15. Внешнеэкономическая деятельность
На Центральный федеральный округ приходится около половины оборота внешней торговли страны (356 млрд. долларов США). Экспорт превышает импорт на 48,9 млрд. долларов США. Доля стран Содружества Независимых Государств во внешней торговле макрорегиона составляет 7,8 процента.
Наибольшие объемы внешнеторговых операций приходятся на г. Москву (88,5 процента экспорта и 75 процентов импорта округа). Без учета г. Москвы по объему экспорта в округе лидируют Липецкая, Московская, Белгородская и Тульская области, по объему импорта - Московская, Калужская и Белгородская области.
Контрагентами внешнеэкономической деятельности Центрального федерального округа являются практически все страны мира. Наибольшую долю в товарной структуре экспорта округа занимает продукция топливно-энергетического комплекса (в связи с расположением центральных офисов нефтяных и газовых компаний в г. Москве), а также металлы и изделия из них. В импорте наибольшую долю занимают машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химической промышленности. В структуре внешней торговли округа складываются диспропорции, присущие сырьевым экономикам, однако общей тенденцией последних лет является повышение степени переработки экспортируемых товаров.
В целях оказания содействия предприятиям в продвижении продукции на внешний рынок и стимулирования экспортной деятельности товаропроизводителей в Центральном федеральном округе разработаны и реализуются планы и программы, направленные на поддержку экспорта.
Значительный экспортный ресурс Центрального федерального округа в перспективе формирует целенаправленное развитие агропромышленного комплекса и рост производства качественной конкурентоспособной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Несмотря на растущую в мире конкуренцию, за счет применения современных методов управления производством, внедрения передовых технологий и улучшения качества выпускаемой продукции значительно расширяется география поставок на внешний рынок, а число предприятий и организаций, участвующих во внешней торговле, из года в год увеличивается.
В целях развития внутреннего рынка конкурентоспособной отечественной продукции планируется постепенное снижение доли импортных товаров в торговом балансе макрорегиона.
Основными направлениями развития региональной внешнеэкономической деятельности на долгосрочную перспективу являются:
расширение экспорта и оптимизация импорта;
развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств;
задействование более активных форм международного сотрудничества, в первую очередь на межрегиональном уровне;
создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и формирование благоприятного имиджа макрорегиона.
Существенная либерализация торгового режима в макрорегионе будет иметь место в случае вступления России во Всемирную торговую организацию, что диктует необходимость повышения конкурентоспособности продукции предприятий Центрального федерального округа.
Перспективы наращивания объемов и оптимизации структуры внешнеэкономической деятельности связаны с развитием приграничной инфраструктуры, улучшением работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также с формированием современного логистического комплекса макрорегиона.
Приграничные субъекты Российской Федерации, входящие в состав Центрального федерального округа, заинтересованы в более тесной интеграции с Украиной и Белоруссией. Перспективы дальнейшего развития торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества в значительной мере будут зависеть от политических аспектов отношений с этими странами, способности обеспечить создание благоприятных условий и ликвидацию искусственных препятствий, сдерживающих развитие взаимовыгодных связей. Во многом этому может способствовать подписание соглашения о свободной торговле, направленного на осуществление торговли без ограничений и изъятий, в особенности на приграничных территориях, совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы таможенного оформления, налогообложения, сертификации товаров, пересечения границы жителями приграничных регионов, организации и обустройства пунктов пропуска, охраны окружающей среды, развития инфраструктуры приграничных регионов Центрального федерального округа.
В целях изучения и практического применения европейского опыта в качестве наблюдателя в Ассоциацию европейских приграничных регионов включен еврорегион "Ярославна" (европейская форма международной интеграции, основанная на тесном сотрудничестве 2-х или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы, - Курская область Российской Федерации и Сумская область Украины), созданный в 2007 году.
Существенному развитию внешнеэкономической деятельности округа способствует развитие особых экономических зон федерального и регионального уровней.
Важной статьей экспорта Центрального федерального округа является продукция металлургии. Учитывая, что в ближайшие годы рынок железорудного сырья и черных металлов будет ориентирован на повышение степени переработки продукции и повышение ее конкурентоспособности, прирост экспорта будет обеспечен за счет продаж металлургической продукции более высокой степени переработки - брикетов железной руды прямого восстановления, металлизованных окатышей и высокосортной стали.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии