logo
центральный

2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального

федерального округа

Конкурентными преимуществами Центрального федерального округа являются экономическая и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение (место прохождения важнейших транспортных магистралей), мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика макрорегиона, наличие привлекательных туристических активов, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность.

Ключевыми внешними факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:

низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности за пределами России, слабое участие в международном разделении труда, за исключением продукции отдельных предприятий, в основном оборонно-промышленного комплекса;

высокая зависимость от импорта продовольствия, сырья и комплектующих, машин и оборудования, товаров повседневного и длительного пользования;

зависимость от колебаний цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары на мировых рынках;

зависимость энергогенерирующих предприятий от поставок топлива из других субъектов Российской Федерации;

высокая степень кооперации экономики округа с другими субъектами Российской Федерации;

быстрые изменения климата и связанные с этим негативные погодные (гидрометеорологические) явления.

Ключевыми внутренними факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:

доминирующее положение в округе Московского региона (почти 80 процентов суммарного валового регионального продукта округа);

существенные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов округа;

высокий уровень временной (маятниковой) трудовой миграции между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;

кризисные демографические явления, долговременная тенденция естественного снижения трудовых ресурсов;

наличие единой энергосистемы с развитой системой перетока мощности между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;

наличие разветвленной транспортной инфраструктуры.