2.1. Нефтегазовый комплекс
Нефтегазовый комплекс Уральского федерального округа размещен на большей части территории самой крупной в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, простирающейся далее на шельф Карского моря, где также открыты многие месторождения газа и газового конденсата. Комплекс обладает развитой промысловой инфраструктурой нефте- и газодобычи на крупнейших месторождениях углеводородов провинции, транспортной инфраструктурой, представленной разветвленной сетью магистральных газо-, нефте-, конденсато- и продуктопроводов, сектором нефте- и газопереработки, включая предприятия нефтегазохимии, а также многочисленные научно-исследовательские и профильные образовательные учреждения. Уральский федеральный округ - крупнейший в России поставщик нефти, газового конденсата и природного газа на внутренний и внешний рынки, что определяет его исключительную роль в экономике и энергетической безопасности не только России, но и ряда других стран.
Современный этап развития минерально-сырьевой базы углеводородов характеризуется снижением разведанных запасов и низкими темпами их воспроизводства, недостаточным воспроизводством минерально-сырьевой базы, переходом большинства эксплуатируемых крупных месторождений в стадию падающей добычи и необходимостью значительных затрат на освоение новых месторождений и внедрение технологий, увеличивающих нефте- и газоотдачу пласта и обеспечивающих более эффективную разработку месторождений. Объемы региональных поисково-разведочных и геологоразведочных работ долгое время не обеспечивали воспроизводство минерально-сырьевой базы как газовой, так и, в особенности, нефтяной промышленности, что в перспективе может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны. Продолжает ухудшаться структура разведанных запасов углеводородов, усугубляющаяся опережающей отработкой наиболее рентабельных запасов. Вновь подготавливаемые запасы сосредоточены в основном в средних и мелких месторождениях, в значительной части относятся к категории трудноизвлекаемых и их доля составляет уже более половины разведанных запасов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Растет фонд неработающих скважин; ситуация усугубляется снижением показателей комплексного извлечения сырья из недр. Следствием многолетних интенсивных отборов сырья из продуктивных горизонтов (до 30 процентов в год от текущих запасов) являются низкие показатели коэффициента извлечения нефти (от 7 - 8 процентов на севере провинции до 19,7 процента в широтном Приобье), в то время как на некоторых месторождениях Северного моря, например, этот показатель превышает 60 процентов и эксплуатация их продолжается.
Обширная Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция многим представляется достаточно изученным регионом, где пробурено 15816 разведочных скважин, суммарной проходкой 39920 тыс. м и выполнен значительный объем сейсморазведочных работ - 63067 профилей 2D, общей протяженностью 1252290 км. Изученность провинции глубоким бурением составляет 34,4 м/км2, а сейсморазведкой, соответственно, - 0,86 км/км2. Вместе с тем, в этой провинции есть и такие районы (полуостров Гыдан, периферические восточные районы), а также глубопогруженные комплексы пород (доюрские отложения, баженовская свита и др.), где еще не завершен этап поисковых работ. Вероятность наличия значительных невыявленных ресурсов углеводородов в Уральском федеральном округе очень высока и требует дополнительных объемов региональных и поисковых работ.
Недостаточная рыночная гибкость базового сектора экономики Уральского федерального округа связана с его структурой, унаследованной от советских времен, - как и тогда, основная активность компаний сосредоточена в сфере добычи углеводородов при минимальной доле переработки. Масштабы переработки добытого сырья в этом федеральном округе на протяжении последних лет остаются незначительными (около 2 процентов). Уровень развития нефтепереработки и нефтегазохимии в округе не отвечает возможностям сырьевой базы. В масштабах округа не налажены эффективные производственные цепочки между многими производителями углеводородного сырья и переработчиками в силу превалирования узкокорпоративных интересов, что затрудняет организацию схем непрерывной поставки сырья и планомерного наращивания мощностей по их переработке и повышению качества конечной продукции. Переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью путем организации глубокой переработки углеводородов также во многом сдерживается недостаточно активной инновационной и инвестиционной деятельностью.
Достигнутый технологический уровень нефтегазоперерабатывающего комплекса Уральского федерального округа не соответствует возможностям сырьевой базы. Производственные цепочки комплекса нарушены в силу преобладания корпоративных интересов, что не позволяет организовать непрерывные схемы поставки сырья от производителей к переработчикам и наращивания стоимости. Переработка углеводородов ограничивается выпуском моторных топлив низкого качества и полупродуктов (пропан, бутаны, фракция углеводородов С5+, изобутилен, бутадиен и др.). Непосредственно химические и фармацевтические предприятия Уральского федерального округа работают на привозном сырье.
К преимуществам нефтегазового комплекса этого региона следует отнести:
значительность имеющихся запасов углеводородов, которые могут обеспечить достигнутый уровень добычи в ближайшие 20 - 25 лет;
наличие разветвленной сети газо- и нефтепрововодов, выходящих далеко за пределы региона;
наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
присутствие глобально конкурентоспособных бизнес-структур в области нефтегазодобычи, транспортировки и переработки углеводородов, высокотехнологичного машиностроения, авиатранспортных, финансовых услуг, в строительстве объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;
значительный интеллектуальный и информационный потенциал сложившихся научных и учебных центров.
Слабые стороны нефтегазового комплекса заключаются в низкой степени диверсификации его хозяйства, недостаточной развитости инфраструктуры для начала освоения большинства средних и мелких по запасам месторождений углеводородов, больших внутриотраслевых экономических и социальных различиях, имеющихся ограничениях конкуренции для независимых от вертикально-интегрированных структур компаний.
К основным потенциальным угрозам для нефтегазового комплекса Уральского федерального округа можно отнести:
недостаток инвестиций, необходимых для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы;
недополучение возможной прибыли в результате преобладания в продукции нефтегазового комплекса сырья и полуфабрикатов;
истощение разрабатываемых крупнейших месторождений углеводородов и неготовность большинства недропользователей и трубопроводных систем к началу массового освоения менее рентабельных промысловых объектов;
недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного машино- и приборостроения, обеспечивающего оборудованием геолого-геофизические работы и эксплуатацию месторождений углеводородов;
ухудшение качества природной среды из-за несоблюдения экологических требований при добыче и транспортировке углеводородов.
Главной целью развития нефтегазового комплекса Уральского федерального округа до 2020 г является сохранение лидирующих позиций в производстве углеводородного сырья и усилении их в отраслях глубокой переработки нефти, газа и газового конденсата.
Важнейшими задачами реализации потенциала нефтегазового комплекса Урала являются повышение эффективности использования остаточных трудноизвлекаемых запасов нефти, конденсата и низконапорного газа, полная утилизации нефтяного попутного газа и увеличение доли перерабатываемого сырья. Естественным выходом из проблемной ситуации с состоянием минерально-сырьевой базы является повышение коэффициента извлечения углеводородов и начало массового освоения большого количества подготовленных к эксплуатации, но небольших по запасам залежей, залегающих, как правило, в более сложных горно-геологических условиях.
Необходимо массовое строительство горизонтальных скважин, боковых стволов, скважин-«елок», внедрение третичных методов воздействия на пласт, основанных на использовании современных физико-химических и биологических технологий и компьютерного моделирования, внедрение «сайклин-процесса» и других прогрессивных технологий. Однако, при современном налоговом регламенте у российских добывающих компаний отсутствуют стимулы даже к опытно-промышленному применению этих технологий увеличения нефтеотдачи. Для подготовки к переходу на новые технологии в округе пока создается комплекс отраслевых инновационных центров, технопарков, независимых сервисных компаний.
Важнейшей составляющей устойчивого развития и повышения эффективности нефтегазового комплекса Уральского федерального округа является его диверсификация за счет развития более глубокой переработки углеводородов (вторые и третьи переделы), ориентированной на комплексное использование добываемого сырья и выпуск продуктов с повышенной добавленной стоимостью. В рамках прогнозного периода добываемый в округе природный газ, в том числе и низконапорный, будет выступать в качестве основного сырья и энергоносителя для электро- и теплоэнергетики, газопереработки, газохимии не только на местном и региональном уровнях, но и в федеральном масштабе.
Современная ситуация старения фондов нефтегазодобывающей промышленности и выработки наиболее доступных источников углеводородов обусловливает необходимость реформирования организационной структуры отрасли в пользу большей доли независимых малых и средних компаний. Большой потенциал заключен в партнерстве крупных и малых компаний.
Инновационный сценарий предполагает развитие высокотехнологичных наукоемких производств и обеспечение в Уральском федеральном округе благоприятного инвестиционного климата.
При своевременном и полном воспроизводстве минерально-сырьевой базы, создании благоприятных инвестиционных условий, стимулирующих приток современных технологий в добычу и транспортировку углеводородов, по инновационному сценарию развития Уральского федерального округа в перспективе до 2020 года можно рассчитывать на стабилизацию суммарной добычи углеводородов, при относительном падении уровней добычи нефти и росте добычи газа и газового конденсата.
Корпоративная организация нефтегазового комплекса Уральского федерального округа будет зависеть от того, в какой мере будут реализованы крупные проекты освоения новых нефтегазоносных территорий и прибрежных акваторий, каким образом для этого будут мобилизованы финансовые и технологические ресурсы, в какой мере государству удастся стимулировать недропользователей к освоению и разработке месторождений с граничной эффективностью – малых и средних, а также истощенных крупных месторождений углеводородов с падающей добычей (Самотлорского, Уренгойского и других).
Возможны три основных варианта развития структуры нефтегазовой отрасли:
Вариант 1: приоритет отдается экономической безопасности страны и обеспеченности ее экономики топливно-энергетическими ресурсами, с одной стороны, и выполнению внешнеторговых (зачастую связанных с внешнеполитическими) обязательств - с другой; при этом государство усиливает свое присутствие в нефтегазовом комплексе, увеличивает капитализацию государственных компаний-монополистов, их дочерних предприятий и переходит к жесткому контролю объемов и технологий добычи, транспортировки и переработки углеводородов для поддержания этих производств на заданном уровне.
Вариант 2: главной задачей является повышение капитализации и конкурентоспособности российских вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, которые будут доминировать на рынке, работая преимущественно на высокорентабельных крупных месторождениях. Этот вариант предполагает значительные ограничения иностранных инвестиций (проектных) в нефтегазовом комплексе, рост этих компаний за счет поглощения других, оказание им политической поддержки в осуществлении проектов за рубежом и административной в пределах страны; при этом ограничивается государственная монополия на трубопроводный транспорт и обеспечивается беспрепятственный доступ к нему независимых производителей, без чего невозможна реализация их ресурсного и инвестиционного потенциала.
Вариант 3: государственным приоритетом выступает капитализация национального богатства и рациональное использование сырьевых активов. Вариант предусматривает более интенсивное развитие проектов государственно-частного партнерства, создание равных конкурентных условий для всех участников нефтегазового рынка, в том числе малых и средних компаний, чем достигается вовлечение в эксплуатацию необходимого количества подготовленных запасов месторождений углеводородов, дальнейшее расширение транспортной и перерабатывающей инфраструктуры в интересах всех недропользователей.
С экономической и социальной точек зрения оптимальным вариантом является приоритет капитализации сырьевых активов. Вместе с тем важно отметить, что рассмотренные варианты не являются антагонистическими альтернативами и, скорее всего, будет реализован какой-то средний с преобладающими чертами одного из вышеназванных. Кроме того, превалирование той или иной модели организационной структуры нефтегазового комплекса Уральского федерального округа зависит от состояния минерально-сырьевой базы отдельных частей Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Дальнейшего развития требуют трубопроводные системы Уральского федерального округа, поскольку в ряде районов нового освоения ее недостаточность служит серьезным сдерживающим фактором ввода в эксплуатацию новых месторождений углеводородов. Строительство продуктопроводов, связывающих нефтегазодобывающие районы Уральского федерального округа с формирующимися нефтегазохимическими кластерами в различных регионах России послужит целям более полной утилизации углеводородного сырья.
Значительным импульсом диверсификации направлений экспорта углеводородов из Уральского федерального округа должна послужить реализация трубопроводных проектов Ямал - Европа, Восточная Сибирь – Тихий океан, Пурпэ – Самотлор и Заполярье – Пурпэ, а также плана по развитию производства сжиженного газа на полуострове Ямал, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1713-р от 11 октября 2010 г.
Одним из инструментов государственной политики должна стать поддержка бизнеса в области энергосбережения, пока слабо развитого в России, что позволит сформировать экономических агентов (энергосберегающие компании), предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоёмкости производства. Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью окружных программ социально-экономического развития, в том числе региональных энергетических стратегий.
В перспективе нефтегазовый комплекс будет развиваться за счет вовлечения в разработку более глубоких горизонтов на действующих месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона в Ямало-Ненецком автономном округе, освоения месторождений полуостровов Ямал, Гыдан и их шельфа, а также за счет внедрения прогрессивных технологий добычи и транспортировки углеводородов на всей территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Значительным вкладом в развитие и диверсификацию нефтегазовой отрасли послужат программы утилизации и переработки попутного нефтяного и низконапорного газов, а также расширения и модернизации газотранспортной инфраструктуры. Дальнейшее развитие нефтедобывающей промышленности потребует внедрения инновационных технологий повышения нефтеотдачи продуктивных горизонтов, вовлечения в разработку открытых и поиски новых месторождений нефти и газового конденсата.
Принятая Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года предусматривает следующие целевые показатели на период до 2020 года(к уровню 2010 года): обеспечение роста объемов финансирования за счет внебюджетных источников - 40 процентов; доля работ, выполняемых субъектами малого и среднего предпринимательства – 25 процентов; увеличение доли геологоразведочных работ, выполняемых инновационно-активными организациями – 50 процентов; степень обновления активной части основных фондов организаций геологической отрасли – 40 процетнтов. Одобренный Правительством России проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года предполагает, что средний темп отбора запасов нефти от текущих извлекаемых запасов к 2020 году составит не более 2,4 процента, а коэффициент извлечения нефти увеличится, минимум, на 5 процентов.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 ггода предусматривает, что в 2020 году глубина переработки нефти достигнет 82 - 83 процентов, при этом выход светлых нефтепродуктов составит не менее 67 -68 процентов, а показатель комплексности переработки сырья (индекс Нельсона) 6,5 ед. В Уральском федеральном округе эти показатели должны быть достигнуты в первую очередь.Стратегией предусматривается также дальнейшее развитие портовой и транспортной инфраструктуры Уральского федерального округадля перевозки жидких углеводородов (нефти, конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов).2
Диверсификация нефтегазового комплекса будет обеспечена за счет новых каналов экспорта углеводородов, развития нефтегазопереработки и наращивания мощностей региональной энергетики на местных энергоносителях. Помимо известных нефтеперерабатывающих заводов Западной Сибири, в перспективе развитие нефтеперерабатывающих производств, возможно также и в других областях Уральского федерального округа, обладающих емким топливным рынком. В настоящее время в г. Тобольске формируется крупнейший нефтегазохимический кластер, включающий современные пиролизные производства.
В случае успешного разрешения проблем совершенствования технологий разведки и эксплуатации месторождений углеводородов Уральского федерального округа, благодаря своим потенциальным ресурсам и степени их разведанности, добычным возможностям, развитости производственной инфраструктуры и уровню рентабельности освоения запасов углеводородов, должен остаться, по меньшей мере, в ближайшие 20 - 25 лет, главным нефтегазодобывающим регионом России, способным обеспечить более половины национальной добычи нефти, природного газа и газового конденсата.
При инновационном варианте развития нефтегазового комплекса Западной Сибири производительность труда в нем должна возрасти к 2020 году в 1,5 - 1,7 раза, а энергоемкость производства может сократиться на 15 - 20 процентов по сравнению с 2008 – 2010 годами.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе