logo search
урал

4.4. Развитие рынка труда. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики

На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, высокого образовательного уровня населения и его уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Это приводит к распылению и без того небольших государственных средств, выделяемых на подготовку специалистов, а также к несоответствию структуры подготовки кадров потребностям региональных рынков труда. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит и в территориальном, и в профессиональном разрезах (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть понижение образовательного уровня занятых). При этом в прогнозный период значительные изменения ожидаются в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе спроса на трудовые ресурсы значительно возрастет доля сервисной экономики и туристско-рекреационного бизнеса.

Значительных величин достигает уровень скрытой (латентной) безработицы с одновременным расширением открытых ее форм, вследствие частичного высвобождения работников и свертывания найма новых в результате глобального финансового и экономического кризиса. В качестве основных причин такого положения вещей может рассматриваться моноспециализация региональных экономик, узость локальных рынков труда, низкая мобильность рабочей силы, неразвитость малого и среднего бизнеса, а также сферы услуг, включая туристско-рекреационный бизнес, и элементов сервисной экономики.

Целью развития рынка труда Уральского федерального округа является сохранение и развитие трудовых ресурсов в соответствии с перспективными направлениями модернизации региональных экономик округа, а также продуктивная занятость населения, гармонизация спроса и предложения рабочей силы путем повышения эффективности функционирования рынка труда, повышения качества рабочей силы и ее трудовой мобильности, а также обеспечения реализации прав граждан на защиту от безработицы. Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов ситуации на рынке труда Уральского федерального округа, в том числе включающих оценку потребности в выпускниках начального, среднего и высшего образования до 2020 года, приведение объемов и направлений профессиональной подготовки, переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики макрорегиона;

стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда;

содействие самозанятости населения, в том числе в сельской местности, за счет создания предприятий сервиса, небольших производств по переработке местного сырья, реализации программ микрокредитования малого и среднего предпринимательства;

создание условий для развития территориальной и профессиональной мобильности граждан, проживающих в Уральском федеральном округе;

создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики Уральского федерального округа в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

повышение эффективности профессионального обучения и переобучения граждан за счет развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая развитие внутрифирменного обучения и профессионального обучения безработных граждан;

повышение эффективности функционирования институтов рынка труда (развитие сети центров занятости населения (в том числе мобильных), повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения с использованием современных информационных технологий, в том числе расширение информирования населения и образовательных учреждений о состоянии и перспективах развития отраслей экономики, рынка труда, прогнозируемой численности потребности в квалифицированных кадрах в разрезе отраслей, формирование и создание сети специализированных кадровых агентств (независимых частных предприятий) по подбору персонала).

В результате реализации инновационного сценария сократится уровень безработицы (по методологии МОТ) к 2015 году до 5,1 процента, к 2020 – 3,7 процента.