17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
Наиболее крупный город северо-востока европейской части России г. Ярославль с полным правом может претендовать на роль межрегионального центра Верхневолжья для близлежащих областей (Ивановской, Костромской и Вологодской). Сравнение с зарубежными регионами-аналогами подтверждает перспективность позиционирования г. Ярославля как межрегионального центра. Это предопределяет развитие в г. Ярославле межрегиональных функций социально-культурного, торгового, медицинского и иных видов обслуживания населения, значительно более высокого уровня развития системы образования, чем в соседних областях.
Выгодное положение Ярославской области, пересечение на ее территории основных осей экономического развития, автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов позволяют и в настоящее время, и в стратегической перспективе позиционировать область как узловой регион. Перевод этого потенциального конкурентного преимущества в разряд реальных требует развития транспортно-логистических функций и системы оптовой и розничной торговли. Территория области составляет 36,2 тыс. кв. километров, численность населения - 1271 тыс. человек.
В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство составляет 4,1 процента, промышленность - 31,3 процента, строительство - 5,4 процента, транспорт - 17,3 процента, рыночные услуги - 26,8 процента, нерыночные услуги - 15,1 процента.
Ярославская область является структурообразующей частью историко-культурного ядра России. Историческая часть г. Ярославля, 1000-летие которого отмечалось в 2010 году, внесена в 2005 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Этот город является не только потенциальным, но и географическим центром туристско-рекреационной зоны "Золотого кольца России", в состав которого входят также гг. Ростов, Углич и Переславль-Залесский. Для реализации центральной функции в стратегической перспективе необходимо превратить г. Ярославль в базовый центр размещения и проживания туристов, путешествующих по маршруту "Золотое кольцо России".
Дефицит электроэнергии и трудовых ресурсов ограничивают реализацию новых инвестиционных проектов и наращивание мощностей существующих предприятий. Вместе с тем высокий уровень газификации является благоприятным фактором размещения новых производств и развития объектов социальной сферы.
Серьезным ресурсным ограничением стратегического развития Ярославской области является обеспеченность инженерной инфраструктурой и топливно-энергетическими ресурсами. Существуют ограничения в состоянии транспортной инфраструктуры. Ключевыми недостатками являются слабый уровень развития логистики, несоответствие нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию большей части автомобильных дорог регионального значения. Требуются комплексная модернизация и обновление системы водоснабжения и водоотведения области.
Стратегическими направлениями развития в основных сферах экономики являются:
концентрация ресурсов и производств и формирование на этой основе ключевых кластеров промышленного типа федерального и регионального значения (кластер дизелестроения, энергетического машиностроения, лакокрасочный кластер, кластер автокомпонентов, кластер кабельной продукции, фармацевтический, кластер технического текстиля);
создание и развитие системы индустриальных парков на территориях, являющихся региональными экономическими зонами (г. Переславль-Залесский - технопарки "Славич" и "Протэкт", г. Ростов - индустриальный парк "Ростовский", г. Ярославль - индустриальный парк "Новоселки", г. Углич - технопарк "Сим росс").
Индустриальные парки развиваются также на базе существующих промышленных площадок (Тутаевский моторный завод, Гаврилов-Ямский льнокомбинат).
Приоритетными направлениями развития машиностроения являются:
развитие дизельного двигателестроения - создание средних и тяжелых двигателей, создание новых коробок передач;
развитие авиационного моторостроения;
развитие и создание новых газотурбинных установок;
реализация проектов по созданию и организации производства новых видов кабелей в г. Угличе;
разработка и организация производства новых электродвигателей;
создание новых оптических, электронных и радиоприборов для военно-промышленного комплекса России;
открытие иностранными партнерами завода полного цикла по производству дорожно-строительной техники.
Основными направлениями развития нефтехимического комплекса являются:
дальнейшая модернизация и реконструкция действующих производств, повышение уровня глубины переработки нефти;
развитие и модернизация производства технического углерода;
освоение выпуска качественно новых конкурентоспособных грузовых цельнометаллокордных шин;
модернизация производства резинотехнических изделий;
организация полномасштабного производства, уникальных автокомпонентов, отвечающих требованиям Евро-4 и Евро-5 и не уступающим по качеству зарубежным аналогам;
создание лакокрасочного промышленного кластера Ярославской области, основными целями которого являются формирование на территории г. Ярославля крупнейшего в Восточной Европе высокотехнологичного центра лакокрасочной промышленности;
развитие кластера фармацевтической промышленности и инновационной медицины с созданием инновационных предприятий и организаций по разработке субстанций и препаратов, проведение биотехнических работ, создание центров клинических исследований и контроля качества, открытие новых производственных площадок, улучшение качества системы медицинского сервиса и др.
Развитие отрасли легкой промышленности ориентировано на создание кластера льнопереработки на базе имеющихся в области льнозаводов, что подразумевает организацию вертикально интегрированного бизнес-комплекса. Также планируется развивать кластер производства технического текстиля.
На территории Ярославской области будет развиваться энергетический кластер по производству современных когенерационных установок малой и средней мощности.
Аэропорт Туношна станет ядром транспортно-логистического комплекса.
Перспективы отрасли строительной индустрии в Ярославской области связаны с крупнопанельным домостроением, производством железобетонных конструкций, кирпича, выпуском тротуарной плитки и геосинтетики для дорожного строительства, а также с деревообработкой, сборкой малоэтажных быстровозводимых зданий, производством металлоконструкций для производства промышленных и офисных зданий.
Туристско-рекреационный кластер области будет сформирован на территориях с наибольшей концентрацией историко-культурного наследия и туристической инфраструктуры (гг. Ярославль и Переславль-Залесский, Ростовский, Переславский и Угличский муниципальные районы), что позволит заложить основы для формирования туристско-рекреационного кластера "Золотое кольцо России".
Особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики Ярославской области является экологизация экономики, которая тесно связана с повышением эффективности ресурсопотребления, повышением безопасности производств, созданием комфортной среды проживания населения и улучшением сферы природопользования.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии