logo
Механизация часть вторая

28.1. Типы электропривода и его основные части

Электропривод в сельском хозяйстве во многом определяет тех­ническую основу механизации и автоматизации производственных процессов. Его широко применяют на животноводческих фермах и комплексах для привода в движение исполнительных механизмов водоснабжения, приготовления и раздачи кормов, доения коров, стрижки овец, вентиляции животноводческих помещений, а также на зернотоках, в ремонтных мастерских и т. д.

Электроприводом называется машинное устройство, преобра­зующее электрическую энергию в механическую и состоящее из электродвигателя, передаточного механизма, аппаратуры управ­ления и защиты. Электропривод обеспечивает управление преоб­разованной механической энергией. Электропривод некоторых типов включает в себя преобразовательные устройства: выпрями­тели, преобразователи частоты, инверторы.

Электропривод, применяемый в производственных процес­сах, делят на три основных типа:

групповой — в нем от одного электродвигателя с помощью од­ной или нескольких трансмиссий движение передается группе рабочих машин (из-за технического несовершенства его приме­няют ограниченно);

одиночный — с помощью отдельного электродвигателя приво­дится в движение одна машина или производственный меха­низм;

многодвигательный — для привода рабочих органов одной ра­бочей машины используются отдельные электродвигатели (на­пример, зерноочистительная машина ЗВС-20, очиститель вороха ОВС-25А, гранулятор ОГМ-0,8А и др.).

С развитием производства и его технической оснащенности в классификацию электроприводов введены дополнительные ха­рактеристики. Так, различают простой одиночный и индивидуально-одиночный приводы. В простом электродвигатель соединяется с рабочей машиной плоской или клиноременной передачей через редуктор либо непосредственно с помощью муфт. Такой электропривод применен на измельчи­телях кормов «Волгарь-5М», ИГК-ЗОБ, дробилках кормов КДУ-2 и КДМ-2 и др.

В индивидуально-одиночном приводе предусмотрена конст­руктивная связь деталей электродвигателя с рабочей машиной (машинка для стрижки овец со встроенным электродвигателем, электродрель и т. п.).

Многодвигательный привод делят на простой, инди­видуально-многодвигательный и агрега-тированный. В простом многодвигательном приводе элект­родвигатель с рабочими органами машины соединяется непос­редственно с машиной, без конструктивных изменений двигате­ля, т. е. с помощью муфт, ременных передач и редукторов. В индивидуально-многодвигательном приводе детали электродви­гателя служат одновременно и деталями рабочих органов машин (ролики прокатного стана, привод очесывающих валиков в хлоп­коуборочной машине и др.). Агрегатированный многодвигатель­ный электропривод обеспечивает работу согласованно действую­щей системы рабочих машин, объединенных в общую поточную (технологическую) линию, например, зерноочистительно-су-шильные комплексы, цехи для приготовления концентрирован­ных кормов ОКЦ-30, ОКЦ-50, установка для приготовления ви­таминной муки АВМ-1,5 и др.

Электрические приводы могут быть классифицированы также по условиям применения (стационарные и передвижные), спосо­бу управления (автоматизированные, частично автоматизирован­ные и неавтоматизированные), числу скоростей (одно- и много­скоростные), роду используемой электрической энергии (посто­янный ток, одно- и трехфазный) и др.

Развитию электропривода и разнообразию его типов во многом способствуют следующие преимущества: быстрый и простой пуск электродвигателя, благодаря которому легко осуществить частые пуски и остановки машины; возможность точного учета расхода энергии на отдельные производственные операции, что позволяет оценивать и сравнивать влияние этой составляющей на стоимость продукции, а также сравнивать между собой рабо­чие машины различных типов; способность электродвигателя выдерживать значительные перегрузки; возможность работы электродвигателя в воде, безвоздушном пространстве и прочих средах, где другие двигатели работать не могут; более длительный срок службы; меньшие габаритные размеры и металлоемкость; простое обслуживание; надежность в эксплуатации; при исполь­зовании электропривода легко автоматизировать работу как от­дельных машин, так и всего производственного процесса в це­лом; возможность использования электрической машины как в двигательном, так и тормозном (генераторном) режиме; возмож­ность изготовления электропривода практически любой мощно­сти (от долей ватта до сотен и тысяч киловатт), на различную ча­стоту вращения; возможность конструктивного упрощения рабо­чей машины, ее совершенствования; экономия обтирочных и других материалов, чистота в помещении, улучшение условий труда.