4.10. Социальная защита
По состоянию на 1 января 2009 года размер социальных выплат в Уральском федеральном округе составил 281,625 млрд. руб., при этом 66,7 процентов из них составили пенсии (по Российской Федерации – 68,5 процентов), 26,2 процента – пособия и социальная помощь (по Российской Федерации – 24,9 процента). Кроме того, необходимо отметить существенную дифференциацию структуры социальных выплат на региональном уровне: так, в Свердловской области на выплату пенсий приходится 71,3 процента, в то время как в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах – 59,6 и 61,7 процентов соответственно. Характерны также значительные различия и по базовому размеру ежемесячного пособия на ребенка, установленных в регионах Урала, – минимальные значения он имеет в Курганской области (140 руб. в месяц), а максимальные – в Ханты-Мансийском автономном округе (510 руб. в месяц). Дифференцированный размер пособия (в зависимости от возраста детей) установлен лишь в Ямало-Ненецком автономном округе, и его значения варьируются от 200 до 500 руб. в месяц.
На начало 2009 года 6,4 процента семей Уральского федерального округа получали субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что существенного ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (7,9 процента), при этом их среднемесячный размер на семью был выше среднего по стране (673 и 668 руб. соответственно), а общая сумма начисленных субсидий составила 3285,9 млн. руб. Среди регионов Урала наименьшее число семей, получивших субсидии, отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе (2,5 процента) и Свердловской области (3,8 процента), а наибольшее – в Курганской области (11,1 процента).
На 1 января 2009 года в Уральском федеральном округе насчитывалось 3153 тыс. пенсионеров. Численность пенсионеров на 1000 человек населения в Курганской (291,8 в 2008 году) и Свердловской (276,2 в 2008 году) областях превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в целом (272,0 в 2008 году). В то же время в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, его значения ниже усредненных по России и минимальны в Ханты-Мансийском (195,4) и Ямало-Ненецком (183,9) автономном округах.
В территориальном разрезе наблюдаются некоторые диспропорции в структуре и распределении численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения. В то время как в Свердловской области значителен процент населения, получающего пенсии по инвалидности (107000 человек из 1214000 пенсионеров) в сравнении с населением, получающим пенсии по случаю потери кормильца (47000 человек), в Ямало-Ненецком автономном округе значение этого относительного показателя ниже (5000 человек из 100000 пенсионеров), зато существенен процент населения, получающего пенсии по случаю потери кормильца (6000 человек).
Социальную помощь на дому в Уральском федеральном округе в 2009 году оказывало 733 отделения, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом по их числу в округе лидирует Свердловская область (381), за ней следуют Челябинская (160) и Курганская области (115), минимально их число в Ханты-Мансийском (22) и Ямало-Ненецком (10) автономных округах. Нагрузка на одного социального работника в Уральском федеральном округе (7,7 человек на 1 января 2009 года) превышает аналогичный показатель в среднем по стране (6,4 человека). При этом только в Курганской области его значение меньше (6,0 человек на одного социального работника). Во всех остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, этот показатель выше среднероссийских данных. Особенно высока нагрузка на социальных работников в Ямало-Ненецком (14,5 человек на одного социального работника) и Ханты-Мансийском автономных округах (9,6), Свердловской области (8,0).
В целом в сфере социальной защиты населения Уральского федерального округа можно выделить ряд общих характерных проблем, связанных с увеличением количества семей с социально-демографическими проблемами, а также недостаточным развитием материально-технической базы учреждений и служб социальной защиты населения. Отмечается достаточно слабая обеспеченность нуждающихся социальной помощью, вызванная преимущественно низкой обеспеченностью регионов Урала социальными работниками (за исключением Курганской области) и относительной неразвитостью благотворительных институтов. Кроме того, для Уральского федерального округа характерна недостаточная доступность инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения и низкий уровень возможности их вовлечения в активную жизнь.
Стратегической целью государственной политики в области развития социальной защиты населения становится повышение качества жизни граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на основе реализации конституционных прав и свобод граждан в полном объёме. К основным задачам ее обеспечения относятся:
создание эффективно действующей системы защиты населения от социальных рисков, смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства;
улучшение доступа населения к социальной инфраструктуре, в том числе повышение мобильности системы социальных услуг, обеспечение доступности социальных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам, формирование единой базы данных получателей социальных выплат, переход от оказания помощи отдельным категориям населения к адресной социальной поддержке конкретной малоимущей семьи с учетом проверки ее потребностей посредством повсеместного введения «электронного социального паспорта семьи», внедрение системы социальных контрактов;
создание инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости малоимущих слоев населения путем разработки и реализации адресных социально-ориентированных программ на селе, содействующих развитию личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, обучению, повышению квалификации, трудоустройству;
значительное повышение доли семей, получающих услуги в сфере детского и семейного отдыха и лечения в оздоровительных учреждениях на территории Урала;
усиление адресности и дифференциации предоставления социальных льгот, выплат и социальных услуг населению;
обеспечение безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
привлечение внимания общества к проблемам инвалидов и малообеспеченных групп населения, содействие развитию творческих способностей представителей этих групп, применению их творческого и интеллектуального потенциала в экономике и социальной сфере;
проведение комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, включая выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах;
совершенствование работы мобильных социальных служб по оказанию неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям, оснащение мобильных бригад автотранспортом;
разработка и реализация схем регионального развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2025 года, включая строительство геронтологических центров и домов малой вместимости;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, а также переселение пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждений социального обслуживания, в более современные помещения;
обеспечение возможности использования пожилыми гражданами спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов, в том числе инфраструктуры учреждений общего и профессионального образования;
формирование механизмов привлечения негосударственных (частных) организаций для организации социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста, с помощью государственно-частного партнерства, в первую очередь в области предоставления санаторно-курортных услуг, социальных услуг в стационарных условиях и на дому, а также оказания реабилитационных услуг;
преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;
содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, распространению добровольческой деятельности (волонтерства);
обеспечение открытости деятельности органов социальной защиты населения и равного доступа к социальным услугам всех жителей округа;
совершенствование правового и технического обеспечения деятельности органов социальной защиты населения с учётом изменения законодательства, условий, возможностей и технологий;
совершенствование системы предоставления гражданам мер социальной поддержки путем создания условий для перехода к предоставлению социальных выплат в системе электронного документооборота в режиме on-line с использованием Internet- ресурсов;
формирование механизмов общественного контроля и системного аудита в социальной сфере.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе