logo search
Механизация часть вторая

28.3. Электрические двигатели сельскохозяйственного назначения

Некоторые электрические двигатели промышленного испол­нения невозможно использовать в сельскохозяйственном произ­водстве из-за значительных перепадов температур, большой влажности, химической агрессивности сред, существенных коле­баний напряжения в сети, больших пусковых масс и других при­чин.

Электротехнической промышленностью разработаны асин­хронные электродвигатели серий 5А и АИР для работы в сельс­кохозяйственных помещениях и на открытом воздухе. Работа их возможна в следующих условиях: температура окружающей сре­ды —45...+45 °С, повышенные влажность воздуха с содержанием агрессивных газов и его запыленность, значительные отклонения напряжения питающей сети от номинального значения. В таких условиях электродвигатели устойчивы к воздействиям дезинфи­цирующих растворов и аэрозолей. Для работы во взрывоопасной среде они непригодны.

Все электродвигатели сельскохозяйственного назначения по сравнению с базовыми имеют повышенные пусковые моменты. Улучшены энергетические показатели, что позволяет пускать их при номинальной нагрузке, а также использовать продолжитель­ное время при колебаниях напряжения сети от +10 до —7,5 % и сохранении максимального момента на валу в течение 6 мин при снижении напряжения до 80 % номинального. При более дли­тельном понижении напряжения двигатели могут работать при снижении нагрузки на 10... 15%. Для маломощных источников питания предусматривается возможность пуска включением об­моток статора в звезду и последующим переключением на тре­угольник при достижении номинальной частоты вращения. Ра­бочая машина при этом не должна быть нагружена. Эти двигате­ли можно включать на рабочее напряжение и нагрузку без изме­нения сопротивления изоляции обмотки или разборки после перерыва в работе до 12 месяцев, а также без снятия с ра­бочей машины или после хранения в неотапливаемых складских помещениях.

Электродвигатели сельскохозяйственного назначения выпол­няют закрытыми, обдуваемыми, с химовлагоморозостойкой изо­ляцией. Конструкция их обеспечивает защиту от попадания внутрь воды, пыли и инородных предметов. Водозащищенность по линии вала обеспечивается манжетными резиновыми уплот­нителями. Уплотнение между станиной и подшипниковыми крышками, коробкой выводов и станиной создается за счет про­мазывания сопрягаемых поверхностей сгущенной эмалью.

В электродвигателях до пятого габарита1 включительно приме­няется изоляция обмоток класса В, шестого и седьмого габари­тов — класса F. Превышение температуры обмотки над темпера­турой окружающего воздуха допускается до 85 °С для изоляции класса В и до 105 °С — для изоляции класса F. При этом обмотка с изоляцией класса В может нагреваться до 125 "С, а класса F — до 145 °С, поэтому следует остерегаться ожогов при прикоснове­нии к корпусу электродвигателя при оценке степени его нагрева.

Станину электродвигателя отливают из серого чугуна, пре­дусматривая снаружи продольные ребра для увеличения поверх­ности охлаждения. К ней прикрепляют паспортную табличку, в которой указывают основные технические данные электродви­гателя.

Электродвигатели имеют наружную вентиляцию. Ребристая поверхность двигателя охлаждается потоком воздуха, создавае­мым вентилятором, насаженным на свободный конец вала. Вен­тилятор закрыт кожухом, который винтами крепят к подшипни­ковому щиту.

Коробка выводов герметизирована, имеет зажимную колодку с двумя штуцерами и специальные сальники для уплотнения вво­да питающих проводов, проложенных в металлической или пластмассовой трубе. Коробку можно поворачивать на угол 90° в плоскости ее крепления.

Для обеспечения безопасности обслуживания каждый элект­родвигатель оборудован двумя винтами заземления: один нахо­дится в коробке выводов, другой — на лапе электродвигателя или фланцевом щите. Детали электродвигателей покрыты специаль­ными эмалевыми или гальванолакокрасочными составами, пре­дохраняющими их от коррозии.

Указанные энергетические и конструктивные изменения по­высили эксплуатационную надежность электродвигателей сель­скохозяйственного назначения. Технические обслуживания до­пускаются с периодичностью два-три месяца, текущие ремонты с разборкой электродвигателей — один раз в два года.

Расчетный срок службы электродвигателей серии 4А не менее 15 лет при наработке 40 000 ч.

Электродвигатели серии 4А сельскохозяйственного назначе­ния выпускают мощностью 0,55... 11 кВт, напряжением 220, 380 и 660 В; 15...110 кВт на 380/220 и 660/380 В при синхронных часто­тах вращения 750 и 500 мин"1, а многоскоростные — на 500, 750, 1000, 1500 мин~'. Высота осей вращения 160 и 180 мм.

Электро­двигатели этой серии имеют повышенные пусковые моменты, что обеспечивает их пуск при полной загрузке производственно­го механизма и устойчивую работу при пониженном напряже­нии. Их выполняют в закрытом

1В зависимости от габаритных размеров электродвигатели делят на девять габа­ритов.

обдуваемом исполнении с чугун­ными оребренными корпусами и чугунными

подшипниковыми щитами. Коробки выводов выполнены двухштуцерными с за­жимными колодками. В коробках выводов предусмотрены уплот­нения для предотвращения проникновения воды. Подшипнико­вые узлы имеют устройства для наполнения смазкой без их раз­борки с помощью штокового или рычажно-плунжерного шпри­ца. Для подшипников используют смазку ЦИАТИМ-203. Чтобы предотвратить попадание воды внутрь электродвигателя, под­шипниковые щиты и крышки при сборке промазывают сгущен­ной эмалью или кремнийорганическим вазелином.

Для предохранения вала электродвигателя от износа в месте контакта с манжетой применяют стальную каленую втулку. В электродвигателях используют обмоточные и'установочные про­вода, пропиточные и лакокрасочные материалы, антикоррозион­ные покрытия, стойкие к воздействию влаги, агрессивных сред животноводческих помещений, дезинфицирующих растворов и аэрозолей.

Модификации электродвигателей серии 4А: 4АР, 4АС, 4А...СХ, 4А...Т, 4А...Х, 4А...ХЛ можно использовать в различных климатических условиях.