logo
центральный

4. Социально-экономическое развитие Воронежской области

Воронежская область расположена на юге Центрального федерального округа. Наиболее крупный субъект Российской Федерации по территории, численности населения и экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа.

Территория области составляет 52,2 тыс. кв. километров, численность населения - 2335,2 млн. человек, административный центр - г. Воронеж с населением 928,5 тыс. жителей.

Водоснабжение осуществляется только из подземных источников. На территории области имеются значительные запасы минеральных вод.

Минерально-сырьевые ресурсы области представлены главным образом нерудными полезными ископаемыми (граниты, глины, пески, цементное сырье, мел).

В 1990 - 2009 годах численность населения уменьшилась на 8,5 процента. В 2010 - 2020 годах в Воронежской области ожидается сокращение численности населения до 2143 млн. человек - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 63,7 тыс. человек.

Воронежская область обладает сбалансированной промышленной и аграрной структурой экономики. Главное богатство области - черноземные почвы. Площадь посевов составляет 81,8 процента уровня 1990 года.

В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 12,4 процента, промышленность - 23,1 процента, строительство - 6,3 процента, транспорт - 12,5 процента, рыночные услуги - 29,4 процента, нерыночные услуги - 16,2 процента.

Крупным транспортным узлом является г. Борисоглебск.

Автомагистраль "Дон" является одной из наиболее загруженных из всех федеральных трасс России.

Юго-Восточная железная дорога является одной из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России и связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и восточной частью страны.

На территории Воронежской области судоходные внутренние водные пути составляют 573 километра и обеспечивают судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.

Действует аэропорт Воронеж, имеющий статус международного, география полетов включает гг. Москву, Санкт-Петербург, Липецк, Ульяновск, Элисту и Минеральные Воды. Из всех городов Центрального Черноземья г. Воронеж имеет наибольшие перспективы развития.

Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Воронежской области являются:

развитие железнодорожного сообщения;

расширение транзитных потоков грузов;

создание и развитие транспортно-логистических зон и парков.

Для организации скоростного движения на направлении Москва - Воронеж - Ростов - Адлер (Анапа - Новороссийск) и ввода в эксплуатацию пассажирских 2-этажных вагонов потребуется модернизировать инфраструктуру железнодорожных линий с обеспечением скорости движения 160 - 200 километров в час, а также осуществить строительство соединительной линии с Воронежским ходом (участок Прохоровка - Журавка).

Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Воронежской области, обеспечивающей поступление более одной третьей налоговых платежей в консолидированный бюджет. Преобладает продукция предприятий обрабатывающих производств.

Промышленность области специализируется на производстве гражданских самолетов, ракетных двигателей, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, синтетического каучука и шин, электрооборудования и электронной техники, металлических мостовых конструкций, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.

На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области функционируют крупные предприятия строительной индустрии, идет освоение минеральных подземных вод.

Главным источником генерации электрической энергии области является Нововоронежская атомная станция с суммарной мощностью действующих блоков 1834 МВт (3 блок - 417 МВт, 4 блок - 417 МВт, 5 блок - 1000 МВт).

Региональные пользователи потребляют 70,7 процента объема выработанной электроэнергии. Для обеспечения развития промышленности области и повышения энергообеспеченности Центрального федерального округа в целом ведется строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции общей мощностью 2300 МВт.

Техническое состояние электрических сетей сетевых организаций Воронежской области является сдерживающим фактором экономического развития отдельных городов и районов области. Изношенность основных производственных фондов сетевых организаций Воронежской области на сегодняшний день составляет более 63,5 процента.

Интеллектуальный и кадровый потенциал Воронежской области формируется за счет использования преимуществ системы высшего образования Воронежской области. К ним относятся фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности, наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ ведущих вузов, накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования, а также наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг. При Воронежском государственном университете действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности, имеется значительный педагогический и научный потенциал (по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе составляет 4,3 процента и 10 процентов без учета г. Москвы). По доле студентов область устойчиво занимает 3-ю позицию в округе после Московского региона.

Область располагает развитой социальной сферой, требующей постоянного совершенствования.

Основными факторами, сдерживающими развитие Воронежской области, являются:

относительно низкий уровень развития экономики региона;

дисбаланс развития рынка труда;

демографические и социальные проблемы;

ограниченность бюджетных средств и низкая эффективность бюджетных расходов;

снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов Российской Федерации.

Развитие экономики региона связано с обновлением традиционных индустриальных производств, использующих технологии 2-й половины XX века, модернизацией основных фондов, ростом доли инновационной продукции, использованием научно-технического и интеллектуального потенциала.

Для предприятий отрасли сельского хозяйства Воронежской области предполагается:

увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

развитие рыночной инфраструктуры, открывающей доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

преодоление дефицита квалифицированных кадров.

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса связано прежде всего с использованием плодородных земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства и модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции.

Основными проблемами экономики и социальной сферы являются:

старение населения;

инерционность системы расселения;

монопрофильный характер экономики большинства городских поселений;

неустойчивость сельских поселений, связанная с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области, следствием чего является проблемная социально-экономическая и социально-психологическая ситуация в сельских поселениях области;

отсутствие ключевых звеньев развития региона, в частности:

крупных городских агломераций, включенных в рынок туристско-рекреационных услуг;

зон инновационного развития;

макрорегиональных транспортных узлов;

пограничной инфраструктуры.

Государственная граница Российской Федерации с Украиной пока не обеспечивает быстрого роста экономики и стимулирует развитие территорий Воронежской области лишь в локальных масштабах приграничных районов.

Основными направлениями развития экономики являются:

создание индустриальных парков "Нововоронежский" и "Бобровский" и развитие индустриального парка "Масловский";

создание зоны опережающего развития "Семилукско-Хохольская";

формирование и развитие промышленных кластеров (нефтегазохимическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектронная промышленность, химическое производство);

развитие агропромышленного комплекса региона, в том числе создание промышленных комплексов по производству мяса, возрождение молочной отрасли, развитие системы хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции (строительство новых элеваторов, логистических центров, производств замороженной продукции), модернизация мелиоративных систем и расширение мелиорированных земель;

создание транспортно-логистических зон "Воронеж" и "Чертовицкое" и развитие транспортной инфраструктуры (реконструкция железнодорожного вокзала "Воронеж-1" и создание транспортно-пересадочного узла);

развитие таможенно-логистической инфраструктуры;

создание опорных туристско-рекреационных комплексов (на территории Бобровского муниципального района, на базе природного, архитектурно-археологического музея-заповедника "Дивногорье", на базе архитектурно-паркового дворцового ансамбля "Комплекс Ольденбургских", историко-культурный комплекс "Воронежская верфь").