logo
центральный

5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,

специализированные консультативно-диагностические центры

В Центральном федеральном округе отмечается улучшение здоровья населения, что связано с повышением доступности и качества медицинской помощи, а также с развитием профилактической направленности в здравоохранении. Реструктуризация стационарной помощи проводится с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений, созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Дополнительный стимул интенсивному переоснащению медучреждений и сохранению в них квалифицированного персонала дают реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

По данным федерального статистического наблюдения, к началу 2009 года медицинская помощь населению Центрального федерального округа оказывалась в 1415 больничных учреждениях, 1100 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 1930 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 303 диспансерах, 214 стоматологических поликлиниках, 8532 фельдшерско-акушерских пунктах, 76 врачебных здравпунктах и в 1088 фельдшерских здравпунктах. Из общего количества больниц 297 единиц находится в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.

Коечный фонд стационаров Центрального федерального округа за 2000 - 2009 годы сократился с 420607 до 336711 коек (19,9 процента).

Работа первичного звена здравоохранения характеризуется увеличением количества посещений на одного жителя с 9,2 до 10,3 посещения (в Российской Федерации - с 9,1 до 9,5 посещения). Численность лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, уменьшилась с 347 до 340,9 человека на 1 тыс. человек (в Российской Федерации - с 362 до 360,7 человека).

Обеспеченность населения врачами увеличивается (по этому показателю Центральный федеральный округ занимает 2-е место в России), обеспеченность средним медицинским персоналом, напротив, сокращается (по этому показателю округ занимает 6-е место в России).

Показатель обеспеченности населения врачами в Центральном федеральном округе выше, чем в среднем по России. За 2000 - 2009 годы этот показатель увеличился с 45,7 до 47,9 человека на 10 тыс. человек (в Российской Федерации - с 42,2 до 44,1 человека). Однако в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (Тульская, Тамбовская, Владимирская, Костромская и Калужская области) обеспеченность медицинскими кадрами недостаточна.

Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в Центральном федеральном округе за 2000 - 2009 годы уменьшился с 97,4 до 91,5 человека на 10 тыс. человек (в Российской Федерации - с 96,9 до 94,3 человека).

Укреплению здоровья населения способствует предотвращение перехода заболеваний в тяжелые стадии за счет ранней диагностики, что отражается в увеличении численности больных с впервые установленным диагнозом. В частности, среди онкологических больных увеличилась выживаемость за счет выявления злокачественных опухолей на ранних стадиях.

Заболеваемость населения Центрального федерального округа за 10 лет (2000 - 2009 годы) увеличилась с 134944,2 до 153199,3 случая на 100 тыс. человек. Таким образом, у каждого жителя округа регистрируется более 1,5 заболевания.

Наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тыс. человек отмечаются во Владимирской (210975,5 человека), в Ярославской (184093,2 человека), Тамбовской (173557,8 человека) и Белгородской (173277,6 человека) областях.

Самая низкая заболеваемость среди субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, отмечается в Курской (121443,3 человека на 100 тыс. человек) и Московской (124155,2 человека на 100 тыс. человек) областях.

Федеральная составляющая системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации представлена в основном медицинскими центрами, оказывающими высокотехнологичные и специализированные медицинские услуги. Подавляющее большинство центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания в 2009 году, расположены в Московском регионе (53,5 процента общероссийского объема высокотехнологичной медицинской помощи, или более 120 тыс. пациентов в 2009 году).

Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи выполняют также медицинские учреждения регионального подчинения. Эти учреждения ориентированы на специфику заболеваемости населения отдельных регионов Центрального федерального округа, а также на оказание высокотехнологичной медицинской помощи на межрегиональном уровне.

Стратегическим приоритетом в сфере здравоохранения является снижение уровня смертности и заболеваемости, а также увеличение продолжительности жизни населения.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе одной из основных задач развития системы здравоохранения станет последовательное проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, предусматривающей реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье", что позволит обеспечить скоординированную работу всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

Целями развития системы здравоохранения являются:

улучшение репродуктивного здоровья (в первую очередь у подростков);

улучшение здоровья детей, в том числе новорожденных;

снижение уровня заболеваемости, в том числе детской заболеваемости, социально значимыми заболеваниями(алкоголизм, ВИЧ-инфекция, туберкулез, венерические болезни, наркомания и др.);

снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин, в том числе смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний, а также от таких внешних причин, как травмы и отравления;

рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Предусматриваются следующие основные направления совершенствования системы здравоохранения:

установление приоритета первичной медико-санитарной помощи;

усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация и мотивация населения на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни, повышение ответственности населения за свое здоровье, особенно в трудоспособном возрасте;

сохранение и улучшение здоровья детей, беременных женщин и рожениц;

улучшение качества оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения и аптечных организациях;

повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;

совершенствование правового статуса учреждений здравоохранения;

удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

развитие санаторно-курортной помощи и восстановительного лечения;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;

совершенствование системы обязательного медицинского страхования;

внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли, в том числе социальная поддержка молодых специалистов;

обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе непрерывного образования, повышения их профессионального уровня с учетом внедрения в практику здравоохранения современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения;

поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, а также активное внедрение результатов научных исследований в практическое здравоохранение.

Планируется реализация комплекса мероприятий по совершенствованию:

стандартов оказания медицинской помощи больным с различными видами патологии;

первичной медико-санитарной помощи, развития центров общей врачебной практики, телемедицинских и стационар-замещающих технологий, а также амбулаторной реабилитационной помощи;

работы учреждений стационарного типа путем организации специализированных межрайонных центров (отделений), поэтапного создания головных региональных центров, координирующих весь объем профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально значимым медицинским проблемам, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечения работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами муниципального и областного подчинения, интенсификации работы стационарной койки за счет развития новых видов лечения и ранней реабилитации на основе внедрения федеральных стандартов медицинской помощи.

В целях повышения уровня оказания услуг в службе охраны материнства и детства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, необходимо внедрение следующих современных организационных технологий в оказании медицинской помощи матерям и детям:

укрепление материально-технической базы учреждений материнства и детства;

создание и оснащение областных, городских и межрайонных перинатальных центров;

организация и оснащение детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием;

создание дистанционных консультативных центров с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами;

обеспечение реанимобилями, оснащенными современным медицинским оборудованием и аппаратурой для транспортировки новорожденных с низкой массой тела;

организация системы выездных бригад врачей-педиатров и акушеров-гинекологов для проведения углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, а также для оказания консультативной и лечебно-профилактической помощи детям и женщинам;

развитие телемедицинской сети;

развитие системы паллиативной помощи тяжелобольным детям;

развитие неонатальной хирургии;

дальнейшее развитие медицинской реабилитации детей-инвалидов;

внедрение порядка оказания медицинской помощи.

Кроме того, необходимо дооснащение медицинских учреждений оборудованием согласно стандарту, доукомплектование подготовленными кадрами для повышения готовности лечебно-профилактического учреждения к приему большого числа пациентов в обустроенные приемно-диагностические отделения, в которых есть возможность наблюдать больного в течение нескольких часов или суток, проводить диагностические мероприятия, а также оказывать неотложную помощь и реанимационные мероприятия.

В дополнение к материально-техническому дооснащению учреждений необходима корректировка целевых показателей работы и совершенствование отраслевой системы оплаты труда, направленной на достижение конечных результатов.

Внедрение в практическое здравоохранение современных технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных потребует укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений высшего профессионального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения.

С целью совершенствования управления здравоохранением предполагается осуществление следующих мероприятий:

переход на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования по полному тарифу;

уточнение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению на основе стандартизации медицинской помощи;

включение высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования;

внедрение информационных систем и оптимизация предоставления услуг за счет их перевода в электронный вид;

расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, а также повышение их ответственности за экономические результаты своей деятельности;

создание правовых и экономических условий для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению;

создание условий для равноправного участия в обязательном медицинском страховании учреждений здравоохранения любых форм собственности.

В условиях, когда концентрация оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь федеральных учреждений преимущественно сосредоточена в г. Москве, новое масштабное строительство подобных учреждений федерального подчинения в регионах Центрального федерального округа не планируется (кроме строительства федерального центра высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию в Смоленской области). Предусматривается увеличение мощностей существующих учреждений за счет строительства новых корпусов и переоснащения отделений, благодаря чему будет расширен спектр, качество и объем оказываемых услуг. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного заказа предусмотрено в федеральных медицинских учреждениях, расположенных в Ивановской, Московской и Калужской областях.

В Смоленской области в 2011 г. завершается строительство федерального центра высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию, а также планируется строительство радиотерапевтического корпуса областного онкологического диспансера.

В Калужской области планируется реализация проекта создания научного медицинского центра радиомедицины. Здесь используется не имеющая в мире аналогов методика лечения онкологических заболеваний с помощью быстроживущих изотопов, получаемых на ядерных объектах г. Обнинска. Медицинское направление в этом случае тесно увязано с новейшими достижениями ядерной физики, атомной энергетики и новыми конструкторскими разработками.

В Тверской области будут созданы высокотехнологичные центры по профилактике и лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний на базе существующих учреждений здравоохранения.

На уровне медицинских учреждений регионального подчинения предусматривается расширение спектра оказываемых видов высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с особенностями заболеваемости в Центральном федеральном округе. Наибольшее внимание будет уделено развитию медицинских учреждений, ориентированных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в части кардиологии, онкологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также нейрохирургии.

Для развития ведущих областных медицинских учреждений, связанных с обеспечением государственного заказа на высокотехнологичную медицинскую помощь, предусматривается:

в Белгородской области - введение в эксплуатацию кардиологического центра и строительство центра нейрососудистой хирургии. Дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи в детской областной больнице и областном онкологическом диспансере позволит увеличить объемы медицинской помощи для взрослого и детского населения в сердечно-сосудистой хирургии и травматологии, расширить спектр медицинских услуг в рентгенохирургии, колопроктологии, хирургии печени и поджелудочной железы, онкологии, акушерстве и гинекологии, а также в нейрохирургии. В Белгородской области при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата, нервной системы и органов дыхания будут применяться новые лечебно-оздоровительные и реабилитационные программы;

в Брянской области - развитие учреждений здравоохранения. Планируется завершение строительства ряда социально значимых объектов здравоохранения (родильный дом в г. Клинцы, онкогематологический центр, здание под консультативно-диагностическое отделение перинатального центра и др.);

во Владимирской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи преимущественно в области нейрохирургии, травматологии и ортопедии;

в Воронежской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, эндопротезировании и нейрохирургия. В целях укрепления материально-технической базы сети акушерско-гинекологической и педиатрической службы будет построен областной перинатальный центр;

в Ивановской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области нейрохирургии, травматологии и ортопедии;

в Калужской области - создание сети сосудистых центров - регионального, действующего в рамках государственного заказа и 3 первичных (Кировский, Боровский районы и г. Калуга), что позволит улучшить качество лечения и минимизировать негативные показатели. В части повышения качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи в области акушерства и гинекологии будет осуществлено строительство областного перинатального центра;

в Курской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи преимущественно в области травматологии и ортопедии (г. Курск, г. Железногорск), а также предполагается развитие регионального сосудистого центра в целях обеспечения потребностей населения области в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в отношении сердечно-сосудистых заболеваний;

в Липецкой области - завершение строительства и оснащения детского отделения областного противотуберкулезного диспансера, а также строительства лечебного корпуса с женской консультацией и хирургического корпуса. В целях эффективной реабилитации пациентов предусмотрено создание областного реабилитационного центра;

в Московской области высокотехнологичная медицинская помощь будет оказываться преимущественно в области сердечно-сосудистой хирургии, акушерства и гинекологии, травматологии и ортопедии, а также онкологии;

в Орловской области - строительство многофункционального медицинского центра и хирургического комплекса в г. Орле;

в Рязанской области - строительство нового радиологического корпуса в целях совершенствования онкологической помощи населению;

в Тамбовской области - развитие созданных высокотехнологичных центров по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (исследовательское и научно-методическое учреждение этого профиля). Планируется создание центра лечения онкологических заболеваний;

в Тульской области - создание межрайонных специализированных медицинских центров и оснащение их высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием;

в Ярославской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии. С 2011 года высокотехнологичную медицинскую помощь планируется также оказывать в областном перинатальном центре;

в 5 региональных центрах (гг. Воронеж, Курск, Рязань, Тверь и Ярославль) - введение в эксплуатацию перинатальных центров, оказывающих медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным;

в г. Москве (21 городское учреждение здравоохранения) - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного заказа преимущественно в области травматологии и ортопедии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии.

Прогнозируемый рост пожилого населения Центрального федерального округа потребует развития паллиативной помощи.

В результате реализации комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения уменьшится заболеваемость населения и увеличится ожидаемая продолжительность жизни населения до 72,2 года.