4. Добыча и переработка полезных ископаемых
Среди полезных ископаемых Центрального федерального округа наиболее существенную роль в общероссийском сырьевом балансе играют запасы железных руд, мела, гипса, доломитов, тугоплавких глин, формовочных материалов, цементного сырья, огнеупорных глин и стекольного сырья. В Белгородской области также имеются запасы бокситов, а в Подмосковном бассейне - угля.
Для дальнейшего геологического изучения интересны прогнозные ресурсы марганца во Владимирской области, алмазов в Белгородской, Липецкой, Калужской и Тверской областях и циркониевых руд в Белгородской, Тамбовской и Курской областях.
В Центральном федеральном округе расположено около двух третьих разведанных запасов железных руд России (Курская магнитная аномалия - Белгородская и Курская области). Прогнозные ресурсы железных руд имеются также в Орловской области. Основными месторождениями железной руды являются Михайловское, Лебединское, Стойло-Лебединское, Яковлевское, Стойленское и Коробковское месторождения.
Запасы бокситов представлены Висловским месторождением в Белгородской области, относящимся к нераспределенному фонду с запасами в размере 153,4 млн. тонн (13 процентов общероссийских запасов).
Запасы угля в Центральном федеральном округе локализованы в Подмосковном угольном бассейне (Тверская, Смоленская, Московская, Калужская, Тульская и Рязанская области). Запасы этого бассейна составляют менее 2 процентов общероссийских запасов, относятся к бурым углям низкого качества и имеют исключительно местное значение.
Лебединский горно-обогатительный комбинат, расположенный в Белгородской области, занимает 1-е место в России и входит в 10 лидирующих в мире предприятий по объемам добычи, обогащения железной руды и производства высококачественного сырья для черной металлургии. В России и Европе это единственное предприятие, которое производит металлизованные брикеты, служащие сырьем для передовой технологии прямого восстановления железа.
В Белгородской области дальнейшее развитие получит горно-металлургический кластер, основными предприятиями которого являются Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, а также Белгородская горно-добывающая компания, осуществляющая впервые в мире отработку технологий скважинной гидродобычи богатых железных руд с глубины до 1000 метров. Планируется строительство Приоскольского горно-обогатительного комбината.
На территории Брянской области планируется строительство горно-обогатительного комплекса мощностью 500 тыс. тонн кварцевого концентрата в год. Брянская область обладает потенциалом для производства цемента, фосфатных минеральных и биогенных удобрений. В области имеются месторождения титан-циркониевых песков, цеолитов, туго- и легкоплавких глин и строительных песков. Предполагается разведка и освоение высококачественных глин, цементного сырья и наращивание объемов строительных песков.
Для экономики округа большое значение имеет развитие Михайловского горно-обогатительного комбината, расположенного в Курской области, который уступает по объемам добычи только Лебединскому горно-обогатительному комбинату. В целях обеспечения более глубокой и комплексной переработки железной руды предусматривается строительство производственных комплексов по производству гематитового концентрата, обжиговой машины, ввод новых установок металлизации сырья с перспективой создания в будущем горно-металлургического кластера и электрометаллургического и сталепрокатного производства.
В Воронежской области будет развиваться добыча сырья для строительной индустрии, в том числе гранита и огнеупорных глин.
Калужская область располагает сырьевой базой для организации добычи огнеупорных глин (Ульяновское месторождение - 16 процентов общих разведанных в России запасов, сырье пригодно для использования в металлургической промышленности, производства лицевого пустотелого кирпича, облицовочной плитки, канализационных керамических труб), известняков, трепела - сырья для производства адсорбентов для нефтяной отрасли.
Костромская область располагает богатыми запасами нерудных строительных материалов (глина, суглинки, керамзитовое сырье, строительный песок, песчано-гравийные смеси, известь), на базе которых возможно создание предприятий строительной индустрии.
В Ивановской области планируется строительство торфобрикетного завода по производству композитных топливных брикетов, наращивание объемов по добыче гравия, песка и щебня, а также открытие карьера по добыче глины для кирпичного производства.
В Орловской области имеется существенный потенциал добычи сырья для производства теплоизоляционных материалов, цемента, фосфатных минеральных удобрений, минеральных красок и др. Предполагается освоение месторождений железной руды, цеолитов, известняков и высококачественных глин, а также титан-циркониевых месторождений.
Крупные горно-обогатительные комбинаты на базе месторождений стекольных песков будут введены в Рязанской области, планируется организация добычи и переработки гипса.
Смоленская область обладает одними из самых значительных в Центральном федеральном округе залежей торфа, разработка которых экономически оправдана. Предусмотрено значительное увеличение добычи щебня, гравия, глины, песка и известняка.
В Тамбовской области планируется строительство горно-обогатительного комбината на месторождении титан-циркониевых песков. Имеется существенный потенциал для производства цемента, наращивания добычи известнякового щебня и переработки фосфогипса.
Тульская область отличается разнообразием таких сырьевых ресурсов, как бурый уголь, серный колчедан, известняки, огнеупорные глины, пески, гипс, каменная соль и фосфориты. Эти ресурсы хорошо разведаны и разрабатываются, что способствует развитию местной промышленности и строительства. Имеются подлежащие промышленной разработке аномалии благородных металлов, полиметаллов, кадмия, меди, серебра, цинка, свинца, бария и лития.
Богатейшие запасы торфа, по которым Тверская область находится на 1-м месте в Центральном федеральном округе, будут использованы для производства топлива и различного рода органических удобрений и продукции высокой переработки. Продолжится развитие предприятий по добыче нерудных строительных материалов, возможны освоение месторождений для производства цемента и добыча полезных ископаемых с использованием соляных растворов.
В Ярославской области предусматривается реализовать комплекс мероприятий по геологическому изучению и последующему промышленному освоению тугоплавких и бентонитовых глин, титан-циркониевых песков, глауконитов, вивианитов, цементного и углеводородного сырья, а также по организации добычи рассолов с целью извлечения полезных компонентов. Планируется строительство производства фасованных грунтов на базе торфодобывающего предприятия.
Основными приоритетами в сфере добычи и переработки полезных ископаемых является техническое перевооружение и внедрение современных технологий, позволяющих существенно повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции, увеличить объемы производства товарного сырья при сохранении текущих объемов добычи руды и обеспечить применение оптимальных с точки зрения природоохранной деятельности технологических решений.
Предприятия железорудной отрасли реализуют свои долгосрочные планы развития и модернизации в основном за счет собственных средств. Механизмы государственной поддержки добывающих отраслей Центрального федерального округа сводятся главным образом к системным мерам по реструктуризации нерентабельных добывающих предприятий (угледобыча, торфодобыча и др.), где необходимо проведение работ по рекультивации мест добычи и разработок в интересах обеспечения охраны природы и создания благоприятных экологических условий. Кроме того, важным направлением является проведение геолого-разведочных работ на территории округа как по новым перспективным видам полезных ископаемых, так и с целью уточнения запасов и ресурсов уже разведанных полезных ископаемых.
Ожидаемыми результатами развития добывающей промышленности Центрального федерального округа на период до 2020 года являются:
более полное использование природно-ресурсного потенциала территории;
повышение ресурсоэффективности отрасли и снижение негативного воздействия на природную среду;
повышение качества и конкурентоспособности продукции добывающих отраслей Центрального федерального округа.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии