5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
Ивановская область находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье рек Волги и Клязьмы.
Территория области составляет 21,4 тыс. кв. километров (одна из самых маленьких областей России), численность населения - 1061,1 тыс. человек, из них городское население - 80,8 процента, сельское - 19,2 процента, областной центр - г. Иваново с населением 403 тыс. человек.
Область обеспечена земельными, водными и лесными ресурсами.
Имеются месторождения фосфоритов, торфа, стекольных песков, формовочных глин, сапропеля, минеральные, лечебно-столовые и лечебные подземные воды, запасы строительных материалов (глины легкоплавкие, керамзитовое сырье, строительные и силикатные пески и песчано-гравийный материал).
В настоящее время Ивановская область является электродефицитной.
В рамках повышения эффективности функционирования электроэнергетики и снижения удельных расходов топлива на тепловых электростанциях на территории Ивановской области продолжается строительство 2-го энергоблока ПГУ-325 в г. Комсомольске. Планируемый ввод блока в эксплуатацию - 2011 год. Ввод 2-го энергоблока ПГУ-325 приведет к тому, что установленная мощность оборудования составит 650 МВт. В результате этого Ивановская область перейдет в разряд электропрофицитных.
В 1990 - 2009 годах численность населения области уменьшилась на 17,7 процента. В 2010 - 2020 годах в Ивановской области ожидается сокращение численности населения до 1017 тыс. человек - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 26,6 тыс. человек.
В структуре валового регионального продукта в 2008 году занимали:
промышленное производство - 32,4 процента;
транспорт и связь - 8,3 процента;
строительство - 5,4 процента;
сельское хозяйство - 4,8 процента.
Ивановская область является общероссийским центром текстильного и швейного производства, производства автомобильных и башенных кранов, экскаваторов, станков и обрабатывающих центров. В области также производятся металлургическая продукция и изделия металлообработки. Развито производство зерна, картофеля, овощей, яиц, молока, мяса и мясопродуктов.
Основными направлениями развития Ивановской области являются:
формирование текстильного кластера и модернизация действующих текстильных производств области в целях апробации использования новых видов сырья, инновационных технологий и производства конкурентоспособной текстильной продукции. Основным направлением модернизации текстильного комплекса является модернизация производства хлопчатобумажных тканей, сукна, льняных изделий и продукции гигиенического назначения;
создание производственного технопарка в сфере текстильной и легкой промышленности в г. Родники. Проект создания технопарка реализуется в рамках развития текстильно-промышленного кластера области;
модернизация производства автомобильных кранов;
развитие научно-исследовательского и инновационного секторов экономики, включая разработку новых видов тканей на основе полиэфирных волокон и нетканых материалов (геотекстиль), в том числе на основе применения нанотехнологий, новых видов красителей для тканей, новых видов промышленных станков и оборудования, новых видов специальной и строительной техники, шумозащитных, вибропоглощающих, прокладочных, теплоизоляционных материалов, а также разработку проектов в области энергетики и медицинского оборудования;
развитие агропромышленного комплекса на базе местных ресурсов. К 2020 году объем производства мяса (в убойном весе) увеличится в 2,3 раза к уровню 2010 года и составит 55 тыс. тонн. Объем валового надоя молока к 2020 году достигнет 220 тыс. тонн (прирост по отношению к уровню 2010 года составит порядка 30 процентов);
развитие экономики области, которое потребует совершенствования транспортной инфраструктуры по следующим основным направлениям:
создание единого диспетчерского центра по управлению транспортными потоками на территории Ивановской области;
организация железнодорожного сообщения по направлению Приволжск - Плес и организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по направлению Москва - Иваново - Плес;
электрификация пассажирской железнодорожной линии Иваново - Новки на направлении Иваново - Владимир;
поддержание и развитие пассажирских перевозок по направлению Иваново - Комсомольск;
развитие прилегающих приаэропортовых территорий с целью создания доходных инвестиционных объектов для развития традиционных аэропортовых комплексов, способствующих расширению спроса на воздушные перевозки и услуги аэропорта.
Стимулами к развитию туристического бизнеса является развитие туристической инфраструктуры г. Плеса (ввод в эксплуатацию регионального центра зимних видов спорта, реставрация мемориального дома-музея И.И. Левитана, благоустройство пляжей, создание условий для развития яхтенного и круизного туризма).
Число врачей в Ивановской области должно увеличиться с 2,9 тыс. человек до 4,2 тыс. человек, а среднего медицинского персонала - с 7,4 тыс. человек до 11,7 тыс. человек.
До 2020 года в Ивановской области должно быть введено 184,2 тыс. кв. метров спортивных залов, 865 тыс. кв. метров плоскостных сооружений и бассейнов общей площадью 1,4 тыс. кв. метров.
Увеличение обеспеченности населения спортивными учреждениями прямо скажется на росте числа регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Ожидается, что к 2020 году этот показатель будет выше 15 процентов.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии