уровню развития социальной инфраструктуры, с одной стороны, так и по социальным потребностям – с другой, причем возрастает риск усугубления подобной неоднородности и сложившихся диспропорций в прогнозный период. Так, например, демографическая динамика способна перепрофилировать нагрузку на системы здравоохранения, образования, социокультурного обслуживания, вследствие чего необходимо уже сейчас переструктурировать их в направлении развития стационарных объектов в южных регионах округа и мобильных, дистанционных средств и средств оказания услуг – в северных, что приведет их в соответствие реальным и прогнозируемым условиям функционирования.
Нерегулируемые изменения в системе расселения, начавшиеся с 1990-х годов и выражающиеся, в частности, в обезлюдивании территорий, опустении малых населенных пунктов, отдаленных от районных и местных центров, эрозии социальных и инженерных инфраструктур, в целом привели к тому, что и социальная, и территориальная доступность в социальной сфере резко снизились. Такое положение вещей в первую очередь препятствует гармонизации социокультурного развития.
Аналогичная ситуация наблюдается и на макрорегиональном рынке труда – доля незанятого населения в трудоизбыточных регионах постоянно возрастает, при этом наблюдается дефицит кадров всех специальностей в трудонедостаточных районах. Такая ситуация создает определенные сложности осуществлению масштабных комплексных межрегиональных мегапроектов типа «Урал промышленный – Урал полярный», однако, в свою очередь, их своевременная и эффективная реализация будет содействовать ее исправлению, открывая возможность использования незанятого населения трудоизбыточных регионов в трудонедостаточных.
Инфраструктура детских образовательных учреждений (далее - ДОУ) абсолютно не подготовлена к прогнозируемому в среднесрочной перспективе росту абсолютной и относительной доли когорт детей, находящихся в интервале возрастов дошкольного контингента. Однако за пределами 2017 года вероятен спад насыщенности дошкольного контингента, что требует новых способов проектирования ДОУ, архитектурно-планировочных и экономических решений задачи обеспечения их услугами ДОУ, создания модульных проработок соответствующих зданий, легко превращаемых в офисы и вновь конвертируемых в детские образовательные учреждения (.
Демографическая динамика свидетельствует о неминуемом сокращении экономически активного населения Уральского федерального округа, что порождает практически безальтернатиную тенденцию привлечения трудовых мигрантов в округ. Прогнозируемые миграционные потоки из стран Содружества Независимых Государств, Кореи и Китая, усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из зарубежья малоквалифицированной рабочей силы способны изменить внутреннюю этническую и конфессиональную структуру на региональном уровне, размыть социокультурную идентичность населения, в том числе самобытность коренных народов.
Обострение в период преодоления негативных последствий глобального финансового и экономического кризиса 2008 - 2010 годов проблем износа основных фондов социальной сферы порождает инфраструктурные ограничения росту. Неэффективность деятельности социальной сферы и износ материально-технической базы социальных инфраструктур в регионах Урала приводит к низкому уровню благосостояния населения и снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. К тому же невысокая заработная плата в производственном звене, отсутствие стабильных условий труда и необоснованно низкий уровень страхования деятельности работников социальной сферы способствуют снижению мотивации, а, как следствие, перетоку работников социальной сферы в другие сектора экономики.
Совершенно особую проблему представляет собой острейшая необходимость улучшение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их дальнейшая интеграция в политическую, экономическую, культурную и научную среду Российской Федерации, поддержание этноформирующих видов деятельности в интересах сохранения исконного уклада жизни и традиционных промыслов.
Основные общесистемные проблемы развития социальной сферы Уральского федерального округа обусловлены:
негативными последствиями мирового финансового и экономического кризиса;
миграционным оттоком трудоспособного населения (причем наиболее молодого, динамичного, экономически активного, предприимчивого, а значит – конкурентоспособного), опасностью «демографической ямы» в период с 2015 года по 2020 год;
десинхронизацией двух рынков – труда и образовательных услуг, необеспеченностью перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, особенно инженерных и рабочих профессий;
резкой отраслевой (профессиональной) и территориальной дифференциацией населения по уровню жизни (эта проблема распадается на три составляющие: неприемлемо высокая социальная поляризация и увеличение асимметрии в социально-экономическом росте между «центрами» регионов и их «перифериями», промышленными и непромышленными районами; нарастание различий в доходах населения, занятого в различных секторах экономики; усугубление структурного дисбаланса по степени и приоритетам развития между отдельными направлениями социокультурной политики, социальное расслоение занятых в разных ее видах по уровню доходов, углубление отставания уровня оплаты труда работников социальной сферы от средней по экономике, а тем более, по промышленности);
произвольной и хаотичной адаптацией расселения к новым экономическим условиям (рыночной среде);
возрастанием инфраструктурных ограничений социальному росту, снижением его качества вследствие недостаточности или отсутствия заделов в области инновационного перевооружения социальной сферы.
На решение ключевых проблем нацелены основные направления социального развития Уральского федерального округа общесистемного характера. Среди них выделяются:
адаптация социокультурной политики Уральского федерального округа к негативным последствиям глобального финансового и экономического кризиса, в том числе:; использование конкурентных преимуществ экономики и социальной сферы регионов Урала; формирование единого межрегионального социокультурного пространства с участием регионов Урала;
широкое использование программно-целевого метода управления социальным развитием;
привлечение к реализации социокультурной политики Уральского федерального округа на регулярной основе всех заинтересованных субъектов: представителей промышленности и социальной сферы, деловых кругов, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (профсоюзы, региональные общественные палаты, неправительственные объединения и т.д.);
поощрение социальной ответственности бюджетоформирующих предприятий, их участия в выработке социальной политики и реализации социально значимых проектов;
внедрение гибких моделей сетевого взаимодействия учреждений культуры, образования, спорта и социального обслуживания;
обеспечение строительства значимых объектов социально-культурного назначения;
введение механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства;
поощрение деловой активности в социальной сфере, в том числе развитие системы региональных благотворительных, инвестиционных и венчурных фондов в социальной сфере;
рационализация размещения опорного каркаса сети бюджетных учреждений, повышение их хозяйственной и финансовой самостоятельности за счет преобразования части из них в автономные учреждения или государственные (муниципальные) некоммерческие организации, работающие на принципах ответственного финансового менеджмента;
повышение психологической мотивации в реализации социальной политики на принципах соучастия среди различных слоев общества, в том числе активная пропаганда в федеральных и региональных средствах массовой информации и коммуникации принципов, целей и задач социокультурной политики; формирование (с привлечением региональных общественных палат и других институтов гражданского общества) открытого социального информационно-психологического пространства при соблюдении баланса индивидуальных, общественных и государственных интересов в информационной сфере; организация и проведение целевых PR-кампаний, направленных на широкое общественное обсуждение и популяризацию крупных социально-значимых проектов в целях повышения престижа социальных профессий и создания положительного психологического фона в обществе; широкая популяризация на региональном уровне крупных социальных проектов и вовлечение в обсуждение хода их реализации и достигнутых успехов различных активных слоев населения, а также легальных и немаргинальных общественных объединений и групп; поощрение и полномасштабное содействие объединению (на основе осознания и защиты своих интересов) населения в общественные организации (профсоюзы, партии, движения, ассоциации и т.д.), придерживающиеся легальных форм деятельности, а также подключение их к процессам управления социокультурной политикой; разработка и внедрение механизмов, стимулирующих формирование или ротацию региональных элит и привлечение активных заинтересованных слоев населения к процессам управления социокультурной политики;
создание стабильных условий труда;
разработка и реализация системы мер неэкономического стимулирования работников социальной сферы;
сокращение уровня смертности и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе