Водохозяйственный комплекс
Водохозяйственный комплекс Уральского федерального округа является одним из основных структурных звеньев природно-экономической системы региона и его развитие – важный фактор эффективного социально-экономического развития Урала.
К основным проблемам водохозяйственного комплекса региона относятся:
нерациональное использование водных ресурсов;
несоответствие качества питьевой воды во многих населенных пунктах нормативным требованиям;
наличие в ряде районов округа дефицита водных ресурсов.
Эти проблемы обусловлены, в первую очередь, следующими причинами:
устаревшими водоемкими производственными технологиями,
высоким уровнем потерь воды при её транспортировке,
низкой оснащенностью водозаборных сооружений системами учета расхода воды,
отсутствием эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий,
недостаточно комплексным использованием водных ресурсов,
высокой загрязненностью поверхностных и подземных источников водоснабжения.
Стратегической целью развития водохозяйственного комплекса Урала является его системная модернизация, обеспечивающая:
рациональное и комплексное использование водных ресурсов региона;
снабжение качественной питьевой водой всего его населения;
охрану водных объектов и водных ресурсов Урала.
Для достижения этой цели необходимо осуществить решение комплекса взаимосвязанных задач, в том числе:
модернизацию очистных сооружений на основе новейших технологий очистки воды;
совершенствование и внедрение инновационных технологий подготовки питьевой воды;
разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов региона;
обоснование и внедрение эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий;
разработку региональных нормативов допустимого антропогенного воздействия на водные объекты и водосборные территории;
введение государственного мониторинга водных объектов региона;
формирование современной системы высококвалифицированного кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса.
В результате реализации стратегической цели развития водохозяйственного комплекса Урала будет обеспечено снижение:
удельной водоемкости его валовой региональной продукции на 45-50 процентов,
потери воды при её транспортировке на 30-40%,
доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, в 2,5 – 3 раза.
Уральский федеральный округ занимает первое место в России по объемам накопления и образования отходов. Длительное и интенсивное накопление на его территории преимущественно производственных твердых отходов привело к возникновению крупномасштабной угрозы вторичного загрязнения окружающей среды и деградации природных комплексов, последствия которых уже приобрели в ряде районов черты экологического бедствия.
На территории региона в отвалах и шламохранилищах, на полигонах и несанкционированных свалках накоплено более 15 млрд. тонн различных отходов. Особую опасность представляют запрещенные и непригодные к применению пестициды, которых на территории Урала скопилось около 1300 тонн, из них почти 80 процентов - на территории Курганской области. Особую опасность представляют токсичные отходы. Динамика использования и обезвреживания токсичных отходов значительно отстает от темпов их образования.
Экологические угрозы, связанные с проблемами отходов, наиболее остры в районах размещения основных предприятий энергетики, работающих на твердом топливе, нефтеперерабатывающей отрасли.
Актуальная проблема восстановления и сохранения плодородия почв и средозащитных функций лесов.
В Уральском федеральном округе происходит сокращение площади сельскохозяйственных угодий и развитие негативных процессов, ведущих к деградации почв, снижению их плодородия. Сработка гумуса в республиках и областях региона достигает 0,42 - 0,82 тонн/га в год, при этом урожайность сельскохозяйственных культур не превышает 40 - 70 процентов от климатически обеспеченной урожайности. Площадь эродированных сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 19,2 процента, дефляционных – 4,4 процента. Процессы опустынивания угрожают южным районам Челябинской области.
В обеспечении экологического равновесия на территории региона важную роль играют земли особо охраняемых территорий, система которых здесь развита недостаточно и находится в неудовлетворительном состоянии. В первую очередь это относится к состоянию водоохранных зон рек и водохранилищ, особенно источников питьевого водоснабжения. На большинстве водных объектов водоохранные зоны не обустроены, прибрежные полосы не очищены; продолжается загрязнение и захламление земель, не выводятся животноводческие фермы, сводится лесная и кустарниковая растительность.
Существование проблемы восстановления и сохранения средозащитных функций лесов Уральского региона связано с нарушением принципов непрерывного и неистощительного лесопользования, уменьшением лесовосстановительных работ на землях лесного фонда и работ по созданию защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Важное значение имеет также озеленение территорий городов и населенных пунктов. Решение указанной проблемы станет важным фактором оздоровления окружающей среды в регионе.
Особое место в решении природоохранных задач занимает необходимость сохранения и восстановления среды традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сохранения оленьих пастбищ.
Острота экологической ситуации в Уральском федеральном округе усугубляется радиационной обстановкой, сложившейся в результате деятельности комбината ПО «Маяк», расположенного в Челябинской области.
Главной целью является обеспечение рационального природопользования и оздоровление экологической обстановки в Уральском регионе и обеспечение экологической безопасности на его территории, что отвечает задачам стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Задачами обеспечения комплексного решения экологических проблем Уральского федерального округа являются:
обеспечение экологически безопасного развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики;
улучшение состояния атмосферного воздуха, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
улучшение состояния поверхностных и подземных вод, расширение сети контроля состояния водных объектов;
обеспечение экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления, создание предприятий по переработке отходов непосредственно на полигонах округа;
восстановление плодородия земель и средозащитных функций лесов, увеличение объемов рекультивации земель;
обеспечение сохранения разнообразия животного мира и предотвращение незаконной добычи охотничьих ресурсов;
предотвращение и ликвидация последствий экологически опасных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
сохранение биоразнообразия и предотвращение деградации экосистем Уральского федерального округа;
усиление системы экологического образования и воспитанная населения, в том числе адресное экологическое воспитание работников, занятых в промышленном производстве, на освоении месторождений в транспортной сфере и строительстве, особенно работающих вахтовым методом;
научная разработка и внедрение природосберегающих технологий, строжайшее соблюдение экологических стандартов при строительстве, транспортном и промышленном освоении территорий округа.
Погода и климат являются важными факторам, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.
Оказывая влияние на социально-экономические развитие, в то же время погодно-климатические условия являются источником опасности для человека и объектов экономики при возникновении опасных гидрометеорологических явлений. Это проявляется в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений, таких как сильные и очень сильные осадки, сильный и очень сильный ветер (шквал, смерч), град, гроза, гололедные явления, сильный мороз, сильная жара, засуха и др.
Решение вопросов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа.
В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, в особенности погодозависимых отраслей, таких как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.
В рамках формирования системы производственно-экологического мониторинга окружающей среды предполагается создание в регионах Урала ситуационных центров, связанных с Ситуационным центром Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, которые призваны обеспечить непрерывное поступление необходимой информации для контроля за состоянием природных ресурсов, производственной базой и состоянием окружающей среды, произведения оценки экологических последствий осуществления мероприятий Стратегии в реальном масштабе времени.
Инновационный вариант социально – экономического развития округа обеспечивает реализацию экологически значимых мероприятий, прежде всего в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе