logo search
Механизация часть вторая

17.6. Эксплуатационные затраты при работе агрегата. Расход топлива и смазочных материалов

Работа сельскохозяйственных агрегатов характеризуется главным образом прямыми и приведенными эксплуатационными затратами. Накладные и общехозяйственные (косвенные) расходы при этом не учитывают.

Прямые затраты

(17.22)

где Sa — еумма амортизационных отчислений по всем элементам агрегата; Sp, т. х — сумма затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание (включая хранение) по всем элементам агрегата; 5^._ см — затраты на основное условное топливо и смазочные материалы; 5, — затраты на заработную плату механизаторам и вспомогательным рабочим, обслуживающим агрегат.

Для тракторов, самоходных шасси и комбайнов амортизационные отчисления включают в себя расходы Как на реновацию (восстановление первоначальной стоимости), так и на капитальный ремонт, а для большинства сельскохозяйственных машин — только на реновацию.

При анализе эксплуатационных затрат учитывают также приведенные и удельные затраты.

Приведенные эксплуатационные затраты учитывают не только непосредственные (прямые) затраты средств, но и эффективность, получаемую в данной отрасли народного хозяйства при использовании капитальных вложений К, приведенную к той же размерности, что и прямые эксплуатационные затраты:

(17.23)

где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (для механизированных работ в сельском хозяйстве Ен = 0,15...0,20).

Эксплуатационные затраты могут относиться к единице продукции или наработке, выполненной одной или всеми машинами, участвующими в данном технологическом процессе. В этом случае удельные эксплуатационные затраты на 1 га наработки, руб/га,

(17.24)

удельные приведенные

(17.25)

где 5Г0Д, Wma — соответственно годовые эксплуатационные затраты и годовая наработка (производительность) мащин; S^, Su, SBy — годовые эксплуатационные затраты соответственно трактора, рабочей машины и вспомогательного устройства.

Основной способ снижения прямых затрат — повышение сменной производительности агрегата Wm и годовой наработки машин Wrm на основе улучшения организации работы, повышения квалификации механизаторов, правильного комплектования агрегатов, выбора оптимальных скоростей (режимов) работы агрегатов, выбора оптимальных потерь топливных и смазочных материалов, качественного обслуживания, ремонта и хранения машин и орудий в нерабочий период и т. п.

Выполнение работы агрегатом сопровождается расходом топливо-смазочных материалов (ТСМ), который зависит от вида работ, марки трактора (машины) и природно-хозяйственных условий работы.

Двигатель трактора (самоходной машины, автомашины и т. д.) при выполнении сельскохозяйственных операций работает в трех режимах: рабочем (машина выполняет технологический процесс); нагрузочном (холостые переезды при заездах и поворотах); холостого хода (остановки).

В соответствии с режимами работы часовой расход топлива

(17.26)

(17.27)

где Gp, Gx, Go — расход топлива за 1 ч работы трактора с прицепным (навесным) орудием соответственно при выполнении технологического процесса, холостых переездах и остановках, кг; Тр, Тх, То — время соответственно чистой работы трактора, холостых переездов и остановок, ч.

Расход топлива, отнесенный к единице выполненной работы или единице мощности, называют удельным. Различают удельный расход (по режимам работы): на единицу мощности двигателя <7е = IO3GT/Ne и единицу мощности на крюке qKp = GT/NKp, г/(Вт ■ ч), кг/(Вт ■ ч); погектарный qn = Grcu/Wcu, кг/га; отнесенный к единице произведенной или обработанной продукции, а также к единице затраченных средств, кг/т, кг/руб. и т.д.

Расход ТСМ можно учитывать не только в единицах массы (кг), но и в единицах объема (л). Расход моторных масел отдельно не планируют, а устанавливают в процентном отношении к планируемому расходу топлива на трактор (самоходную машину, автомобиль и т.д.). Например, средний эксплуатационный расход моторного масла для дизельных двигателей составляет 4...6%.

Выполнение механизированных работ отдельным агрегатом или машинно-тракторным парком может осложняться тяжелыми природно-климатическими условиями, не учтенными при планировании, что приводит к перерасходу ТСМ. В этом случае на основе данных контрольного динамометрирования следует устанавливать дифференцированные нормы расхода ТСМ для конкретных условий работы.