logo search
Механизация часть вторая

19.5. Методологические подходы к оценке технического уровня сельскохозяйственной техники

Уровень развития сельскохозяйственного производства во многом определяется состоянием технического обеспечения сельских товаропроизводителей, надежностью и качеством вы­пускаемой техники. Для создания и использования новой техни­ки с высокими технико-экономическими показателями, обеспе­чивающими ее конкурентоспособность на мировом рынке, тре­буются развитие методов оценки и сопоставительный анализ тех­нического уровня отечественной и зарубежной техники, освоения современных инженерных и экономических методов, средств вычисл ительной техники и современных информацион­ных технологий, которые позволят объективно оценивать новые машины и технологии, предотвращать выпуск и реализацию по­требителям техники с низкими технико-экономическими пока­зателями.

Под техническим уровнем сельскохозяйственной техники по­нимают совокупность показателей конкретных тракторов, ком­байнов, двигателей, других сельскохозяйственных машин и обо­рудования. Эти показатели характеризуют потребительские каче­ства и технический уровень оцениваемой (сравниваемой) техни­ки.

Технический уровень техники оценивают при решении следу­ющих задач:

обоснование требований, закладываемых в техническое зада­ние на разработку новой техники;

принятие решений о постановке новой техники на серийное производство;

обоснование целесообразности замены или снятия выпускае­мых машин с

производства;

*Детальный анализ показателей этой группы дается в специальных дисципли­нах по организации и экономике сельского хозяйства

формирование предложений по импорту и экспорту машин.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что при оцен­ке технического уровня машин (в том числе различных проектов) возрастает значение информационных систем. В ряде отраслей России и за рубежом используют фактографические информаци­онно-поисковые системы, разрабатывают автоматизированные методы оценки:

Привлечение информационных ресурсов при разработке но­вых машин, особенно на ранних стадиях их создания, способ­ствует оптимальной организации конструкторской работы, а ис­правление ошибок обходится значительно дешевле (на два-три порядка), чем при испытаниях и в эксплуатации. С этой целью необходимо расширять НИР по оценке и прогнозированию тех­нико-экономических параметров и технического уровня машин на всех стадиях эксплуатации, использовать априорную инфор­мацию, банки данных, отражающие мировой потенциал сельско­хозяйственных машин и оборудования, результаты испытаний машин, а также специализированные базы данных.

Исследования показывают, что оценку технического уровня машин целесообразно проводить в двух направлениях:

по обобщенным технико-экономическим показателям (систе­мы или группы машин);

сопоставлением отдельных параметров или их совокупности с помощью интегральных показателей (конкретные машины).

Наиболее распространено второе направление. Известно около 20 расчетных моделей, позволяющих оценить техничес­кий уровень машин. Большинство из них основано на сопос­тавлении единичных показателей образца и аналогов. При этом считается, что если каждый из выбранных показателей оцениваемой машины превосходит соответствующий показа­тель мирового аналога более чем на 5 %, то ее качество превы­шает мировой уровень, если же они отклоняются в сторону ухудшения на 3 % и более — не соответствует ему. При откло­нении параметров испытуемой машины в пределах ±3 % эту машину считают соответствующей мировому уровню. Если одни показатели превышают, а другие уступают показателям аналогов, то параметры машины рассчитывают с применением различных моделей.

Большинство расчетных моделей базируется на принципе от­носительной оценки технического уровня двух образцов техни­ки, один из которых является испытуемым, другой — базовым (заменяемым). В некоторых моделях предусмотрено использова­ние относительных значений единичных параметров с учетом ве­совых коэффициентов.

Относительные показатели технического уровня машин целе­сообразно определять по идеальным (гипотетическим) образцам, которые позволяют ранжировать все базовые образцы (аналоги) по степени технического совершенства. Таким образом можно увеличить число аналогов для анализа, уменьшить влияние слу­чайных и субъективных факторов и обеспечить более высокую достоверность результатов. Естественно, это требует создания полных и достоверных баз фактографических данных.

Обобщенный показатель технического уровня наиболее часто рассчитывают с помощью следующих моделей:

с учетом весовых коэффициентов

(19.28)

без учета весовых коэффициентов

(19.29)

где п — число показателей технического уровня; /и,- — весовые коэффициенты; gy— г-е относительные показатели технического уровняу-й машины.

В качестве gy используют отношения показателей анализируе­мой машины к аналогичному показателю гипотетического образ­ца (для конструктивных показателей) или обратное отношение (для деструктивных показателей). В качестве оценочных прини­мают, как правило, 10... 15 доминирующих показателей.

Использование гипотетического образца позволяет ранжиро­вать в диапазоне 0 < Кт yj < 1 все сравниваемые образцы.

Оценивая технический уровень техники по гипотетическому образцу, определяют диапазон изменения показателей техничес­кого уровня машин от гипотетически худшего до гипотетически лучшего образца машин. Значение показателя гипотетически лучшего образца Все машины в этом диапазоне ранжи-

руют по величинеЗначение их обобщенных показателей за­писывают в таблицу в ранжированном порядке по степени убы­вания значения Кт yJ или наносят на график.

Значения обобщенного показателя технического уровня могут быть представлены не только точечной оценкой, но и диапазо­ном, который определяется диапазоном изменения показателей конкретной машины.

Для оценки технического уровня машин можно использовать и другие модели, например модель вида

Чрезвычайно важно правильно выбратьсистему показателей. Существуют разнообразные методы ее определения для конкрет­ного вида техники, основанные на анализе информационных ма^-териалов, содержащих оценочные показатели технического уров­ня и перспективные направления развития техники. При созда­нии техники и ее эксплуатации разработчики и потребители стремятся выразить требования к ней через информационные материалы. Следовательно, чем чаще тот или иной показатель (группа показателей) встречается при описании или оценке тех­нического уровня техники, т. е. чем больше вероятность его по-

явления, тем он важнее для оценки специалистами. По вероят­ностным значениям отдельных показателей можно определить комплекс показателей, в наибольшей степени характеризующих технический уровень машин.

Чтобы выявить конкретные показатели для оценки техничес­кого уровня машин, устанавливают вероятность их появления в источнике информации, по которой находят ранг показателя, а также вероятность появления его в комплексе показателей. Затем строят интегральный закон распределения ранжированного пе­речня показателей технического уровня отдельных групп машин. На основании этого перечня и вероятности появления можно определить число показателей, характеризующих технический уровень с той или иной степенью вероятности.

Для принятия научно обоснованных решений по организации серийного производства новой техники необходимы системати­ческий анализ обобщенных технико-экономических показате­лей, оценка технического уровня представленных к производству машин и сравнение их с базовыми (заменяемыми). Это позволя­ет в общем виде оценить правильность выбранных направлений развития сельскохозяйственной техники, ужесточить экономи­ческий контроль потребителей за эффективностью разрабатывае­мых машин новых марок.

Исследования показывают, что в качестве обобщенных техни­ко-экономических показателей могут быть использованы индек­сы (отношение показателей новых и базовых машин) производи­тельности, материалоемкости, расхода топлива, приведенных, трудовых и эксплуатационных затрат, наработки на отказ и др.

На основе индексных показателей (производительности, удельных трудовых и приведенных затрат) может быть сформу­лирован интегральный относительный (безразмерный) показа­тель, характеризующий степень превосходства новой машины по сравнению с базовой.