2.15. Зоны опережающего экономического развития
Важной особенностью Уральского федерального округа является исключительно высокая степень межрегиональной дифференциации ряда значимых качественных параметров социально-экономического развития. Так, лидирующий регион опережает замыкающий в 8,3 раза по среднедушевым уровням валовых региональных продуктов, оборота малых предприятий товаропроизводящих отраслей, объема частных инвестиций в основной капитал, объема экспорта, величине сальдированного финансового результата на одного занятого в экономике.
Перспективный каркас территориальной структуры производства и расселения федерального округа должен быть сформирован с учетом этой дифференциации, а также возрастающей роли новых центров инновационного экономического роста. Инновационный сценарий развития Урала предполагает многополярное развитие территории. В связи с этим, важнейшим направлением совершенствования пространственной структуры экономики округа является выявление «точек роста», обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории - зон опережающего развития федерального значения (далее - зоны). На территориях зон прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации Уральского федерального округа экономических специализаций, составляющих основу образования территориальных промышленных комплексов и единых технологических цепочек производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
На территории Урала можно выделить пять зон опережающего развития:
Западно-Сибирская зона – Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;
Уральская промышленная зона - Свердловская, Тюменская, Челябинская и Курганская области;
зона «Полуостров Ямал» - Ямало-Ненецкий автономный округ;
зона «Восточный склон Урала» - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Свердловская область;
Южно-Уральская сельскохозяйственная зона – Курганская, Тюменская и Челябинская области.
Основные характеристики зон опережающего развития представлены в Приложении 6.
В период до 2012 года развитие Урала будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами, имеющими достаточно четкие географические контуры, сравнительно развитую инфраструктуру и высокую степень развития ведущих отраслей экономики. К числу таких зон в Уральском федеральном округе можно отнести Уральскую промышленную и Западно-Сибирскую зоны опережающего развития.
Остальные три зоны – «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и «Южно-Уральская сельскохозяйственная зона» - перспективные, призванные внести существенный вклад в региональное развитие федерального округа в период после 2012 года. Развитие некоторых из них будет в значительной степени связано с реализацией комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» и возведением в его рамках в период до 2020 г. на этих территориях комплекса объектов транспортной и энергетической инфраструктуры.
Все зоны, выделенные на территории федерального округа, в достаточной степени подкреплены совокупностью заявленных инвестиционных проектов. Масштабные инвестиции в модернизацию, реконструкцию и развитие действующих предприятий, а также в создание совершенно новых производств и инфраструктурных объектов предполагается осуществить по широкому кругу отраслей и видов деятельности, как на хозяйственно-освоенных, так и на территориях нового освоения.
По своему масштабу (площади охватываемой территории, численности проживающего населения), а также по обеспеченности существующей и проектируемой транспортной и энергетической инфраструктурой выделенные пять зон в совокупности являются каркасом формирования новой структуры пространственной организации Уральского федерального округа на период до 2020 года.
Зона «Полуостров Ямал» расположена в северной части Ямало-Ненецкого автономного округа и является перспективной. Восточная окраина зоны включает Обскую губу, северные и западные части распространяются на территорию шельфа Карского моря и Байдарацкой губы. Территория зоны практически полностью расположена за Северным Полярным кругом.
Федеральная значимость зоны «Полуостров Ямал» обусловлена чрезвычайной важностью реализации целого ряда проектов освоения газовых и газоконденсатных месторождений полуострова и создания соответствующей транспортной инфраструктуры. Опережающее развитие территории связано, в первую очередь, с освоением Бованенковского месторождения газа, со строительством железной дороги Обская – Бованенково и магистрального газопровода Ямал – Ухта – Европа, строительством завода по производству сжиженного газа на Южно-Тамбейском месторождении. Специализацией зоны «Полуостров Ямал» является добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - добыча газа, нефти и газового конденсата.
Перспективная зона «Восточный склон Урала» занимает западную часть Ямало-Ненецкого автономного округа и включает территорию восточного склона Уральского хребта и северную часть Обско-Надымского междуречья. Южная часть зоны расположена в западной части территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры и в крайней северной части Свердловской области. Опережающее развитие зоны тесно связано с реализацией мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», предполагающего строительство железных дорог Обская – Салехард – Надым - Коротчаево, Полуночное – Обская, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий. Как и зона «Полуостров Ямал», зона «Восточный склон Урала» относится к районам нового хозяйственного освоения. Основными специализациями зоны станут добыча минерально-сырьевых ресурсов (в рамках зоны планируется развитие новой для региона отрасли специализации - горнодобывающей промышленности) и транспортные услуги.
Зона «Западно-Сибирская» по своим признакам является территорией, освоенной в хозяйственном отношении (хотя и расположена в сравнительно малонаселенном районе), в связи с чем может рассматриваться как уже сформировавшаяся. Территория зоны представляет собой полосу, протянувшуюся в меридиональном направлении от г. Ямбурга на севере - до границы с Тюменской областью на юге, а в широтном направлении - от г. Надыма до Южно-Русского месторождения в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа, от западной части Нижневартовского района до г. Ханты-Мансийска в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Западно-Сибирская зона включает наиболее освоенную часть обоих автономных округов, где расположены основные добывающие, транспортные и энергетические мощности регионов. Несмотря на сравнительно высокую степень освоенности (проявляющуюся, в том числе, и в исчерпании ряда крупнейших месторождений), все территории, включенные в данную зону, имеют хорошие перспективы опережающего развития за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых крупных месторождений углеводородного сырья, углубления степени его переработки и создания энергетической инфраструктуры. Безусловной федеральной значимостью в рамках Западно-Сибирской зоны характеризуются проекты по вовлечению в разработку периферийных и глубокозалегающих залежей крупных действующих месторождений (Уренгойского, Ямбургского), по модернизации трубопроводной сети, по развитию производств, связанных с переработкой углеводородного сырья, по строительству Тарко-Салинской и Уренгойской ГРЭС, по расширению Сургутской ГРЭС, по строительству крупных лесоперерабатывающих предприятий. Отраслями специализации данной зоны должны стать нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, электроэнергетика, лесоперерабатывающего комплекса, а также развитие рыбоводства и научного комплекса в южной части зоны.
Уральская промышленная зона располагается в пределах староосвоенных районов округа и является сформировавшейся. Зона захватывает территорию западной и северо-западной части Тюменской области, северо-запада Курганской области (включая г. Курган), практически всю территорию Свердловской (кроме крайних северных и северо-восточных районов) и Челябинской (кроме южных районов) областей. Уральская промышленная зона является наиболее сложной по сочетанию форм пространственной организации и специализации.
Опережающее развитие Уральской промышленной зоны, включающей одну из крупнейших в России сложившуюся Екатеринбургскую агломерацию, а также целый ряд крупных уральских городов, будет обеспечиваться концентрацией в них основных финансовых, научных и образовательных ресурсов округа, сервисных функций и индустриальных производств с растущей долей обрабатывающих отраслей. В среднесрочной перспективе важнейшее значение будет иметь также «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций Урала, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, инновационной инфраструктуры, что даст толчок к ускоренному развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала – гг. Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Тобольска, Миасса, Кургана, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Первоуральска и некоторых других. Базовыми отраслями специализации данной зоны будут являться машиностроение, металлургия, широкий спектр химических производств, электроэнергетика, лесопромышленный комплекс. Предполагается также развитие транспорта, логистических услуг, научно-инновационного комплекса и сферы образования, туризма. Основные инвестиционные проекты, намеченные к реализации в этой зоне, связаны с реконструкцией существующих предприятий в указанных сферах, а также со строительством городов-спутников и новых городских микрорайонов.
Южно-Уральская сельскохозяйственная зона расположена в южной части Тюменской и Челябинской областей и полностью охватывает Курганскую область. Зона относится к числу перспективных, а ее выделение на данной территории обусловлено существующими природно-климатическими условиями, а также концентрацией мощностей по производству сельскохозяйственной продукции и сопутствующей инфраструктуры. Основная специализация этой зоны – производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в южной части зоны, на границе с Казахстаном планируется развитие транспортно-логистической инфраструктуры, ориентированной на транзитные транспортные потоки. Основная часть инвестиционных проектов данной зоны сконцентрирована в сельскохозяйственной сфере.
В их числе проект создания на инновационной основе птицеводческого комплекса из трех птицефабрик по 50 тыс.тонн мяса в Аргаяшском, Кунашакском и Красноармейском районах, птицефабрики по производству 500 млн яиц, комбикормового завода и племрепродуктора в Увельском районе Челябинской области.
Опережающее развитие пяти зон Урала в долгосрочной перспективе обусловлено:
дальнейшим развитием нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов на базе развития добычи газа в Надым-Пур-Тазовском междуречье, освоения Южно-Русского газового и Варьеганского нефтегазового месторождений, строительства Новоуренгойского газохимического комплекса;
дальнейшим развитием металлургии, машиностроения и нефтехимии на базе реконструкции и модернизации металлургических и горонообогатительных предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов, со строительством и развитием предприятий машиностроительной и химической отраслей;
реализацией проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», который позволит создать условия для освоения минерально-сырьевых ресурсов восточного склона Уральского хребта и обеспечить модернизацию металлургических и горнообогатительных предприятий Урала;
освоением и развитием инфраструктуры полуострова Ямал на базе разработки и освоения перспективных газоносных месторождений - Бованенковского, Харасавэйского, Крузенштернского и других;
развитием агропромышленного комплекса и производства продуктов питания в Курганской, Тюменской и Челябинской областях.
Выделенные сформировавшиеся и перспективные зоны фактически закрепляют сложившуюся специализацию территории Урала. Так, север округа сохраняет специализацию на добыче полезных ископаемых, поскольку все региональные зоны по добыче минерально-сырьевых ресурсов и углеводородов сконцентрированы в северных крупных зон опережающего экономического развития. Основные мощности агропромышленного комплекса будут развиваться на юге Урала, что обусловлено природными условиями. Развитие перерабатывающих производств, значительной части сервисных отраслей, а также научно-образовательного комплекса будет происходить преимущественно в пределах сформировавшейся на юге Урала Уральской промышленной зоны.
В то же время, развитие зон опережающего развития будет способствовать следующим важным процессам:
хозяйственному освоению периферийных слаборазвитых территорий Северного, Приполярного и Полярного Урала, а также севера Уральского федерального округа;
диверсификации экономики в промышленно-освоенной части Урала и снижению роли добывающих секторов в пользу перерабатывающих и инновационно-ориентированных отраслей;
упрочению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории Урала за счет повышения сбалансированности, выравнивания степени развитости формирующих его региональных социально-экономических комплексов.
Инновационный и социальный векторы в социально-экономическом развитии Урала в долгосрочной перспективе проявятся:
в развитии городских агломераций с высоким человеческим потенциалом и динамично развивающейся инновационной и образовательной инфраструктурой, отличающихся высоким качеством среды обитания и растущей деловой активностью (Екатеринбургской, Челябинской и других);
в формировании территориальных промышленных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики федерального округа – нефтехимии, металлургии, машиностроении - с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах округа (Свердловская, Тюменская, Челябинская, и Курганская области);
в формировании территориальных промышленных кластеров на территориях нового освоения, ориентированных на добычу и глубокую переработку сырья, а также производство энергии с использованием высокомеханизированных, ресурсосберегающих и экологичных инновационных технологий (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа);
в образовании и развитии туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях федерального округа с благоприятными природно-климатическими условиями и значимыми культурно-историческими объектами (Свердловская, Тюменская и Челябинская области);
в развитии транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной транспортной сети федерального округа, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь регионов Урала с постепенной ее интеграцией как в общероссийскую, так и развивающиеся мировые транспортные системы;
в значительном снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между регионами федерального округа, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
в сохранении культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение сбалансированного социально-экономического развития всех регионов Уральского федерального округа в долгосрочной перспективе предполагает:
стимулирование экономического развития округа путем создания новых центров роста на основе региональных конкурентных преимуществ;
координацию инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в округе с учетом приоритетов его пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах федерального округах и на территории каждого из них с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, реализации межрегиональных проектов, обеспечивающих рост человеческого потенциала всех регионов Уральского федерального округа.
- Стратегия
- Социально-экономического развития
- Уральского федерального округа
- На период до 2020 года
- Введение
- 1. Базовые положения Стратегии и характеристика Уральского федерального округа
- 1.1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа
- 1.3. Вызовы и угрозы
- 1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа
- 1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа
- 2.1. Нефтегазовый комплекс
- 2.2. Минерально-сырьевой комплекс
- 2.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- 2.4. Машиностроительный комплекс
- 2.5. Строительный комплекс и промышленность строительных материалов
- 2.6. Лесной комплекс
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 2.8. Туристско-рекреационный комплекс
- 2.9. Научно-инновационная сфера
- 2.10. Внешнеэкономическая деятельность
- 2.11. Межрегиональные связи
- 2.12. Финансово-банковский сектор
- 2.13. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 2.14. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
- Водохозяйственный комплекс
- 2.15. Зоны опережающего экономического развития
- 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Уральского федерального округа
- 3.1. Транспортная инфраструктура
- 3.2. Энергетическая инфраструктура
- 3.3. Информационно-коммуникационные технологии
- 4. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа
- 4.1. Общесистемные направления развития социальной сферы
- 4.2. Демографическая ситуация
- 4.3. Миграционная политика
- 4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики
- 4.5. Развитие здравоохранения
- 4.6. Развитие образования
- 4.7. Развитие культуры
- 4.8. Развитие физической культуры и спорта
- 4.9. Молодежная политика
- 4.10. Социальная защита
- 4.11. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа
- 5.1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 5.2. Ямало-Ненецкий автономный округ
- 5.3. Курганская область
- 5.4. Свердловская область
- 5.5. Тюменская область
- 5.6. Челябинская область
- 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 1
- Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год
- Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2009 год
- Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
- Приложение 3 Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Динамика показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа в рамках различных сценариев
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инновационном сценарии , %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в энерго-сырьевом сценарии, %
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития Урала в инерционном сценарии , %
- Структура производства валовой добавленной стоимости Уральского федерального округа,%
- Показатели эффективности развития Уральского федерального округа
- Среднегодовые темпы роста показателей социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа до 2020 года, %
- Приложение 4
- Прогноз структуры услуг связи Уральского федерального округа, %
- Прогноз структуры рынка информационных технологий, %
- Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий Урала
- Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе
- Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского федерального округа до 2020 года
- Приложение 5 Основные направления развития минерально-сырьевой базы Урала (без нефтегазовых ресурсов)
- Приложение 6 Основные характеристики и инвестиционные проекты крупных зон (территорий) опережающего развития в Уральском федеральном округе Зона I. «Западно-Сибирская»
- Зона II. «Уральская промышленная»
- Зона III. «Полуостров Ямал»
- Зона IV. «Восточный склон Урала»
- Зона V. «Южно-Уральская сельско-хозяйственная»
- Межзональные (межрегиональные проекты)
- Приложение 7
- Прогноз социального развития Уральского федерального округа
- Индикаторы развития жилищного строительства в Уральском федеральном округе