17.7. Транспорт в сельскохозяйственном производстве
На транспортных средствах в сельском хозяйстве доставляют различные грузы (топливо, смазочные материалы, удобрения, семена, урожай, рабочих, продукцию животноводства и т. д.).
Классификация сельскохозяйственных грузов. Основные классификационные признаки: физико-механические свойства; способ погрузки — выгрузки и перевозки; степень использования грузоподъемности транспортных средств; срочность и периодичность перевозок.
По физико-механическим свойствам грузы делят на твердые, жидкие (полужидкие) и газообразные. Большинство сельскохозяйственных продуктов относится к твердым грузам и незначительная часть — к жидким (полужидким). К последним относятся топливо-смазочные материалы, молоко, аммиачная вода и т. п. Их перевозят в специальных автоцистернах.
По способу погрузки, выгрузки и перевозки различают штучные, навалочные и наливные грузы. Штучные грузы могут быть тарные и бестарные. Они характеризуются массой, формой и размерами.
Основное количество сельскохозяйственных грузов относится к навалочным. Большинство из них (удобрения, корма, солома, зерно и т. п.) допускают навал при погрузке и сброс при выгрузке. Они менее требовательны к средствам погрузки и транспортировки, при перевозках не повреждаются. Однако некоторые из них (зерно, минеральные удобрения) при транспортировке в дождливую погоду необходимо предохранять от намокания.
В последнее время внедряется тарная перевозка картофеля и овощей, которая сокращает объем погрузочно-разгрузочных работ и сводит к минимуму повреждения клубней.
Наливные грузы (жидкие) по сложности выполнения погрузочно-разгрузочных операций делят на три группы: первая — большинство жидких грузов (молоко, жидкое топливо, обезжиренное молоко); вторая — вязкие (жом, масло); третья — ассенизационные грузы (навозная жижа).
В зависимости от коэффициента (степени) использования грузоподъемности транспортных средств грузы делят на пять классов: первый (гравий, цемент, кирпич) — кн = 1; второй (нефть в бочках, силос) —0,99...0,71; третий (зерно, торфокрошка)— 0,7...0,51; четвертый (комбикорма, зерно овса, мясо)— 0,5...0,41; пятый (ботва свеклы, картофеля) — ка = 0,4...0,3.
По срочности и периодичности перевозок различают две категории грузов: I — подлежат перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями (при уборке зерновых и силосных культур, молоко и т. п.); II — могут быть перевезены в течение продолжительного срока и даже круглогодично (органические и минеральные удобрения, топливо-смазочные материалы, комбинированные корма и т. п.).
Классификация дорог. Основные признаки классификации: допустимая интенсивность движения транспортных средств, расчетная скорость движения1, ширина проезжей части и число полос движения. Исходя из этого, существующие дороги делят на пять категорий (табл. 17.3).
Используют также и другие признаки классификации: административный признак и состояние дорог (ширина земляного полотна, тип покрытия, уклон). По административному признаку различают дороги общегосударственные, республиканские, краевые, областные, районные, сельские и ведомственные (для заготовки и вывоза древесины, строительных материалов и т. п.).
Дороги, предназначенные для движения машинно-тракторных агрегатов, делят на три группы, в соответствии с которыми разработаны дифференцированные нормы наработки и расхода топлива. К первой группе относятся дороги с твердым покрытием, грунтовые сухие в хорошем состоянии и снежные укатанные. Вторая группа включает в себя дороги гравийные, щебеночные разбитые, песчаные, проселочные, разъезженные после дождя грунтовые, дороги по стерне зерновых, задернелой почве в твердом состоянии зимой и летом, немного оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом. К третьей группе относятся дороги с глубокой колеей, оттаивающие после длительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влажности или замерзшая после уборки корнеклубнеплодов (переувлажненная), бездорожье в весеннюю распутицу, снежная целина.
Классификация транспорта. В зависимости от назначения (места и вида выполняемых работ) и расстояния перевозки грузов различают внутриусадебный, внутрихозяйственный и внехозяйственн ь\й транспорт, а в зависимости от участия в производственном процессе — производственный («зависимый») и самостоятельный («независимый»).
.Внутриусадебный (бригадный), транспорт применяют на животноводческих фермах, агро- и животноводческих комплексах, пунктах первичной обработки зерна и т.д. Он представляет собой, главным образом, трубопроводы, различные транспортеры, самоходные тележки и маломощные тракторы (Т-25, Т-16 и др.).
Внутрихозяйственный транспорт используют в растениеводстве,
. 1Под расчетной скоростью на автомобильных дорогах подразумевают такую безопасную скорость легкового автомобиля, которую он может развить, двигаясь по незагрязненному, относительно сухому покрытию при хорошей видимости и отсутствии помех на дороге
животноводстве и при строительстве внутри хозяйства При транспортировке груза до 10 км применяют преимущественно тракторы, свыше — автомобили.
Внехозяйственный транспорт (автомобили и скоростные тракторы К-701, МТЗ-80, Т-150К) предназначен для выполнения транспортных работ, связанных с реализацией производимой
продукции, снабжением хозяйства топливо-смазочными, строительными материалами и т. д.
Производственный транспорт используют не только на транспортных работах, но и при сборе продукции или заправке агрегатов, при выполнении уборочных, посевных (посадочных) и других работ. Агрегаты, занятые на выполнении технологических операций (зерно-, льно-, картофелеуборочные комбайны, посевные агрегаты и т.д.), являются основными, а транспортные — вспомогательными, обслуживающими.
Самостоятельный транспорт не связан непосредственно с выполнением производственно-технологических операций. Например, вывоз зерна со склада или пункта первичной обработки не связан непосредственно с проводимым ранее обмолотом.
Сельскохозяйственные транспортные средства по виду машины-двигателя можно разделить на автомобильные (к ним относятся грузовые автомобили, тягачи и прицепной состав — прицеп и полуприцепы) и тракторные (тракторы и самоходные шасси, агрегатируемые прицепами или полуприцепами). При составлении поезда можно сочетать прицепы и полуприцепы.
При планировании внехозяйственных перевозок предпочтение следует отдавать автомобильному транспорту, а внутрихозяйственных — тракторному.
Основные технические данные автомобилей, применяемых в сельском хозяйстве, приведены в таблице 17.4 и приложении 3, а автомобильных и тракторных прицепов —в таблице 17.5. Условная колесная формула автомобиля означает следующее: первая цифра — общее число колес автомобиля, вторая — число ведущих колес. Например, 6x6— трехосный автомобиль с тремя ведущими мостами (Урал-4320, КрАЗ-255Б), 4 х 4 — двухосный со всеми ведущими мостами (ГАЗ-66-11, УАЗ-3303); 4 х 2 — двухосный с одним ведущим мостом (ГАЗ-52-05, ЗИЛ-МАЗ-4413).
Тракторные транспортные агрегаты составляют преимущественно из колесных тракторов и одно-, двух- или трехосных самосвальных прицепов с кузовом, разгружающимся на правую, левую сторону или назад. Гидроцилиндры механизмов подъема кузовов приводятся в действие от гидросистемы тракторов.
Эффективность использования как отдельного агрегата, так и всего транспортного парка подразделения оценивают по коэффициентам использования времени, пробега и грузоподъемности, а также по скорости движения.
Коэффициент использования рабочего времени транспортного агрегата
где tдв — время движения, ч; Тсм — время смены, ч.
* В знаменателе даны значения для кузова с надставными бортами.
Коэффициент использования времени движения транспортного агрегата с грузом
где /г — время движения с грузом, ч.
Коэффициент использования пробега подвижного транспорта (автомобиля, трактора или тягача и прицепа)
(17.28)
где 2Lr и Sio6ul — соответственно суммарный пробег транспорта с грузом и общий пройденный путь (Ь0^щ = Lt + LJ), км.
Пробег производителен, когда он совершается с грузом. Каждый грузовой автомобиль или прицеп имеет номинальную грузоподъемность, указанную в его паспорте. Однако фактическая нагрузка автомобиля (прицепа) не всегда совпадает с номинальной. В зависимости от вида груза, дорожных и других условий транспортные средства могут быть недогружены или перегружены. Чтобы оценить эффективность их использования, вычисляют следующие коэффициенты.
Коэффициент статического использования грузоподъемности
(17.29)
где Qr — масса груза, перевезенного за ездку, т; Qu — номинальная грузоподъемность, т; п — число ездок с грузом.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности характеризует использование транспортного средства при ездках на различные расстояния с разной загрузкой и определяется отношением количества фактически выполненных тонно-километров к тому количеству, которое возможно при пробеге с номинальной загрузкой:
(17.30)
Транспортные агрегаты в процессе работы движутся с переменными скоростями, которые зависят от состояния дорог, видимости, динамических качеств машины, интенсивности движения и т. д. В практике эксплуатации транспорта различают техническую и эксплуатационную средние скорости движения.
Средняя техническая скорость одного агрегата, км/ч,
(17.31)
где Тпв — время движения с грузом и вхолостую за рейс, ч, без учета времени остановок (заправка, техническое обслуживание, погрузка и разгрузка) и кратковременных задержек у светофоров, перекрестков, дорог и железнодорожных переездов.
Для всего парка за любой период времени
(17.32)
где А — число автомобилей (прицепов) в группе.
Эксплуатационная скорость движения — это отношение пройденного пути транспортного средства ко времени нахождения его в наряде:
для одного агрегата за сутки
(17.33)
для всего парка за любой период времени
(17.34)
где Гоб — общее время нахождения автомобиля в наряде, ч. 244
Эксплуатационная скорость зависит от технической и всегда меньше ее примерно на 10...30 %.
В результате транспортного процесса выполняется определенный объем работы, который может быть выражен в тоннах (масса перевезенного груза Е0, километрах (пройденный путь ZL) или тонно-километрах (произведение массы перевезенного груза на расстояние S £?,£,.
Часовая производительность в тоннах
(17.35)
в тонно-километрах
(17.36)
гДе Qr.H — номинальная грузоподъемность, т; tp — продолжительность одного рейса (оборота), ч.
Время рейса рассчитывают по формуле
(17.37)
где Lr — расстояние перевозки груза, км; Тпр — время погрузки и разгрузки, ч.
Сменная производительность в тоннах
(17.38)
в тонно-километрах
(17.39)
Число рейсов за смену
(17.40)
где Тси — время смены; Гпер — продолжительность переезда транспортного средства от стоянки до места работы и обратно, ч; Тто — продолжительность технического обслуживания в смену, ч; Тог л — затраты времени на внутрисменный отдых и личные надобности (кроме обеденного перерыва), ч.
Анализ производительности транспортного средства показывает, что она увеличивается с повышением грузоподъемности QT H и степени ее использования аг д, ростом скорости движения vTex, улучшением использования времени смены и пробега.
Необходимое число транспортных средств определяют исходя из особенности применяемых технологических схем. Так, при прямых перевозках зерна, поточной уборке сахарной свеклы, уборке кукурузы на силос и других работах число транспортных средств находят из равенства
(17.41)
где «ф, як — соответственно необходимое число транспортных средств и комбайнов в комплексе; W^, iVK — соответственно производительность транспортного средства и комбайна, т/ч.
При работе группы уборочных машин и транспортных средств число необходимого транспорта
(17.42)
где В — ширина захвата уборочной машины, м; vK —рабочая скорость уборочной машины, км/ч; У3 — урожайность убираемой культуры, т/га.
При выгрузке продукта в идущий рядом транспорт число транспортных единиц увеличивают на единицу с учетом постоянного взаимодействия с уборочной машиной.
При определении числа транспортных средств для перевозки продукции от зерноуборочных комбайнов необходимо исходить из их пропускной способности и объема бункера. В этом случае
(17.43)
где дк — пропускная способность зерноуборочного комбайна, кг/с; р —плотность перевозимого продукта, кг/м3; К6 — объем бункера комбайна, м3; 5 — отношение массы соломы к массе зерна.
- 8.2. Машины для внесения минеральных удобрений и извести
- 8.1. Техническая характеристика машин для внесения минеральных удобрений
- 8.3. Машины для внесения органических удобрений
- Глава 9 посевные и посадочные машины
- 9.1. Схемы посева и посадки, агротехнические требования и классификация машин
- 9.2. Рядовые зерновые сеялки
- Техническая характеристика зерновых сеялок
- 9.3. Сеялки для посева пропашных культур
- 9.4. Овощные сеялки
- Картофелепосадочные и рассадопосадочные машины
- Глава 10 машины для химической защиты растений
- 10.1. Методы и способы защиты растений, агротехнические требования
- 10.2. Машины для химической защиты растений
- Техническая характеристика опрыскивателей
- 10.3. Машины для приготовления и транспортировки рабочих жидкостей
- Г л а в а 11 машины для заготовки кормов
- 11.1. Технологические процессы заготовки кормов и агротехнические требования
- 11.2. Косилки
- 11.3. Косилки-плющилки
- 11.4. Косилки-измельчители
- 11.5. Грабли
- 11.6. Машины для уборки рассыпного сена
- 11.7. Машины для заготовки прессованного сена
- 11.8. Агрегаты для приготовления травяной муки
- Глава 12 машины для уборки и послеуборочной обработки зерна
- 12.1. Способы уборки зерновых культур и агротехнические требования
- 12.2. Валковые жатки
- 12.3. Зерноуборочные комбайны
- 12.2. Техническая характеристика комбайнов.
- 12.4. Уборка незерновой части урожая
- 12.5. Зерноочистительные машины
- 12.6. Машины для сушки зерна
- 12.7. Машины для уборки кукурузы на зерно
- Глава 13 машины для уборки картофеля
- 13.1. Способы уборки и агротехнические требования
- 13.2. Картофелекопатели
- 13.3. Картофелеуборочные комбайны
- 13.4. Машины для послеуборочной доработки картофеля
- Г л а в а 14 машины для уборки сахарной свеклы
- 14.1. Технологии уборки сахарной свеклы и агротехнические требования
- 14.2. Машины для уборки ботвы
- 14.3. Корнеуборочные машины
- Глава 15 машины для уборки овощей
- 15.1. Комплекс машин для уборки и послеуборочной обработки лука
- 15.2. Машины для уборки столовых корнеплодов
- 15.3. Капустоуборочные машины
- 15.4. Самоходный томатоуборочный комбайн
- Глава 16 машины для орошения
- 16.1. Способы орошения и агротехнические требования
- 16.2. Основные элементы дождевальных систем
- 16.3. Дождевальные установки и машины
- 16.4. Машины для поверхностного полива
- Контрольные вопросы и задания к разделу II
- Раздел III
- 17.2. Тяговый баланс трактора и сопротивление рабочей машины
- 17.3. Комплектование машинно-тракторных агрегатов
- 17.4. Кинематика движения машинно-тракторного агрегата
- 17.5. Производительность машинно-тракторного агрегата
- 17.6. Эксплуатационные затраты при работе агрегата. Расход топлива и смазочных материалов
- 17.7. Транспорт в сельскохозяйственном производстве
- 17.8. Основы технологии механизированных работ
- Глава 18 основы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка
- 18.1. Система технического обслуживания и ремонта
- 18.2. Организация технического обслуживания
- 18.3. Эксплуатация нефтехозяйства
- Глава 19 основы оптимального планирования, проектирования и управления машинно-тракторным парком
- 19.1. Определение состава и структуры машинно-тракторного парка, планирование" его работы
- 19.2. Выбор средств технического обслуживания машинно-тракторного парка и планирование их работы
- 19.3. Организация инженерно-технической службы
- 19.4. Анализ эффективности использования машинно-тракторного парка
- 19.5. Методологические подходы к оценке технического уровня сельскохозяйственной техники
- 19.6. Общие методические принципы оценки эффективности сельскохозяйственных техники и технологий
- Р аз дел IV
- 20.2. Производственные процессы на фермах
- 20.3. Комплексная механизация в животноводстве
- Глава 21 механизация водоснабжения животноводческих ферм
- 21.1. Общая схема водоснабжения животноводческих ферм
- 21.2. Водоподъемные машины и установки
- 21.3. Водопроводная сеть и напорно-регулирующие устройства
- 21.4. Машины и оборудование для поения животных
- Глава 22 механизация подготовки кормов к скармливанию
- 22.1. Виды кормов. Способы и схемы приготовления кормов
- 22.2. Машины для измельчения кормов резанием
- 22.3. Машины для дробления и резания кормов
- 22.4. Машины для запаривания, смешивания и дозирования кормов
- 22.5. Технологические линии приготовления кормов. Кормоприготовительные цехи
- Глава 23 механизация раздачи кормов
- 23.1. Кормораздаточные устройства
- 23.2. Мобильные кормораздатчики
- 23.3. Кормораздатчики непрерывного транспортирования кормов (стационарные)
- Глава 24 механизация доения коров
- 24.1. Общие принципы и способы машинного доения
- 24.2. Доильные аппараты
- 24.3. Виды доильных установок
- 24.4. Элементы вакуумной системы доильных установок
- 24.5. Аппараты и механизмы для первичной обработки молока
- Глава 25 механизация удаления навоза
- 25.1. Способы удаления навоза
- 25.2. Стационарные механизмы и устройства для удаления навоза из помещений
- 25.3. Гидравлические системы удаления навоза
- 25.4. Пневматические системы удаления навоза
- Глава 26 механизация стрижки овец
- 26.1. Комплекты технологического оборудования для стрижки овец
- 26.2. Устройство стригальной машинки
- Контрольные вопросы и задания к разделу IV
- Раздел V
- 27.2. Источники переменного трехфазного тока
- 27.3. Электростанции, линии электропередач, трансформаторы
- 27.4. Энергетические системы
- 27.5. Внешние и внутренние электропроводки
- Глава 28 электропривод сельскохозяйственных машин, агрегатов и поточных линий
- 28.1. Типы электропривода и его основные части
- 28.2. Трехфазный асинхронный электродвигатель
- 28.3. Электрические двигатели сельскохозяйственного назначения
- 28.4. Аппаратура управления и защиты электроустановок
- 28.5. Режимы работы и выбор типа электродвигателя
- Глава 29 использование энергии оптического излучения в сельском хозяйстве
- 29.1. Основные понятия оптического излучения и его свойства
- 29.2. Источники электрического света
- 29.3. Системы электрического освещения. Осветительные приборы
- 29.4. Производственное использование электрического света
- 29.5. Использование ультрафиолетовых и инфракрасных излучений
- Глава 30 применение электрической энергии для нагрева
- 30.1. Электрические источники тепла
- 30.2. Электрический нагрев воды
- 30.3. Электрокалориферные установки
- 30.4. Электрообогреваемые полы и коврики
- 30.5. Электроподогрев защищенного грунта
- Глава 31 электротехнологии в сельском хозяйстве
- 31.1. Электротехнологии в растениеводстве
- 31.2. Электротехнологии в животноводстве
- Г л а в а 32 элементы системы автоматического управления
- 32.1. Основные понятия автоматизации
- 32.2. Элементы автоматики и их функции
- 32.3. Принципиальные, функциональные и структурные схемы автоматических систем
- 32.4. Оценка использования электроэнергии потребителями
- 32.5. Применение средств автоматизации
- Контрольные вопросы и задания к разделу V
- Раздел I. Тракторы и автомобили сельскохозяйственного назначения 5
- Раздел IV. Механизация производственных процессов