logo search
Механизация часть вторая

18.2. Организация технического обслуживания

Ремонтно-обслуживающая база АПК. В агропромышленном комплексе ремонтно-обслуживающая база имеет следующие уровни: фермерских (крестьянских) и коллективных хозяйств, арендных и акционерных коллективов. Базу первого уровня составляют фермерские и дилерские пункты технического обслуживания и ремонта машин, площадки для хранения, участки топливо-смазочных материалов, которые необходимо создавать и оснащать в соответствии с размерами и специализацией хо-1ийств: в подрядном коллективе, в бригаде, отделении хозяйства — простейший пункт технического обслуживания и ремонта и передвижной агрегат, в подрядном механизированном звене — передвижной агрегат технического обслуживания и ремонта, на перерабатывающем предприятии — ремонтный цех или участок.

К предприятиям районного уровня относятся районные ре-монтно-технические предприятия (РТП) или ремонтные предприятия агрокомбината, агрофирмы, имеющие в своем составе станции технического обслуживания энергонасыщенных тракторов, автомобилей, оборудования животноводческих ферм, сложим х уборочных машин, ремонтную мастерскую общего назначения, технический обменный пункт, товаропроводящее подразде-к-пие (снабженческо-сбытовое), а также (на их базе) центр фирменного технического сервиса (изготовителя или совместный с АПК).

Производственную базу областного (республиканского) уровня составляют специализированные ремонтные предприятия (мотороремонтные, авторемонтные, агрегаторемонтные и т. д.), а также предприятия по выпуску ремонтно-технологического оборудования и инструмента, средств механизации и автоматизации производственных процессов, пусконаладочные организации и Др.

Основной объем работ по техническому сервису в сельском хозяйстве выполняют на ремонтно-технической базе хозяйств, которая бывает трех типов:

тип А — каждое отделение (бригада) имеет самостоятельный хозяйственный центр, где размещается закрепленная за подразделением техника и организована для него ремонтно-техничес-кая база. Ремонтно-обслуживающая база на центральной усадьбе хозяйства включает в себя центральную ремонтную мастерскую (ЦРМ), материально-технический склад, машинный двор, автогараж, нефтесклад, административно-бытовое здание и т.д.;

тип Б — на центральной усадьбе находится хозяйственный центр одного отделения (бригады) и базируется закрепленная за ним техника. В состав ремонтно-обслуживающей базы кроме обязательных объектов (ЦРМ, машинного двора, автогаража и нефтесклада) входит ремонтно-технологическая база отделения (бригады). Другие отделения (бригады) имеют свои ремонтно-об-служивающие базы;

тип В — все подразделения находятся в одном хозяйственном центре, где базируется вся техника. Хозяйства этого типа невелики. На центральной усадьбе сосредоточен весь комплекс сооружений ремонтно-обслуживающей базы, включая ЦРМ, машинный двор, автогараж, нефтесклад с постом заправки, сектор межсезонной стоянки машин и др. На центрально^ машинном дворе хранится вся техника.

Основные элементы ремонтно-обслуживающей базы хозяйств — ЦРМ, машинные дворы, профилактории для гаражей.

Основные работы, выполняемые на машинном дворе:

прием машин на хранение;

техническое обслуживание соответственно при подготовке к хранению, в период хранения и при вводе в эксплуатацию после хранения;

прием, сборка, опробование, обкатка и предварительная регулировка новых машин, поступающих в хозяйство;

комплектование агрегатов, их регулировка и технологическая настройка;

ремонт несложных сельскохозяйственных машин и орудий;

сдача тракторов, комбайнов, других сельскохозяйственных машин в ремонт и прием отремонтированных на хранение;

выдача комплектных машин производственным подразделениям;

разборка и дефектация списанных машин;

изготовление технологической оснастки, приспособлений, используемых при хранении машин.

Методы организации технического обслуживания. Правильная организация ТО позволяет обеспечить выполнение всего комплекса работ по поддержанию парка машин в постоянной технической готовности с минимально возможными затратами времени, труда и средств.

Дальнейшая механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства, оснащение его новыми, более производительными и более сложными машинами требуют разработки и внедрения различных методов и форм организации ТО, основанных на специализации, механизации и разделении труда между исполнителями. В основном применяют следующие методы организации технического обслуживания: силами и средствами хозяйств; на основе межхозяйственной кооперации; с участием районных технических предприятий (РТП); только РТП. Развивается также фирменное техническое обслуживание — заводами-изготовителями или с их участием в технических центрах.

Целесообразность применения того или иного метода организации ТО определяют с учетом зональных особенностей, размера хозяйств, материально-технической базы и других факторов.

Форма организации технического обслуживания в зависимости от особенностей выполнения операций ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО бывает бригадно-индивидуальная и специализированная.

При бригадно-индивидуальной форме организации ТО трактористы-машинисты сами проводят ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО. При необходимости им помогает бригадир тракторной бригады или механик отделения. Существенные недостатки такой формы организации — большие простои агрегата на ТО и низкое качество работ, особенно у механизаторов невысокой квалификации.

Специализированная форма организации ТО предусматривает наличие специального звена мастеров-наладчиков, в распоряжении которых находятся средства механизации проведения ТО-1 и ТО-2 (с комплектом диагностического оборудования).

Способы организации ТО тракторов и сельскохозяйственных машин в зависимости от конкретных условий межхозяйственных объединений и отдельных хозяйств, расположения производственных участков, оснащения их соответствующей техникой, состояния дорог и других факторов:

автономный (АСО) — средства ТО не перемещают (рис. 18.2, а), а тракторы и сельскохозяйственные машины совершают небольшие переезды в пункты ТО отделений и бригад;

централизованный (ЦСО) — тракторы и сельскохозяйствен ные машины перемещаются к средствам технического обслуживания (рис. 18.2, б);

передвижной (ПСО) — средства ТО перемещают к МТП (рис. 18.2, в);

смешанный (ССО) — отдельные агрегаты тракторов и сельскохозяйственных машин перемещают к средствам ТО (рис. 18.2, г).

Учитывая большое разнообразие условий хозяйств, способ организации ТО следует выбирать обоснованно. Критерием оптимальности при выборе способа служат приведенные затраты денежных средств.