4.5. Развитие здравоохранения
Заболеваемость населения Уральского федерального округа за последние 10 лет увеличилась с 129364,9 до 150819,5 на 100 тыс. населения, то есть, у каждого жителя округа регистрируется более 1,5 заболевания. Показатели, характеризующие состояние здоровья населения регионов Урала различаются: наиболее высокий уровень заболеваемости на 100 тыс. населения отмечается в Ямало-Ненецком автономном округе (192759,57), самый низкий - в Свердловской области (134487,8 на 100 тыс. населения).
По некоторым социально значимым болезням можно отметить снижение уровня заболеваемости, однако фоновая ситуация в целом остается хуже средней по стране. Так за 2000 - 2009 годы в регионах Урала снизилась заболеваемость туберкулезом с 110,3 до 98,5 на 100 тыс. населения (в Российской Федерации – с 90,4 до 82,6), хроническим алкоголизмом – с 137,1 до 132,2 на 100 тыс. населения (в Российской Федерации – с 130,6 до 112,5), наркоманией – с 83,3 до 32,8 (в Российской Федерации – с 50,7 до 17,8). При этом необходимо отметить существенные региональные диспропорции по основным болезням: в 2009 году высокая заболеваемость туберкулезом отмечается в Курганской (134,3 на 100 тыс. населения), Свердловской (106,5) областях, хроническим алкоголизмом – в Курганской области (150,2 на 100 тыс. населения), в Ханты-Мансийском автономном округе (147,6); наркоманией – в Свердловской области (47,8 на 100 тыс. населения).
Заболеваемость злокачественными новообразованиями в округе за последние 10 лет выросла с 303,8 до 336,7 на 100 тыс. населения, что в целом лучше, чем в среднем по Российской Федерации (с 309,9 до 355,9). Однако существенно превышают средние по стране соответствующие показатели заболеваемости в Челябинской (394,3) и Курганской (390,6) областях, а значительно ниже они в Ямало-Ненецком (163,3) и Ханты-Мансийском (207,7) автономных округах.
Кроме того, в регионах Урала за последние 10 лет наблюдается снижение младенческой смертности в 1,3 - 2,5 раза, в целом по округу этот показатель снизился с 15,4 до 7,1 на 1000 родившихся живыми, в то время как в среднем по Российской Федерации – с 15,3 до 8,2. Также для Уральского федерального округа характерно и снижение общей смертности населения, которая за 2000-2009 годы снизилась с 14,3 до 12,9 на 1000 населения (в Российской Федерации - с 15,4 до 14,2). В структуре смертности населения округа преобладают болезни системы кровообращения (54,8 процента), новообразования (15,4 процента) и внешние причины (13,6 процента). В структуре последних на первом месте находятся самоубийства (18,6 процента), на втором - убийства (10,5 процента), на третьем - дорожно-транспортные происшествия (8,6 процента), на четвертом – случайные отравления алкоголем (7,3 процента). Наибольшие показатели смертности от внешних причин среди регионов Урала отмечены в Курганской области (206,5 на 100 тыс. населения).
В 2009 году медицинская помощь населению Уральского федерального округа оказывалась в 515 больничных учреждениях, 213 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 609 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 94 диспансерах, 71 стоматологических поликлиниках, 2935 фельдшерско-акушерских пунктах, 18 врачебных здравпунктах, 378 фельдшерских здравпунктах. Из общего числа больниц 111 находятся в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.
Показатель обеспеченности населения врачами в округе ниже, чем в среднем по России. За 2000 - 2009 годы показатель увеличился с 34,4 до 37,4 на 10 тыс. населения (в Российской Федерации – с 42,2 до 44,1 на 10 тыс. населения). Высокие значения этого показателя среди регионов Урала характерны для Ханты-Мансийского (51,6 на 10 тыс. населения) и Ямало-Ненецкого (43,2) автономных округов, низкие – для Курганской (25,0) и Свердловской (34,6) областей. Ситуация по обеспеченности населения средним медицинским персоналом в округе лучше, чем в целом по России, и за последние 10 лет увеличилась с 95,9 до 97,8 на 10 тыс. населения (в Российской Федерации уменьшилась с 96,9 до 94,3 на 10 тыс. населения). В региональном масштабе наибольшие показатели обеспеченности населения средним медицинским персоналом в Ханты-Мансийском (138,2 на 10 тыс. населения), Ямало-Ненецком (120,0) автономных округах, Тюменской области (115,9), наименьшие – в Курганской и Челябинской областях (по 89,4 соответственно).
Коечный фонд стационаров округа за 2000 - 2009 годы сократился с 132753 до 106739 коек (на 19,6 процента). Обеспеченность населения койками за 10 лет снизилась с 105,7 до 87,1 на 10 тыс. населения (в Российской Федерации – с 109,1 до 90,1). Также необходимо отметить улучшение за этот период работы первичного звена здравоохранения: возросло число посещений на одного жителя округа в год с 8,2 до 9,1 (в Российской Федерации - с 9,1 до 9,5). Число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, незначительно увеличилось с 338 до 340 на 1000 населения (в Российской Федерации уменьшилось с 362 до 360,7).
Кроме того, округ располагает достаточным потенциалом природных лечебных ресурсов. На его территории расположены грязевой и бальнеологический курорт Медвежье (Медвежье Озеро) в Курганской области, курорты Курьи, Самоцвет и Нижние Серги и курортные местности Глядены, Иргино, Липовка, Обухово, Руш, Тавда, Талица, Туринск в Свердловской области, курорт Большой Тараскуль и курортная местность Ахманка в Тюменской области, курорты «Урал», «Кисегач», «Увильды», горнолыжные курорты («Солнечная долина», «Металлург - Магнитогорск», «Абзаково», «Завьялиха»), музей-заповедник Аркаим, Ильменский заповедник, национальные парки Таганай и Зюраткуль в Челябинской области.
К числу основных проблем округа в области здравоохранения следует отнести следующие. В лечебных учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения округа недостаточно развита профилактика и применение ресурсосберегающих технологий. Не везде разработаны и внедрены региональные стандарты организации деятельности и стандарты оснащения лечебно-профилактических учреждений. В области управления медицинскими кадрами следует отметить низкую социальную защищенность и престиж медицинской профессии, недостаточную информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении и медицинском страховании.
Цель развития здравоохранения Уральского федерального округа – увеличение продолжительности жизни, снижение смертности и заболеваемости населения, выравнивание качества и доступности медицинской помощи. К основным задачам относятся:
повышение эффективности управления медицинскими кадрами, приведение их в соответствие по числу и структуре с потребностями регионального здравоохранения, стимулирование роста мотивации к качественному труду, существенное повышение их квалификации;
развитие системы непрерывного профессионального образования, обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров с учетом внедрения в практику здравоохранения современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения, оснащение лечебно-профилактических учреждений в соответствии с утвержденными Минздравсоцразвития России порядками оказания медицинской помощи и повышение эффективности использования оборудования и коечного фонда лечебно-профилактических учреждений;
реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей Уральского федерального округа;
дооснащение поликлиник, медицинских и дневных стационаров средствами телемедицины, медицинской аппаратурой для проведения основных видов диагностики в удаленных населенных пунктах;
совершенствование профилактики и оказания своевременной первичной медико-санитарной медицинской помощи;
совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение дистанционных операций с использованием робототехники;
усиление межрегионального взаимодействия между медицинскими учреждениями;
увеличение доли инновационных исследований, создание условий для развития медицинской и фармацевтической промышленности, коммерциализации результатов научно-технической деятельности;
создание условий для увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, профилактики дорожно-транспортных происшествий, своевременного выявления профессиональных заболеваний, улучшения условий труда за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, обязательной диспансеризации;
мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и культивирование навыков здоровьесберегающего поведения;
сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, внедрение современных методов анализа факторов риска, связанных с образом жизни (табакокурение, питание, физическая активность, алкоголь), а также биологических факторов риска (избыточная масса тела) с целью их коррекции у населения;
снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста, разработка и внедрение комплекса профилактических мер, продлевающих человеку жизнь;
сокращение уровня смертности от самоубийств и социально значимых заболеваний посредством создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий и программ их раннего выявления, а также за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска;
активизация кампании социальной рекламы, направленной на популяризацию здорового образа жизни и обеспечения ее безопасности, организация специальных курсов повышения квалификации персонала и руководящего состава высшего звена по вопросам производственной безопасности и охраны труда;
повышение доступности первичной и специализированной медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных, малодоступных населенных пунктах;
развитие системы информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров;
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии с утвержденным Минздравсоцразвития России порядком оказания акушерско-гинекологической помощи, развития высокотехнологичной медицинской помощи новорожденным детям и женщинам в период беременности и родов;
создание целостной окружной сети самостоятельных детских инфекционных больниц;
формирование механизмов государственно-частного партнерства в области предоставления санаторно-курортных услуг;
развитие системы медико-социальной помощи, геронтологической службы вследствие прогнозируемого постарения населения;
создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;
информационная поддержка процесса оказания лечебно-диагностического процесса на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации; создание и внедрение автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде.
В результате реализации инновационного сценария обеспеченность населения врачами возрастет в 2015 году до 43 на 10 тыс. населения и в 2020 году до 46 на 10 тыс. населения. Коэффициент младенческой смертности сократиться до 5,9 в 2015 году и 5,1 к 2020 году.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе