logo
Механизация часть вторая

25.2. Стационарные механизмы и устройства для удаления навоза из помещений

К механическим стационарным средствам относятся навоз­ные транспортеры ТСН-160А, ТСН-160Б, ТСН-3,0Б, ТСН-3,0Д, ТР-5, ТСН-2,0Б; продольная скреперная установка УС-Ф-170А или УС-Ф-250А в комплекте с поперечной УС-10; скреперные продольные транспортеры ТС-1ПР в комплекте с поперечным ТС-ШП; скреперные установки УС-12 в комплекте с попереч­ной УСП-12; шнековый транспортер ТШН-10.

Скребковый навозоуборочный транспортер ТСН-160А кругового действия предназначен для удаления навоза из животноводчес­ких помещений с одновременной погрузкой его в транспортные средства. Состоит из горизонтального (рис. 25.2) и наклонного транспортеров, имеющих отдельный привод. Горизонтальный транспортер кроме привода включает в себя замкнутый контур круглозвенной цепи якорного типа, к которой крепят скребки, самонатяжное и поворотные устройства. Цепь приводится в дви­жение посредством клиноременной передачи и двухступенчатого редуктора от электродвигателя. Наклонный транспортер состоит из несущей балки с двумя желобами, в которых движется замкну­тая цепь со скребками (унифицирована с цепью горизонтального транспортера), привода (в виде двухступенчатого цилиндричес­кого редуктора, соединенного с электродвигателем), нижнего поворотного сектора, опорной стойки и натяжного винта.

При включении наклонного и горизонтального транспортеров навоз вручную сгребают из стойл и сбрасывают в навозные кана­лы. Скребки 9 горизонтального транспортера захватывают его и продвигают по дну канала к приемному бункеру наклонного транспортера, скребки которого передвигают навоз по желобу в его верхнюю часть и сбрасывают в кузов транспортных средств, установленных под транспортером.

Один транспортер обслуживает 100...200 коров, размещенных на привязи в два ряда.

ТСН-3,0Б, ТСН-3,0Д, ТР-5, ТСН-2,0Б по общему устройству и рабочему процессу аналогичны ТСН-160А.

Шнековый навозоуборочный транспортер ТШН-10 используют для удаления навоза из коровников на 200 голов. Он укомплектован четырьмя продольными транспортерами и одним поперечным. Продольные транспортеры (длина 65,6 м, диаметр витков шнека 20 мм, шаг 150 мм) вращаются в желобе под щелевой решеткой с частотой 15...60 мин"1. Поперечный транспортер (длина 20,6 м), расположенный в конце коровника, принимает навоз с продоль­ных шнеков и подает его в установку УТН-10. Шаг и диаметр вит­ков те же, что и у продольных шнеков. Такие транспортеры более производительны, надежны и долговечны, но материало- и энер­гоемки.

Скреперная установка УС-250 предназначена для удаления на­воза из открытых продольных проходов в коровниках длиной 120 м при беспривязно-боксовом содержании крупного рогатого скота. Она состоит из приводной станции 1 (рис. 25.3) и рабочего контура длиной 250 м, включающего замкнутую систему штанг и цепей с поворотными устройствами 4 (литые ролики), четыре са­москладывающихся и раскладывающихся скрепера 3, механизм реверсирования и щит управления.

Впривод входят электродвигатель мощностью 2,2 кВт и ре­дуктор с ведущей звездочкой. Специальным механизмом обеспе­чивается автоматическое реверсирование электродвигателя при­вода для изменения направления движения тяговой цепи. Скре­пер состоит из ползуна, шарнирного устройства, правого и лево­го скребков и натяжного устройства. Длину скребков можно регулировать по ширине навозного прохода, изменяющейся от 1,8 до 3 м, при его глубине 0,2 м. Для очистки стенок прохода на концах скребков установлены резиновые чистики.

Установка работает в автоматическом режиме возвратно-по­ступательного движения скреперов. Если по одному проходу скреперы движутся в сторону поперечного канала, их скребки за счет трения о пол раскладываются и перемещают навоз. По вто­рому проходу вторая пара скреперов совершает холостой ход в сложенном состоянии и в противоположном направлении. Пос­ле сбора навоза в поперечный канал происходит реверсирование движения, и цикл работы повторяется при раскрытых скребках другой пары скреперов. Ход скреперов больше шага их установ­ки, поэтому в середине коровника навоз передается с заднего скрепера на передний (по отношению к поперечному каналу).

Установка работает 18...20ч в сутки (кроме периода сна жи­вотных). Скорость движения скреперов, равная 0,063 м/с, обес­печивает уборку навоза в присутствии животных, выгонять кото­рых из навозных проходов не требуется. Они свободно пересту­пают через скребки. Одна установка обслуживает 200 коров, раз­мещенных в двух групповых станках.

Скреперная установка УС-Ф-170 аналогична по назначению, устройству и рабочему процессу УС-250. Ее применяют в коров­никах длиной 72 и 84 м. Длина рабочего контура установки дос­тигает 170 м. Мощность электродвигателя 1,1 кВт.

Скреперная установка УС-10 предназначена для транспорти­ровки навоза из поперечных каналов в навозосборник. Она со­стоит из системы автоматического реверсирования, тяговой штанги диаметром 20 мм с восемью скреперами и высокопроч­ной круглозвенной цепи якорного типа, образующей рабочий контур. Шаг складывающихся скреперов 10 м при возвратно-по­ступательном ходе штанги 12,5 м. Ширина захвата в раскрытом состоянии 1,75 м, высота скребков 0,15 м.

При рабочем ходе скребки захватывают порции навоза и пере­мещают его в сторону навозосборника на расстояние, равное ходу штанги. При движении штанги назад (холостой ход) скреб­ки складываются за счет трения о пол и не перемещают навоз. При следующем рабочем ходе порции навоза продвигаются даль­ше и сбрасываются в навозосборник. Установка УС-10 работает периодически, включаясь автоматически шесть раз по 20 мин в сутки. Скорость движения штанги 0,137 м/с, мощность электро­двигателя 3 кВт.

Скреперные транспортеры ТС-ШР (продольный) и ТС-ШП (поперечный) предназначены для удаления навоза из свинарни­ков при содержании свиней на щелевых полах, а также транс­портирования навоза от свинарников или коровников к навозо­хранилищу и погрузки его в транспортные средства.

Система скреперных транспортеров показана на рисунке 25.4. Она состоит из продольного и поперечного (по отношению к сви­нарникам) скреперных транспортеров, навозосборника, ковшового погрузчика НПК-Ф-35 и насосной установки УН-1 или НШ-50.

Продольный скреперный транспортер, расположенный в ка­нале под щелевыми полами глубиной 800 мм и шириной 820 мм, предназначен для транспортировки провалившегося через щели решетки навоза к центру свинарника и сброса его на скрепер­ный транспортер поперечного канала. Он состоит из приводной станции с натяжным и реверсивным устройством, замкнутого контура цепи и тяг. К тягам 7 с шагом, равным 7 м, прикрепле­ны скреперные тележки трубчатой арочной конструкции, опирающиеся на четыре ролика и перемещающиеся по продольным направляющим канала. Цепочно-штанговый контур с закреп­ ленными на нем тележками совершает возвратно-поступательное движение. При движении тележки в сторону от поперечно­ го канала скрепер свободно отклоняется на шарнире, а при движении в сторону поперечного канала опирается на ограни­ чители, захватывая и перемещая навоз. Таким образом, при возвратно-поступательном движении контура навоз скреперами последовательно перемещается в одном направлении от одной тележки к другой к центру помещения, сгружаясь в канал попе­речного транспортера. Последний перегружает навоз в навозосборник, откуда ковшовым транспортером он подается в транспортное средство: