17. Формирование благоприятной среды для развития малого
и среднего предпринимательства
В Центральном федеральном округе расположено около одной третьей малых и средних предприятий страны. Более половины малых предприятий макрорегиона находится в г. Москве. Также на г. Москву приходится более 60 процентов оборота малых предприятий.
Две третьих малых предприятий округа заняты в оптовой и розничной торговле, в которой реализуется 82,5 процента оборота малых предприятий.
При участии Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех субъектах Центрального федерального округа созданы региональные гарантийные фонды.
Сфера малого предпринимательства наиболее уязвима и нуждается в развитии, так как в настоящее время банковские структуры рассматривают вложения в малые предприятия как рискованные и невыгодные. Подобные решения обосновываются отсутствием у малых предприятий залогов и гарантий по обеспечению возвратности и сравнительно низкой рентабельностью проектов.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
затруднение доступа к финансово-кредитным ресурсам;
высокие административные барьеры;
недостаточное информационное обеспечение.
Для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства будут реализовываться мероприятия, направленные на:
активизацию развития предпринимательства в неторговом секторе экономики, а также на увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции;
повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
сокращение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности;
развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти всех уровней;
развитие малого и среднего бизнеса в социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении.
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет решать такие социальные задачи, как создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни населения.
В Центральном федеральном округе в рамках региональных программ обеспечивается стимулирование предпринимательской деятельности через механизмы финансово-кредитной и имущественной поддержки и разработку мер по устранению административных барьеров.
Устойчивому развитию предпринимательства макрорегиона будет способствовать развитие инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса (фонды поддержки малого предпринимательства, оказывающие предпринимателям финансово-кредитную, имущественную, образовательную и консультационную поддержку, региональные гарантийные фонды, предоставляющие субъектам малого и среднего предпринимательства поручительства (гарантии) по частично обеспеченным банковским кредитам и лизинговым договорам, региональные ресурсные инновационные центры, обеспечивающие поддержку инновационной деятельности малых предприятий, центры комплексного сопровождения инвестиционной деятельности предпринимателей, торгово-промышленные палаты).
Продолжится работа по созданию и развитию бизнес-инкубаторов инновационной направленности, промышленных парков.
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса будет осуществляться в формах предоставления целевых грантов, займов, поручительств, субсидирования по банковским кредитам и лизинговым договорам, полученным на реализацию значимых инвестиционных проектов.
Основным приоритетом создаваемых в рамках поддержки малого предпринимательства государственно-частных венчурных фондов является развитие на территории Центрального федерального округа инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Получит развитие система льгот для субъектов малого предпринимательства по технологическому присоединению к электросетям и уплате арендных платежей за помещения в первую очередь для предприятий, развивающих инновационные и производственные направления деятельности.
Таким образом, сфера малого предпринимательства Центрального федерального округа станет более диверсифицированной в отраслевом разрезе и более равномерно распределенной по территории округа, а также займет существенное место в экономике округа.
В соответствии с одобренной Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства картой проекта "Развитие малого и среднего предпринимательства" количество малых и средних предприятий на 1 тыс. человек в 2012 - 2015 годах достигнет 17 единиц, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, составит 25 - 35 процентов. В 2016 - 2020 годах количество малых и средних предприятий на 1 тыс. человек увеличится до 20 единиц, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, - до 40 процентов.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии