logo
центральный

5. Сценарий социально-экономического развития Центрального

федерального округа

В качестве возможных сценариев социального и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются эволюционный (инерционный), инвестиционный, партнерский, комплексный и базовый сценарии.

При эволюционном (инерционном) сценарии осуществляется прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития Центрального федерального округа, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что этот сценарий предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития округа по всем основным рассматриваемым в настоящей Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.

Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, а также получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.

К возможным рискам этого сценария относятся снижение эффективности производства, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития. Критическим параметром является исчерпание потенциала трудовых ресурсов Центрального федерального округа.

Такой сценарий не применим в силу того, что главное условие - наличие устойчивой позитивной динамики социально-экономического развития по основным направлениям не соблюдается.

При инвестиционном сценарии осуществляется преимущественное развитие инфраструктурной базы Центрального федерального округа, в том числе развитие инфраструктурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование институтов развития в социально-экономической сфере и реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития.

Возможными рисками этого сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание вложенных средств и неэффективность использования нового инфраструктурного потенциала.

При партнерском сценарии осуществляется развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации настоящей Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.

Преимуществами этого сценария являются расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий и рациональность выбора направлений развития.

Рисками являются размывание приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации настоящей Стратегии к ближней перспективе (2 - 3 года), рост финансовых и временных издержек управления реализацией настоящей Стратегии.

Комплексный сценарий включает элементы указанных сценариев.

При реализации такого подхода риски носят исключительно системный характер.

На основе проведенного анализа социально-экономического состояния Центрального федерального округа и основных тенденций его развития с учетом инновационного сценария Концепциидолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, комплексный сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, и в дальнейшем рассматривается в качестве базового сценария.

Базовый сценарий предусматривает:

модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающей формирование комфортных условий жизни населения и определяющей качество человеческого капитала;

рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;

модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития Центрального федерального округа;

масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;

развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;

создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;

создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;

ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг и развитие государственно-частного партнерства.

Экономическое развитие Центрального федерального округа до 2020 года осуществляется в 2 этапа.

Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:

модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;

модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;

интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя и усиление обслуживающего сектора;

внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Лимитирующими факторами этого этапа будут последствия финансово-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, проблемы со строительной и дорожной техникой, отставание темпов обновления от потребностей развития.

Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает продолжение крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленном комплексе и бытовой сфере. Возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике Центрального федерального округа будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни путем модернизации и ускоренного развития социальной сферы, включающей образование, здравоохранение и жилищный сектор.

Второй этап предусматривает:

развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда в сферах высоких технологий и экономики, основанной на знаниях, расширение участия российской науки в приоритетных направлениях научных исследований;

усиление проникновения современных высоких технологий в средне- и низкотехнологичные сектора производственной сферы;

завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;

ускоренное развитие человеческого капитала и сферы услуг до уровня развитых стран.

Основные сдерживающие факторы реализации базового сценария будут связаны с рисками нехватки квалифицированных кадров, социальным неравенством, растущими затратами на сохранение и восстановление окружающей среды.

В 2011 - 2020 годах на территории Центрального федерального округа должны быть реализованы следующие масштабные проекты:

проведение инвентаризации всех ресурсов округа, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, реализация проектов создания оптимальной природной и поселенческой среды, а также предотвращения, снижения и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду;

проведение модернизации экономики округа, в частности увеличение производительности труда (валовый региональный продукт на 1 занятого в экономике) в 2,2 раза, снижение энергоемкости экономики (без учета г. Москвы) на 50 процентов;

индустриализация сельскохозяйственного труда с повышением энергообеспеченности в 5 раз и сокращением занятых в сельском хозяйстве в 2 раза, формирование агропромышленного кластера округа, оптимально сочетающего в себе как индустриальные комплексы вертикальной интеграции (агрогородки), так и мелкотоварное производство (семейные фермы) на базе сетей коллективного пользования с их возможным развитием до уровня обслуживания не только мелкотоварного, но и среднего сельскохозяйственного производства, включающего в себя элементы сбытовой инфраструктуры;

модернизация транспортной сети округа с увеличением средней скорости перемещения грузов внутри округа в 2 раза, а количества пассажиров - в 2,5 раза;

развитие магистрального и местного воздушного транспорта округа с увеличением интенсивности использования воздушного пространства в 5 раз;

развитие информационно-коммуникационных технологий с переводом большинства государственных и общераспространенных услуг в электронный вид и сокращение времени оказания таких услуг в 10 раз;

создание сетевой инфраструктуры инновационного развития и коммерциализации результатов научной и изобретательской деятельности - инновационного центра "Сколково", научно-технологического комплекса "Зеленая долина" и других наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, специализированных юридических, проектных, консалтинговых, внедренческих и других структур;

налаживание реальной системы поддержки мобильности населения через организацию найма жилья, создание сети доходных домов, социальных гостиниц и общежитий;

повышение профессиональной и территориальной востребованности населения путем ориентации системы образования на подготовку специалистов, отвечающих потребностям экономического развития;

превращение г. Москвы в мировой финансово-деловой центр с современной инфраструктурой ведения финансовых и деловых операций;

реализация общеокружных праздничных мероприятий, в частности 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года, 400-летие дома Романовых, 50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина, как мероприятий единения российских диаспор всего мира;

проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, матчи которого пройдут в том числе в Московском регионе и г. Ярославле;

повышение локализации автомобилестроительного кластера Калужской области с максимальным увеличением полного производственного цикла и созданием межрегиональных центров профессиональной подготовки кадров для формирования новых кластеров на территории округа;

формирование сахарного кластера путем строительства новых и реконструкцией действующих сахарных заводов, развития сырьевой базы;

формирование общеокружного кластера строительных материалов;

комплексное развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры, проведение капитального ремонта жилищного фонда в целях гарантированного предоставления жилищно-коммунальных услуг по установленным стандартам.