2.12. Финансово-банковский сектор
В долгосрочной перспективе развитие финансовой сферы Урала будет определять состояние и тенденции развития реального сектора экономики Уральского федерального округа и уровень жизни населения.
Особенности финансового сектора Уральского федерального округа обусловливаются следующими факторами:
высоким уровнем валового регионального продукта среди федеральных округов. Как следствие, доля активов и кредитов банковского сектора, бюджетных расходов, страховых премий и других показателей развития финансового сектора в валовом региональном продукте при их сопоставимости по объемам с другими федеральными округами будет ниже;
высокой концентрацией банковского, финансового и промышленного капиталов;
высокой научной и профессиональной подготовкой кадров;
высокой инновационной активностью ведущих научно-исследовательских центров округа;
преобладанием в структуре экономики сырьевых секторов, которым не требуется больших объемов кредитных ресурсов отечественных кредитных организаций для своего развития;
высоким уровнем рисков в экономике Уральского федерального округа из-за высокой степени концентрации промышленного производства (на Урале), значительного износа активов промышленных предприятий и неблагоприятных природных и экологических условий.
Совокупные активы банковского сектора Уральского федерального округа достигли 1,167 трлн. рублей. Соотношение активов банковского сектора с валовым внутренним региональным продуктом Уральского федерального округа составило 24,6 процента, кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям - 21,8 процента.
На территории Уральского федерального округа представлены крупнейшие банковские структуры федерального и международного масштаба. При этом наблюдается тенденция экспансии московских и международных структур, в том числе путем поглощения региональных банков.
Основной целью развития финансово-банковского сектора Уральского федерального округа является укрепление и дальнейшее развитие устойчивой и конкурентоспособной банковской инфраструктуры, обеспечивающей потребности хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах.
Основные задачи развития этого сектора в Уральском федеральном округе:
повышение капитализации, конкурентоспособности кредитных организаций, а также инвестиционной привлекательности банковского бизнеса;
повышение ресурсной базы кредитных организаций;
расширение участия банковского сектора в финансировании инновационных и инвестиционных процессов и проектов;
внедрение прогрессивных кредитных технологий.
Основными сферами кредитования нефинансового сектора при этом взаимодействии в Уральском федеральном округе будут являться: машиностроение, обрабатывающие производства, лесной комплекс, участие в реализации ключевых региональных и межрегиональных инвестиционных проектов развития территорий.
Темпы и динамика развития страхового рынка Уральского федерального округа в целом положительные, страховой рынок округа развивается темпами, близкими к темпам общероссийского рынка.
Высока концентрация страхового рынка. Сложившаяся модель страхового рынка не соответствует потребностям экономики Урала и лишь частично выполняет основные функции страхования.
В последние годы наблюдается отрицательная динамика количества акционерных обществ и финансовых организаций, из-за чего появилось много нелегальных компаний, осуществляющих недобросовестную деятельность на рынке ценных бумаг.
Тем не менее существуют предпосылки для благоприятного развития корпоративной и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в Уральском федеральном округе, обусловленные наличием инвестиционных ресурсов и квалифицированными кадрами.
Основными проблемами финансовой системы Урала на сегодняшний день являются: неэффективные расходы в бюджетной сфере, несогласованность социально-экономической и бюджетной политики, дефицит долгосрочных доступных ресурсов банковской системы, недостаточное вовлечение во внутренний финансовый оборот ресурсов государства и населения и бизнеса, низкий уровень капитализации нефинансовых активов, небольшие размеры страхового сектора и финансовых рынков, низкий уровень их развития, структурные диспропорции их развития и низкий уровень их эффективности.
Целевым ориентиром развития финансовой системы является повышение ее роли как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач развития Уральского федерального округа, обеспечение ориентации ее развития на инвестиции и модернизацию производства на Урале. Развитие финансовой системы - это средство развития экономики округа и создания необходимых условий для финансового обеспечения.
Основными задачами развития финансовой сферы являются:
формирование долгосрочной ресурсной базы финансового сектора, увеличение ее масштабов сроков предоставляемых кредитных ресурсов. Создание благоприятного инвестиционного климата в Уральском федеральном округе и условий для увеличения доли инвестиционных ресурсов, направляемых в реальную экономику;
устранение структурных диспропорций развития финансовых рынков, в том числе по соотношению себестоимости вложенных и привлеченных средств, а также сроков их привлечения и размещения;
концентрация ресурсов финансового сектора на реализации межрегиональных проектов стратегии развития округа и крупнейших проектов развития его территорий на основе создания механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления округа, участников финансовых рынков и хозяйствующих субъектов;
разработка и реализация долгосрочной бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких темпов экономического развития на уровне 5 - 6 процентов роста валового регионального продукта в год за счет повышения вклада государственных расходов в устранение инфраструктурных и институциональных ограничений, создание условий для инновационного развития экономики, повышение уровня и качества жизни.
Приоритетами бюджетной политики в Уральском федеральном округе являются:
повышение эффективности управления бюджетными расходами и их оптимизация;
концентрация бюджетных ресурсов на приоритетах социально-экономического развития.
В банковском секторе приоритетами являются:
повышение доступности и качества банковских услуг, расширения клиентской базы за счет развития дистанционных механизмов; использования Интернет технологий, выстраивания сетевых структур кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, международные финансовые организации, операторов связи;
повышение финансовой грамотности населения;
аккумулирование и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов с рынка капиталов, страховых резервов при обеспечении строгого контроля за их сохранностью, привлечения в финансовый сектор имущественных активов, сконцентрированных в иных секторах экономики, но до настоящего времени не получивших надлежащей рыночной оценки, либо не введенных в оборот на финансовых рынках;
расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности банковской системы, снижение издержек при консолидации и развитии региональных сетей;
становление и развитие образовательных кредитов для населения;
совершенствование механизмов ипотеки и расширение набора финансовых инструментов с целью стимулирования развития жилищного рынка в целом;
повышение роли профессиональных участников рынка, включая саморегулируемые организации, и их взаимодействия с органами государственной власти по реализации межрегиональных проектов и решения задач социально-экономического развития территорий.
В сфере страхования приоритетами являются:
увеличение собственных средств страховых организаций;
повышение эффективности системы медицинского страхования, страхования жизни и здоровья населения;
реорганизация системы субсидирования сельскохозяйственного страхования;
развитие экологического страхования и страхования крупных специфических для Урала рисков;
активизация участия системы страхования в реализации приоритетных национальных проектов и межрегиональных проектов стратегии развития Уральского федерального округа;
развитие различных видов имущественного страхования и страхования объектов социальной сферы, страхование жизни с связи с освоением новой ресурсной базы в районах Полярного и Приполярного Урала и необходимостью квалифицированных кадров, увеличением доходов населения в рамках реализации межрегиональных проектов;
развитие автострахования, страхования ипотечных и образовательных кредитов;
содействие развитию защиты качества жизни граждан посредством страхования жизни, здоровья и имущества;
содействие становлению добровольного пенсионного страхования.
В сфере финансовых рынков и инвестиционной инфраструктуры приоритетами являются:
внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке;
создание новых инвестиционных продуктов, ориентированных на инвестирование в приоритетные и инновационные высокотехнологические сектора экономики, привлечение участников финансового рынка к реализации межрегиональных проектов на основе государственно-частного партнерства;
использование различных механизмов и способов поддержки региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг для предотвращения появления организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид;
повышение уровня финансовой грамотности населения в регионе для вовлечения широких слоев частных инвесторов в коллективные формы, например, негосударственные пенсионные фонды (долгосрочные инвестиционные ресурсы);
использование знаний и опыта региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг для продвижения финансовых услуг в муниципалитетах;
создание провайдера финансовых ресурсов и услуг на территории Уральского федерального округа на базе международного Финансового центра в г. Москве, предусмотренного «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе