18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности
На долю Центрального федерального округа в 2009 году приходилось 8,3 процента валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по России (более 1,5 млн. тонн). По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 1-м месте в округе находится Липецкая область (345,6 тыс. тонн). Неблагоприятное состояние атмосферного воздуха наблюдается в местах сосредоточения крупных промышленных объектов Московской (объем выбросов составляет 193,6 тыс. тонн), Тульской (156,2 тыс. тонн) и Рязанской (131,8 тыс. тонн) областей.
В список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 2008 году впервые включен г. Иваново (высокий уровень загрязнения воздуха определялся концентрациями бензопирена, формальдегида и фенола).
Центральный федеральный округ является крупнейшим среди федеральных округов по объему сброса загрязненных сточных вод в водные объекты (3,6 куб. километра), а г. Москва занимает 1-е место среди субъектов Российской Федерации (1,6 куб. километра). Среди других субъектов округа по этому показателю можно выделить Московскую (564,9 млн. куб. метров), Тульскую (191,7 млн. куб. метров) и Ярославскую (183,6 млн. куб. метров) области.
Погода и климат являются важными факторами, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, а также на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.
Оказывая влияние на социально-экономическое развитие, погодно-климатические условия являются источником опасности для человека и объектов экономики при возникновении таких гидрометеорологических явлений, как сильные и очень сильные осадки, сильный и очень сильный ветер (шквал, смерч), град, гроза, гололедные явления, сильный мороз, сильная жара, засуха и др.
Решение вопросов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Центрального федерального округа.
В целях обеспечения в Центральном федеральном округе гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики, а также погодозависимых отраслей (энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство) необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая мониторинг состояния окружающей среды и ее загрязнения.
Неблагоприятные условия погоды усугубляют экологическую обстановку в Центральном федеральном округе, а опасные гидрометеорологические явления (например, засуха, влекущая пожароопасность и др.) могут привести к экологическим проблемам.
В числе наиболее острых экологических проблем, характерных для густонаселенного Центрального федерального округа с максимальной концентрацией промышленных и сельскохозяйственных производств, выделяются:
ненадежность систем водоснабжения населения городов и других населенных пунктов, а также угрожающее загрязнение водных ресурсов;
несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления;
чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта;
сохранение и восстановление экосистем природных подземных и поверхностных объектов.
Основополагающими задачами по осуществлению государственной экологической политики и управлению охраной окружающей природной среды являются:
создание системы регулирования и организации хозяйственной деятельности на принципах, исключающих превышение предельно допустимых техногенных нагрузок на экосистемы соответствующих уровней;
обеспечение создания развитой инфраструктуры по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов;
обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением на основе соблюдения иерархического порядка обращения с отходами - предотвращение или сокращение образования отходов и минимизация их отрицательного воздействия на окружающую среду, а также использование отходов на основе их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, предусматривающего повторное использование или обогащение отходов;
использование результатов мониторинга окружающей среды (для экологической и гидрометеорологической безопасности) в механизмах территориального управления Центрального федерального округа;
разработка и внедрение научно-технологических, организационно-правовых и экономических механизмов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки и устранение последствий чрезмерного техногенного воздействия на экосистемы высокоурбанизированных территорий;
организация и ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, уровня и объема негативного воздействия;
реализация программ по реабилитации загрязненных территорий и ликвидации прошлого экологического ущерба;
установление взаимовыгодных отношений с мировым сообществом в области природоохранного сотрудничества.
Основные стратегические экологические приоритеты развития:
обеспечение гармоничного баланса интересов ресурсно-хозяйственного сектора российской экономики и экологического благополучия населения;
снижение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов и обеспечение организации и благоустройства санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов;
восстановление ландшафтной планировки территории для предотвращения эрозии почв;
совершенствование системы планово-регулируемой санитарной очистки населенных мест и обращения с отходами производства и потребления (их утилизация, обезвреживание и вовлечение во вторичную переработку);
увеличение доли озелененных территорий городов и населенных пунктов;
экологическое, гидрометеорологическое и климатическое просвещение населения;
охрана водных ресурсов, экологическая защита подземных вод, реабилитация водных объектов и сокращение водопотребления;
внедрение современных технологий очистки питьевой воды, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, а также развитие систем канализации и водоснабжения;
охрана и защита лесов, лесовосстановление и лесоразведение;
развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;
дальнейшее совершенствование регионального природоохранного законодательства.
Важным последствием изменения климата для Центрального федерального округа является увеличение к 2015 году количества дней с пожароопасной обстановкой (до 5 дней за сезон). При этом произойдет как увеличение количества дней с пожароопасной обстановкой высокой интенсивности, так и с пожароопасной обстановкой средней интенсивности.
Основную опасность для природной экосистемы областей, добывающих железную руду, представляют карьеры горнообогатительных комбинатов, являющиеся гигантскими воронками глубиной до 300 метров, нарушающие не только почвенный слой, но и глубинные водоносные слои. Будет усилен постоянный мониторинг и разработаны научно обоснованные мероприятия по противодействию негативному экологическому воздействию таких объектов.
Промышленные объекты для утилизации опасных биологических и медицинских отходов регионов Центрального федерального округа будут модернизироваться и оснащаться современными комплексами пиролиза.
К числу крупных мероприятий экологического характера в Брянской области относятся реабилитация населения и территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, защита населения от радиационного воздействия, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности, а также устойчивое экономическое развитие пострадавших районов.
В Ивановской области действуют 4 полигона бытовых отходов. Степень заполнения полигонов для гг. Иваново и Шуя приближается к критической. Серьезной проблемой области, требующей решения, является зона радиоактивного загрязнения в Кинешемском районе (неудачный подземный ядерный взрыв).
Калужская область в 2009 году стала одним из 5 субъектов Российской Федерации с наиболее сбалансированной системой природопользования, энергопотребления и охраны природной среды.
В Костромской области подготовлен полный пакет документов для создания 3-х государственных природных заказников - "Галичский", "Средневский боброво-выхухолевый" и "Озеро Чухломское".
В Московской области реализуется программа рекультивации карьеров посредством захоронения строительного мусора и жидких отходов. Развивается система утилизации бытовых отходов, в том числе отходов г. Москвы.
Инструменты реализации природоохранных мероприятий настоящей Стратегии должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов Центрального федерального округа во взаимодействии с органами местного самоуправления. Они должны основываться на общих принципах государственной политики в сфере сохранения окружающей среды:
платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
сохранение биологического разнообразия.
При формировании инструментов реализации природоохранных мероприятий настоящей Стратегии необходимо уделять внимание:
расширению возможностей и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
развитию экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также поддержке экологически ответственного бизнеса;
внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
совершенствованию системы экологических платежей;
усилению природоохранных органов;
организации государственного экологического мониторинга, а также формированию системы информирования населения о состоянии окружающей среды;
расширению деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;
экологическому воспитанию и образованию населения как основе экологического благополучия страны.
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируется включить показатели качества окружающей среды. Поэтому основными критериями реализации политики в сфере сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Центральном федеральном округе является улучшение следующих показателей:
выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (в том числе по городам с численностью постоянного населения 100 тыс. и более человек);
улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников;
выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников;
использование свежей воды;
объем сброса сточных вод в поверхностные водоемы (в том числе по отдельным городам с численностью постоянного населения 100 тыс. и более человек);
поступление загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы;
образование отходов производства и потребления;
использование и обезвреживание отходов производства и потребления;
затраты на охрану окружающей среды.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии