logo
урал

4.10. Социальная защита

По состоянию на 1 января 2009 года размер социальных выплат в Уральском федеральном округе составил 281,625 млрд. руб., при этом 66,7 процентов из них составили пенсии (по Российской Федерации – 68,5 процентов), 26,2 процента – пособия и социальная помощь (по Российской Федерации – 24,9 процента). Кроме того, необходимо отметить существенную дифференциацию структуры социальных выплат на региональном уровне: так, в Свердловской области на выплату пенсий приходится 71,3 процента, в то время как в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах – 59,6 и 61,7 процентов соответственно. Характерны также значительные различия и по базовому размеру ежемесячного пособия на ребенка, установленных в регионах Урала, – минимальные значения он имеет в Курганской области (140 руб. в месяц), а максимальные – в Ханты-Мансийском автономном округе (510 руб. в месяц). Дифференцированный размер пособия (в зависимости от возраста детей) установлен лишь в Ямало-Ненецком автономном округе, и его значения варьируются от 200 до 500 руб. в месяц.

На начало 2009 года 6,4 процента семей Уральского федерального округа получали субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что существенного ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (7,9 процента), при этом их среднемесячный размер на семью был выше среднего по стране (673 и 668 руб. соответственно), а общая сумма начисленных субсидий составила 3285,9 млн. руб. Среди регионов Урала наименьшее число семей, получивших субсидии, отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе (2,5 процента) и Свердловской области (3,8 процента), а наибольшее – в Курганской области (11,1 процента).

На 1 января 2009 года в Уральском федеральном округе насчитывалось 3153 тыс. пенсионеров. Численность пенсионеров на 1000 человек населения в Курганской (291,8 в 2008 году) и Свердловской (276,2 в 2008 году) областях превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в целом (272,0 в 2008 году). В то же время в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, его значения ниже усредненных по России и минимальны в Ханты-Мансийском (195,4) и Ямало-Ненецком (183,9) автономном округах.

В территориальном разрезе наблюдаются некоторые диспропорции в структуре и распределении численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения. В то время как в Свердловской области значителен процент населения, получающего пенсии по инвалидности (107000 человек из 1214000 пенсионеров) в сравнении с населением, получающим пенсии по случаю потери кормильца (47000 человек), в Ямало-Ненецком автономном округе значение этого относительного показателя ниже (5000 человек из 100000 пенсионеров), зато существенен процент населения, получающего пенсии по случаю потери кормильца (6000 человек).

Социальную помощь на дому в Уральском федеральном округе в 2009 году оказывало 733 отделения, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом по их числу в округе лидирует Свердловская область (381), за ней следуют Челябинская (160) и Курганская области (115), минимально их число в Ханты-Мансийском (22) и Ямало-Ненецком (10) автономных округах. Нагрузка на одного социального работника в Уральском федеральном округе (7,7 человек на 1 января 2009 года) превышает аналогичный показатель в среднем по стране (6,4 человека). При этом только в Курганской области его значение меньше (6,0 человек на одного социального работника). Во всех остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, этот показатель выше среднероссийских данных. Особенно высока нагрузка на социальных работников в Ямало-Ненецком (14,5 человек на одного социального работника) и Ханты-Мансийском автономных округах (9,6), Свердловской области (8,0).

В целом в сфере социальной защиты населения Уральского федерального округа можно выделить ряд общих характерных проблем, связанных с увеличением количества семей с социально-демографическими проблемами, а также недостаточным развитием материально-технической базы учреждений и служб социальной защиты населения. Отмечается достаточно слабая обеспеченность нуждающихся социальной помощью, вызванная преимущественно низкой обеспеченностью регионов Урала социальными работниками (за исключением Курганской области) и относительной неразвитостью благотворительных институтов. Кроме того, для Уральского федерального округа характерна недостаточная доступность инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения и низкий уровень возможности их вовлечения в активную жизнь.

Стратегической целью государственной политики в области развития социальной защиты населения становится повышение качества жизни граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на основе реализации конституционных прав и свобод граждан в полном объёме. К основным задачам ее обеспечения относятся:

создание эффективно действующей системы защиты населения от социальных рисков, смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства;

улучшение доступа населения к социальной инфраструктуре, в том числе повышение мобильности системы социальных услуг, обеспечение доступности социальных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам, формирование единой базы данных получателей социальных выплат, переход от оказания помощи отдельным категориям населения к адресной социальной поддержке конкретной малоимущей семьи с учетом проверки ее потребностей посредством повсеместного введения «электронного социального паспорта семьи», внедрение системы социальных контрактов;

создание инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости малоимущих слоев населения путем разработки и реализации адресных социально-ориентированных программ на селе, содействующих развитию личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, обучению, повышению квалификации, трудоустройству;

значительное повышение доли семей, получающих услуги в сфере детского и семейного отдыха и лечения в оздоровительных учреждениях на территории Урала;

усиление адресности и дифференциации предоставления социальных льгот, выплат и социальных услуг населению;

обеспечение безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

привлечение внимания общества к проблемам инвалидов и малообеспеченных групп населения, содействие развитию творческих способностей представителей этих групп, применению их творческого и интеллектуального потенциала в экономике и социальной сфере;

проведение комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, включая выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах;

совершенствование работы мобильных социальных служб по оказанию неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям, оснащение мобильных бригад автотранспортом;

разработка и реализация схем регионального развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2025 года, включая строительство геронтологических центров и домов малой вместимости;

модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, а также переселение пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждений социального обслуживания, в более современные помещения;

обеспечение возможности использования пожилыми гражданами спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов, в том числе инфраструктуры учреждений общего и профессионального образования;

формирование механизмов привлечения негосударственных (частных) организаций для организации социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста, с помощью государственно-частного партнерства, в первую очередь в области предоставления санаторно-курортных услуг, социальных услуг в стационарных условиях и на дому, а также оказания реабилитационных услуг;

преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, распространению добровольческой деятельности (волонтерства);

обеспечение открытости деятельности органов социальной защиты населения и равного доступа к социальным услугам всех жителей округа;

совершенствование правового и технического обеспечения деятельности органов социальной защиты населения с учётом изменения законодательства, условий, возможностей и технологий;

совершенствование системы предоставления гражданам мер социальной поддержки путем создания условий для перехода к предоставлению социальных выплат в системе электронного документооборота в режиме on-line с использованием Internet- ресурсов;

формирование механизмов общественного контроля и системного аудита в социальной сфере.