logo search
Механизация часть вторая

23.2. Мобильные кормораздатчики

Различают самоходные и прицепные кормораздатчики. По типу разгружающих органов они бывают со шнековыми транс­портерами, цепными планчатыми транспортерами и комбиниро­ванные. В последних для передвижения массы вдоль кузова ис­пользуют планчатый транспортер, а для подачи в кормушки — шнековый или ленточный.

Широко распространены тракторные и автомобильные кор­мораздатчики с высокими показателями мобильности, универ­сальности, надежности и простым устройством. Их используют в коровниках с широкими кормовыми проездами, на откормочных и выгульно-кормовых площадках, а также для доставки кормов с поля и последующей их раздачи.

В хозяйствах используют тракторные и автомобильные кормо­раздатчики КТУ-10А, КТУ-10Б, РММ-5А и РММ-Ф-6, раз­датчики-смесители РСП-10, КУТ-ЗА, КУТ-ЗБ, РКА-8, ЗСК-10, АПС-25.

Кормораздатчик КТУ-10А (рис. 23.2) тракторный универсаль­ный Прицепной с кузовом объемом 10 м3 предназначен для транспортировки и дозированной выдачи измельченной листо-стебельной массы, силоса, сенажа, сена, кукурузы и т. п. на пло­щадках или в помещениях коровников с шириной проезжей час­ти не менее 2 м и высотой кормушек не более 0,75 м. Основные части его: кузов, механизм привода, ходовая часть и электрообо­рудование. Кузов имеет днище и металлические борта. По днищу проходят два продольных цепочно-планчатых транспортера. В передней части кузова смонтированы блок дозирующих битеров и поперечные транспортеры, обеспечивающие разгрузку кузова на одну или обе стороны. Привод рабочих органов осуществляет­ся от ВОМ трактора типа МТЗ.

Загруженный КТУ-10А транспортируют к месту раздачи В процессе движения вдоль кормушек трактор приводит в действие продольный транспортер раздатчика на дне кузова. Корм транс­портером перемещается в переднюю часть раздатчика, разрыхля­ется битерами, непрерывным потоком попадает на поперечные транспортеры, а оттуда в кормушки. Наличие наклонного транс­портера позволяет загружать кормушки, расположенные на зна­чительном расстоянии от машины. Раздача корма происходит только на одну сторону. Норму выдачи регулируют изменением скорости продольного транспортера и поступательной скорости трактора. Один раздатчик может обеспечить подвозку и раздачу кормов на ферме в 300...400 коров.

Раздатчик РММ-5А предназначен для работы в помещениях с узкими кормовыми проходами. Он раздает те же корма, что и КТУ-10А. Основные части раздатчика: одноосный полуприцеп с устройством для изменения ширины колеи (от 1150 до 1540 мм) продольный напольный и два поперечных транспортера, верти­кально расположенные битеры, кузов объемом 5 м3 с надставны­ми бортами, механизм привода, рычаги управления и регулиров­ки скорости подачи массы.

Рабочие органы приводятся в действие от ВОМ трактора типа Т-16, Т-25А.

РММ-Ф-6отличается от РММ-5А большим объемом кузова (ом ), выдачей корма только на одну правую сторону и некото­рыми другими конструктивными особенностями

Прицепной кормораздатчик КУТ-ЗА (рис. 23.3) предназначен для раздачи концентрированных кормов, измельченной зеленой массы и корнеклубнеплодов, комбинированных смесей на фермах крупного рогатого скота, свиноводческих и птицеводческих, в летних лагерях. Его можно использовать также для смешивания кормов с различными добавками и последующей их раздачи.

Основные части кормораздатчика: рама, бункер объемом 3 м3, ходовая часть, цепочно-планчатый транспортер, шнек с направля­ющими лотками и привод. При движении раздатчика вдоль кор­мушек включается ВОМ трактора. Планки транспортера подают корма к приемным окнам шнеков, которые направляют их в кор­мушки. В случае использования кормораздатчика как смесителя приемные окна шнеков закрываются и загруженные в бункер кор­ма смешиваются транспортером. Производительность раздатчика 47 т/ч, скорость движения при раздаче 0,87...1,37 км/ч.

Кормораздатчик КУТ-ЗБМ смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-63А. Основные сборочные единицы его такие же, как и у кормораздатчика КУТ-ЗА.

Применение на фермах универсальных мобильных средств раздачи кормов целесообразно как с зоотехнической, так и с эко­номической точки зрения. Одна и та же машина позволяет меха­низировать раздачу кормов при любой разновидности рационов для различных животных. Мобильные кормораздатчики исполь­зуют более рационально и с меньшими затратами на приобрете­ние и эксплуатацию, чем машины для выдачи корма одного или двух видов.

Кормораздатчик КРС-1 раздает сухие и полужидкие корма на свиноводческих и откормочных фермах крупного рогатого скота.

Раздатчик-смеситель РСП-10 (рис. 23.4) предназначен для смешивания и раздачи грубых кормов, сенажа, силоса и других измельченных компонентов. Основные части его: рама, кузов объемом 10 м3, три шнека, выгрузной цепочно-планчатый транс­портер, заслонка, привод рабочих органов, ходовая часть, тор­мозная система, электротензометрическое весовое устройство. В установленных внутри бункера шнеках спирали навиты таким образом, что обеспечивают перемещение корма на нижнем шне­ке к центру кузова, на верхних — от центра к торцевым стенкам. При этом корм движется по двум взаимно пересекающимся зам­кнутым контурам. Рабочие органы приводятся в действие от ВОМ трактора типа МТЗ.

Автомобильный кормораздатчик РКА-8(рис. 23.5) используют для перевозки силоса, жома, грубых и зеленых кормов в измель­ченном виде, распределения их по кормушкам или загрузки бун­керов стационарных раздатчиков на фермах крупного рогатого скота. Машина предназначена также для загрузки силосных ям и траншей, перевозки различных сельскохозяйственных продуктов с саморазгрузкой через задний борт.

Основные части кормораздатчика: шасси грузового автомоби­ля ГАЗ-53Б, кузов с продольным транспортером на дне, попереч­ные транспортеры (основной и дополнительный), блок битеров, механизмы привода и включения. Рабочие органы приводятся в действие от коробки отбора мощности автомобиля, а управляют ими из кабины водителя. Производительность раздатчика до 15 т/ч.

Для транспортировки и загрузки сухих кормов используют пе­редвижные загрузчики ЗСК-10 (шасси автомобиля ЗИЛ-130, шнековый рабочий орган и кузов объемом 10 м3) или АСП-25 (шасси автомобиля КамАЗ, пневматическая разгрузка и бункер объемом 25 м3).

Для транспортировки грузов по территории фермы, раздачи кормов в хозяйствах применяют электрокары типа ЭКП-750, ЭК-2. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с автомобильными и тракторными: легкие пуск и управление, хорошая манев­ренность, отсутствие отработавших газов.

Кормораздатчик КС-1,5 (рис. 23.6) используют для раздачи кормов на свинофермах. Основные части его: рама, ходовая часть с электроприводом, бункер, два выгрузных шнека с дозиру­ющим устройством, коробка скоростей, площадка для рабочего и пульт управления. В бункер загружают готовый корм или его компоненты. Если корм необходимо смешивать, то на 4...20 мин включают шнек-мешалку и лопастную мешалку, расположенные внутри бункера.

Когда кормораздатчик подъезжает по рельсам к кормушкам, оператор включает привод выгрузных шнеков и открывает зас­лонки, корм поступает в кормушки. Норму выдачи регулируют степенью открытия заслонки.

Устройство и принцип действия раздатчиков РС-5А и КСП-0,8 аналогичны КС-1,5.