4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, высокого образовательного уровня населения и его уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Это приводит к распылению и без того небольших государственных средств, выделяемых на подготовку специалистов, а также к несоответствию структуры подготовки кадров потребностям региональных рынков труда. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит и в территориальном, и в профессиональном разрезах (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть понижение образовательного уровня занятых). При этом в прогнозный период значительные изменения ожидаются в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе спроса на трудовые ресурсы значительно возрастет доля сервисной экономики и туристско-рекреационного бизнеса.
Значительных величин достигает уровень скрытой (латентной) безработицы с одновременным расширением открытых ее форм, вследствие частичного высвобождения работников и свертывания найма новых в результате глобального финансового и экономического кризиса. В качестве основных причин такого положения вещей может рассматриваться моноспециализация региональных экономик, узость локальных рынков труда, низкая мобильность рабочей силы, неразвитость малого и среднего бизнеса, а также сферы услуг, включая туристско-рекреационный бизнес, и элементов сервисной экономики.
Целью развития рынка труда Уральского федерального округа является сохранение и развитие трудовых ресурсов в соответствии с перспективными направлениями модернизации региональных экономик округа, а также продуктивная занятость населения, гармонизация спроса и предложения рабочей силы путем повышения эффективности функционирования рынка труда, повышения качества рабочей силы и ее трудовой мобильности, а также обеспечения реализации прав граждан на защиту от безработицы. Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:
разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов ситуации на рынке труда Уральского федерального округа, в том числе включающих оценку потребности в выпускниках начального, среднего и высшего образования до 2020 года, приведение объемов и направлений профессиональной подготовки, переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики макрорегиона;
стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда;
содействие самозанятости населения, в том числе в сельской местности, за счет создания предприятий сервиса, небольших производств по переработке местного сырья, реализации программ микрокредитования малого и среднего предпринимательства;
создание условий для развития территориальной и профессиональной мобильности граждан, проживающих в Уральском федеральном округе;
создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики Уральского федерального округа в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;
повышение эффективности профессионального обучения и переобучения граждан за счет развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая развитие внутрифирменного обучения и профессионального обучения безработных граждан;
повышение эффективности функционирования институтов рынка труда (развитие сети центров занятости населения (в том числе мобильных), повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения с использованием современных информационных технологий, в том числе расширение информирования населения и образовательных учреждений о состоянии и перспективах развития отраслей экономики, рынка труда, прогнозируемой численности потребности в квалифицированных кадрах в разрезе отраслей, формирование и создание сети специализированных кадровых агентств (независимых частных предприятий) по подбору персонала).
В результате реализации инновационного сценария сократится уровень безработицы (по методологии МОТ) к 2015 году до 5,1 процента, к 2020 – 3,7 процента.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе