10. Развитие жилищной сферы
и жилищно-коммунального хозяйства
Жилищное строительство в Центральном федеральном округе в 2009 году снизилось до 97,3 процента (к уровню 2008 года), при этом индивидуальное жилищное строительство возросло на 11,5 процента (40,6 процента общего ввода площади жилых домов).
Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда Центрального федерального округа в 2008 году составила 2 процента, в том числе ветхого - 1,8 процента и аварийного - 0,2 процента. Худшая ситуация сложилась в Тульской (6 процентов) и Калужской (5,3 процента) областях, лучшая - в г. Москве (0,3 процента) и Курской области (0,6 процента). Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, на конец 2008 года в округе составила 24 кв. метра, что больше среднероссийского уровня (22 кв. метра). Показатели по всем видам благоустройства жилищного фонда в макрорегионе также превышают среднероссийские.
В целом ситуация в сфере обеспеченности жильем характеризуется неравномерностью - при относительно высоком уровне общей обеспеченности жильем в Центральном федеральном округе остаются социальные группы, недостаточно или совсем не обеспеченные жильем (молодые семьи, социально необеспеченные слои населения).
В сельской местности основной проблемой в этой сфере остается крайне низкий уровень оснащенности жилья современными элементами инфраструктуры.
Приоритетом решения жилищной проблемы в Центральном федеральном округе является радикальное сокращение доли домохозяйств, нуждающихся в существенном улучшении жилищных условий, что подразумевает обеспечение доступности жилья для средне- и низкодоходных групп населения.
Важнейшим направлением социально-экономического развития Центрального федерального округа является содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Основным приоритетом государственной политики в сфере строительства является создание условий для увеличения объемов строительства доступного для населения жилья, в том числе малоэтажного, обеспеченного социальной, инженерной и дорожной инфраструктурой. Одним из важных направлений в этой сфере является реализация комплексной застройки территорий - строительство не только жилья, но и современной инфраструктуры, позволяющей обеспечивать население округа качественными услугами.
В рамках повышения доступности покупки жилья для граждан необходимо продолжить реализацию мероприятий по оказанию финансовой помощи населению на приобретение жилья.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства останутся повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек производителей услуг и, как следствие, снижение роста тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, а также смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Решение поставленных задач будет выполнено за счет демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства с внедрением концессионных соглашений с целью привлечения частного бизнеса в отрасль, расширения добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере, проведения мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, а также развития системы энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе.
В целях гарантированного обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами будут осуществлены строительство новых и реконструкция действующих объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (водоочистки), а также инфраструктуры сбора, обезвреживания, транспортировки, размещения и утилизации отходов.
Продолжится проведение мероприятий, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов.
В целях обеспечения качества и доступности жилья для населения предполагается проводить мероприятия по подготовке площадок под жилищное строительство, формированию современных форматов жилой застройки, обеспечению участков массового строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" дальнейшее развитие получит малоэтажное и коттеджное строительство жилых домов.
Для решения жилищных проблем в Центральном федеральном округе также необходимо развивать механизмы обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Решение жилищной проблемы сельского населения Центрального федерального округа предполагается осуществлять в том числе в рамках федеральной целевой программы"Социальное развитие села до 2013 года", одним из направлений которой является оказание государственной поддержки гражданам, проживающим в сельской местности, в улучшении их жилищных условий, а также обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы села.
Повышение доступности жилья также будет достигнуто путем развития механизмов ипотечного кредитования, снижения и эффективного распределения рисков кредитования между всеми участниками рынка, привлечения дополнительных средств в систему жилищного ипотечного кредитования, обеспечения инфраструктуры ипотечного рынка, включая организацию взаимодействия с кредитными, страховыми, оценочными и риэлтерскими организациями, а также путем выполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан (обеспечение возможности приобретения жилья или улучшения жилищных условий).
В результате реализации мероприятий по развитию жилищного строительства и стимулирования спроса на комфортное жилье в Центральном федеральном округе существенно увеличатся объемы ввода жилья и повысится обеспеченность жильем населения.
Модернизация и реконструкция системы коммунального хозяйства обеспечит снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, а также увеличится доля средств внебюджетных источников, инвестируемых в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии