logo search
урал

Приложение 2 Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа

Сценарий инерционного развития Уральского федерального округа.

В основе инерционного развития Урала лежит консервация современного типа экономики, базирующегося на развитии нефтегазохимического комплекса Западной Сибири и сложившихся к настоящему времени старых индустриальных центрах Урала, отягощенном обострением демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем. Сценарий характеризуется доминированием нефтегазодобывающего комплекса в экономике округа при резком замедлении роста добычи и экспорта углеводородов и отставании в развитии институциональной, финансовой, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Перспективы экономического роста Урала будут определяться в основном следующими факторами:

динамикой добычи нефти и газа, которая будет ограничена исчерпанием минерально–сырьевой базы эксплуатируемых месторождений, медленным развертыванием трубопроводной и дорожной инфраструктуры и недостаточным освоением новых месторождений;

низкими темпами развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающими освоение минерально – сырьевой базы Полярного Урала и ограничением в этой связи развития индустриальных центров Урала;

снижением конкурентоспособности обрабатывающих производств в условиях недостаточной минерально-сырьевой базы для их развития и сохраняющимся опережающим ростом импорта товаров и технологий;

нарастанием дефицита трудовых ресурсов и социальных проблем в Уральском федеральном округе, ограничивающим возможности диверсификации производства;

низкой инвестиционной привлекательностью отраслей несырьевых отраслей, не позволяющей провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.

В рамках инерционного сценария в нефтегазохимическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010 - 2011 годах на освоении разведанной части минерально-сырьевой базы. Такая ситуация после 2012 года приведет к прекращению роста нефте- и газодобычи, при том, что поддержание достигнутых уровней добычи должно будет обеспечиваться значительными объемами дополнительных инвестиций в добывающий комплекс федерального округа. Сохраняются современные структурные характеристики экономики округа: доминирование сырьевого сектора в структуре производства и накоплении капитала, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей (кроме нефтесервисного).

При реализации инерционного варианта рост экономики Урала будет базироваться преимущественно на развитии ресурсного сектора, уже начатые и намеченные на ближайшую перспективу проекты развития которого позволят сохранить до 2020 года современный уровень добычи природного газа и контролируемое снижение добычи нефти после 2020 года, что может быть обеспечено при среднегодовых темпах роста инвестиций до 2020 года на уровне 3,5 процента, с последующим сокращением до 3,1 процента в год. За период в целом среднегодовые инвестиции, требующиеся для реализации инерционного варианта, должны увеличиться примерно в 2 раза. Реальные доходы населения в округе увеличатся к 2020 году в 1,5 раза.

Рост производства в обрабатывающих отраслях составит не более 3 процентов в год, в результате общепромышленный рост до 2020 года не достигает 2 процентов. Наиболее высокими темпами растут услуги транспорта и связи и торговли, динамика которых определяет изменения структуры производимой в округе добавленной стоимости в сторону снижения доли промышленности и заметного роста доли торговли.

Сценарий инерционного развития предполагает сохранение негативных тенденций в нефтяной и газовой промышленности при сложившейся сырьевой ориентации экономики Западно-Сибирской части Уральского федерального округа, сопряженных с обострением финансовых, инфраструктурных, социальных и экологических проблем. В этом случае перспективы экономического роста Урала будут определять в основном следующие факторы:

сокращение добычи углеводородов, которая будет определяться истощением основных эксплуатируемых месторождений, дальнейшее снижение коэффициента извлечения углеводородов и неподготовленность достаточного объема промышленных запасов углеводородов;

замедленные темпы реконструкции и строительства новых инфраструктурных объектов, в первую очередь трубопроводов и дорог, что будет сдерживать процесс диверсификации производства;

снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и опережающий рост импорта товаров и технологий;

слабая инвестиционная привлекательность несырьевых отраслей, не позволяющая провести модернизацию основных фондов и создать условия для существенного роста производительности труда;

нарастание дефицита качественных трудовых ресурсов.

По инерционному сценарию, реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010 - 2011 годах на освоении разведанной части минерально-сырьевой базы. Такая ситуация в ближайшее время приведет к прекращению роста нефте- и газодобычи, при том, что поддержание достигнутых уровней добычи должно будет обеспечиваться значительными объемами дополнительных инвестиций. Сохранится отставание в развитии высокотехнологичных секторов.

Сценарий инерционного развития черной металлургии характеризуется сохранением существующих тенденций развития отрасли, преобладанием пассивной модели поведения бизнеса, сохранением дефицита инновационного предпринимательства, снижением ценовой конкурентоспособности металлургического производства, отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, использующих сравнительные преимущества экономики Урала. Основными факторами, определяющими развитие черной металлургии по данному сценарию, являются рост внутреннего спроса за счет развития машиностроения, строительства, нефтяной, газовой промышленности и транспорта, а также сохранение объемов экспортных поставок на уровне не ниже 2007 года.

До 2020 года предполагается ввести в эксплуатацию мощности по производству сортового и листового проката, ввод в эксплуатацию комплексов по производству листа и заготовки.

В цветной металлургии также предполагается снижение ценовой конкурентоспособности металлургического производства, ограничение числа новых инвестиционных проектов по развитию сырьевой базы отрасли и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а также региональных программ с участием государства. Параметры развития отрасли будут определяться ростом экспортных поставок первичных металлов преимущественно в страны дальнего зарубежья и внутреннего потребления.

Инерционный сценарий в развитии лесного комплекса базируется на сохранении тенденций и отсутствии дополнительных целевых мер государственной поддержки, не предполагается реализации прорывных инновационных и масштабных инвестиционных проектов. Развитие будет осуществляться за счет модернизации и реконструкции действующих производств без существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции. Развитие лесного комплекса будет сопровождаться такими негативными явлениями, как неспособность лесного комплекса к функционированию в режиме интенсивного расширенного воспроизводства, его превращением в поставщика на мировой рынок лесобумажной продукции с низкой степенью передела и усилением импортной зависимости по отдельным группам лесобумажных товаров; резким ухудшением состояния лесного фонда, снижением конкурентоспособности продукции; снижением уровня жизни населения, связанного трудовыми и другими отношениями с функционированием лесного комплекса.

В агропромышленном комплексе будет проведена частичная технологическая модернизация аграрного сектора, которая ориентирована на некоторое повышение продовольственной независимости страны. Предполагается ограниченное распространение ресурсосберегающих технологий, внедрение в производство высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и новых пород животных, применения минеральных удобрений и средств защиты растений от вредителей и болезней, борьбу с сорняками.

При инерционном варианте развития сельского хозяйства округа валовой сбор зерна к 2020 году не превысит 6,0 млн. т, картофеля – 3,5 млн. тонн, овощей – 1,3 тыс. тонн, молока – 2,3 млн. тонн, мяса – 600 тыс. тонн, яиц – 4,0 млрд. шт.

Инерционный вариант развития пищевой промышленности Уральского федерального округа характеризуется невысоким уровнем конкурентоспособности продовольственной продукции, низким уровнем инвестиционной активности и сравнительно высокой степенью зависимости продовольственного рынка от импорта.

Реализация инерционного сценария развития при сохранении существующей структуры и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства неизбежно приведет к дальнейшему ухудшению состояния природной среды и здоровья населения региона. Расчеты показывают, что в этом случае объем поступления загрязнений в атмосферу возрастет на 15 - 25 процентов, в водные объекты – на 20 процентов по сравнению с современным, усилится интенсивность деградационных процессов, произойдет снижение плодородия почв, будет наблюдаться дальнейшее ухудшение состояния водных ресурсов. Количество нарушенных экосистем возрастет в целом до 40 - 90 процентов. Таким образом, произойдет дальнейшее обострение существующих экологических проблем региона.

Сценарий энерго-сырьевого развития Уральского федерального округа.

Реализация энерго-сырьевого сценария Урала базируется на сохранении и дальнейшем развитии современной специализации региональной экономики и означает доминирование в его экономике добывающих секторов и концентрацию инвестиционных ресурсов преимущественно в Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. Позиционирование России в стратегической перспективе как крупнейшего поставщика энергоресурсов на мировые рынки предполагает сохранение ведущей роли в развитии нефтегазохимического комплекса страны Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Сценарий характеризуется реализацией крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу, транспортировку и, частично, переработку полезных ископаемых как в традиционных районах (Широтного Приобья, Надым – Пур - Тазовского междуречья), так и освоение месторождений углеводородов полуострова Ямал (Бованенковского, Харасавейского, Крузенштерновского, Тамбейской группы, отдельных месторождений Обской губы). Условием эксплуатации этих месторождений является строительство соответствующих трубопроводов (газопровод Ямал – Ухта – Европа, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан).

При отсутствии экономических стимулов и сохранении современной системы налогообложения производителей не произойдет резкого повышения эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий и оборудования, увеличения доли извлекаемых запасов. Реализация крупномасштабных проектов в нефтегазохимическом комплексе Урала возможна только при условии создания необходимой производственной и транспортной инфраструктуры в районах нового освоения, а также модернизации и развитии существующей нефтегазотранспортной системы.

Экономический рост южной и средней части Уральского федерального округа будет базироваться на модернизации производственной базы крупных промышленных центров, прежде всего на потенциале роста крупнейших уральских агломераций – Екатеринбургской, Челябинской, Тюменской, концентрирующих развитие перерабатывающих и сервисных отраслей, включая торговлю, финансовые, научно-образовательные, социальные услуги.

Предполагается, что промышленный рост Урала будет характеризоваться наращиванием инновационной активности в топливно-энергетическом комплексе и при освоении минерально-сырьевой базы (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках.

Развитие конкурентоспособной сырьевой базы для отраслей традиционной специализации промышленного Урала вместе с их модернизацией и обновлением производственных мощностей позволит сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей: топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли Урала, главным образом связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.

Реализация энерго-сырьевого сценария предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, главным образом, для транспортного обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. Развитие транспортной инфраструктуры будет характеризоваться:

реализацией крупномасштабных транспортных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, главным образом Полярного и Приполярного Урала;

диверсификацией направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;

развитием транзитного потенциала страны, в том числе, реализацией совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами;

увеличением внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;

низкими темпами роста экспортных и значительным увеличением импортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики.

Дополнительный импульс получит развитие транспорта в Арктической зоне (территории, расположенные преимущественно севернее 60 параллели), а также Северный морской путь.

Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры округа в центральной и южной частях Урала: строительство Севсиба (Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск), обновление и развитие сети автомобильных дорог северного широтного коридора (Пермь – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск), развитие воздушного, речного и морского транспорта) позволит эффективно реализовать транспортно-транзитные преимущества федерального округа путем формирования ряда транспортно – логистических комплексов международного и межрегионального значения (транспортно – логистический узел на базе аэропорта Кольцово, Южно-Уральская, Тюменская и Ямальская транспортно – логистическая зоны).

При реализации данного сценария транспортная система Урала получит ускоренное развитие и станет одним из основных источников экономического роста. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, связанных с обеспечением развития транспорта. В то же время, реализация энерго-сырьевого варианта будет иметь ряд негативных последствий для перспективного социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, в частности, потребуется создание значительных резервов пропускной способности транспортной сети на основных направлениях из-за возможных резких колебаний спроса на перевозки экспортных массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям, связанных с изменениями конъюнктуры на мировых рынках топливных и сырьевых товаров.

Важнейшим фактором развития Уральского федерального округа является реализация инвестиционного мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный», который позволит освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Урала (руды черных, цветных и драгоценных металлов, уголь, кварц, лесные ресурсы) и обеспечить дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургические и машиностроительные предприятия Среднего и Южного Урала, высвободив за счет снижения цен и размещения промышленного заказа ресурсы на их модернизацию. Предполагается, что реализация мегапроекта обеспечит качественный скачок в развитии базовых отраслей промышленности и ускорение социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа на основе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала с опережающим строительством ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры (строительство железных дорог Полуночная – Обская – Надым, Обская – Бованенково, Коротчаево – Русское).

Реализация в рамках рассматриваемого сценария ряда других крупных проектов межрегионального характера, вместе с повышением степени транспортной и инфраструктурной обеспеченности территории федерального округа будет служить основой для интенсификации взаимодействий северных и южных регионов округа, развития интеграционных процессов на территории федерального округа и усиления связности его экономического пространства.

При реализации энерго–сырьевого варианта рост суммарного валового регионального продукта Уральского федерального округа составит до 2015 года 3,1 процента в год, в 2016 - 2020 годах темпы увеличатся до 3,2 процента. В целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,5 раза.

В качестве существенного фактора промышленного роста Уральского федерального округа рассматривается обрабатывающий сектор, развитие которого будет обеспечиваться преимущественно за счет отраслей традиционной специализации Южного и Среднего Урала, а также энергетики. Предполагаемая в регионе реализация крупных инвестиционных проектов и программ и рост инвестиционного спроса обусловят высокие темпы в строительстве, рост доходов населения послужит фактором развития торговли. Предполагаемая модернизация производства и обновление основных фондов создадут базу для сохранения положительной динамики производства после 2020 года.

Предполагается, что изменение институциональной среды и формируемые стимулы для развития обрабатывающих производств приведут к изменению структуры производства в округе в сторону повышения доли обрабатывающих отраслей, поэтому даже в условиях приоритета развития нефтегазового комплекса и реализации серии проектов добычи полезных ископаемых на Полярном и Приполярном Урале, доля обрабатывающих отраслей увеличивается к концу прогнозного периода до 18 процентов.

Результатом диверсификации производства явится повышение долей в структуре производимого валового регионального продукта торговли, отраслей услуг, как социальных, так и коммерческих.