20. Оборонно-промышленный комплекс
Центральный федеральный округ занимает 1-е место среди федеральных округов по выпуску продукции оборонного назначения и по объемам научно-технической продукции.
Распределение оборонных предприятий и организаций по субъектам Российской Федерации неравномерно. Более половины оборонных организаций расположено в г. Москве. Кроме того, крупнейшие предприятия расположены в Московской области, в гг. Туле, Рыбинске (Ярославская область), Коврове (Владимирская область), Рязани и Воронеже.
Развитие оборонно-промышленного комплекса, направленное на решение оборонных и социально-экономических задач страны, осуществление сценария долгосрочного инновационного развития экономики, а также расширение военно-технического и экономического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами относятся к числу высших приоритетов политики государства.
Организациям оборонно-промышленного комплекса, расположенным на территории Центрального федерального округа, отводится значимая роль в реализации таких приоритетных направлений государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года, как:
технологическая модернизация оборонно-промышленного комплекса с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции оборонно-промышленного комплекса в обеспечении реализации государственной программы вооружения, комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, решения социально-экономических задач страны;
совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры оборонно-промышленного комплекса, системы управления, государственного регулирования и контроля деятельности оборонно-промышленного комплекса;
обеспечение инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, реализация его конкурентных преимуществ, продвижение технологий и продукции оборонно-промышленного комплекса на высокотехнологичные рынки товаров и услуг, развитие современных форм международного сотрудничества;
развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса и обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса.
Указанные организации примут участие в решении задач, поставленных в утвержденных стратегиях развития отраслей оборонно-промышленного комплекса, которые осуществляются в рамках единого комплекса более 10 федеральных целевых программ, реализуемых в оборонно-промышленном комплексе.
В целях развития практики использования достижений оборонно-промышленного комплекса в гражданском производстве должен быть активнее задействован весь спектр институтов и механизмов ускоренного внедрения инноваций и коммерциализации технологий. Развитие этого направления связано с созданием инновационной инфраструктуры, адекватной специфике деятельности оборонно-промышленного комплекса, преимущественно за счет средств федерального бюджета.
Повышение конкурентоспособности гражданской (технологически близкой военной) продукции за счет освоения передовых технологий, созданных в интересах обороны, и снижение себестоимости военной и гражданской продукции при расширении масштабов производства продукции двойного назначения являются приоритетами развития организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Центрального федерального округа.
В целях создания благоприятных условий для осуществления инновационных процессов в оборонно-промышленном комплексе необходимо систематически выявлять проблемы коммерциализации, отрабатывать и нормативно закреплять рациональные механизмы и процедуры по всем звеньям инновационной цепочки от отбора результатов научно-технической деятельности оборонно-промышленного комплекса, созданных в интересах обороны и имеющих высокий коммерческий потенциал, до генерации на их основе нововведений, способных к реализации по двойному или коммерческому назначению без ущерба для безопасности страны.
Среди важнейших направлений работ по использованию научно-технических достижений оборонно-промышленного комплекса в гражданском производстве следует выделить:
определение мер государственной поддержки, экономического стимулирования и внедрение механизмов трансфера технологий, включая программный метод;
установление единого для государственных заказчиков порядка приобретения, учета и охраны результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных в результате исполнения государственного оборонного заказа;
установление порядка доступа бизнес-структур, заинтересованных в подъеме российской промышленности, к результатам оборонных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих потенциал двойного использования, и информации об их правообладателях.
Для обеспечения технологической модернизации производства организаций оборонно-промышленного комплекса наряду с государственными капитальными вложениями, выделяемыми на технологическую модернизацию производств в рамках гособоронзаказа и федеральных целевых программ, используются механизмы субсидирования из федерального бюджета части процентной ставки привлеченных коммерческих кредитов на техническое перевооружение и закупку техники.
В частности, с 2009 года в федеральном бюджете предусмотрены также средства для предоставления субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 265, устанавливают порядок и условия предоставления указанной государственной поддержки.
Механизм государственной поддержки направлен на стимулирование инновационной активности организаций комплекса и обновление основных фондов организаций комплекса в целях освоения и расширения производств высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения в первую очередь с использованием научно-технического и технологического задела оборонных производств.
Кроме того, для стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию гражданского назначения предусмотрены меры государственной поддержки, в том числе:
предоставление субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку воздушных судов российского производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга;
предоставление субсидий российским транспортным компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях.
Федеральным законом"О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" наряду с указанными мерами предусмотрены:
субсидии российским производителям самолетов и вертолетов, а также авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2008 - 2011 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года;
субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям (исполнителям) государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Указанные меры позволят обеспечить полный цикл стимулирования инновационной деятельности от стадии идеи до стадии внедрения в производство перспективных технологий, сократить сроки их внедрения, а также получить от реализации этого механизма существенный межотраслевой мультипликативный эффект в части взаимного трансфера технологий и повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на создание и внедрение перспективных и прорывных технологий, так как средства будут направляться на поддержку проектов, уже имеющих определенные результаты.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии