logo
центральный

13. Сфера услуг

Сфера услуг Центрального федерального округа развивается высокими темпами. Оптовая и розничная торговля составляет около одной третьей суммарного валового регионального продукта округа.

В 2009 году в результате кризисных явлений в экономике оборот розничной торговли в Центральном федеральном округе сократился на 4,8 процента. Особенностью сферы торговли является доминирование Московского региона. Оборот розничной торговли по торговым сетям округа составляет 16,8 процента общего объема, что говорит о существенном потенциале развития торговых сетей.

В Центральном федеральном округе расположено 26,3 процента розничных рынков страны (28 процентов торговых мест).

Объем платных услуг населению в 2009 году составил 92,2 процента уровня 2008 года, наибольшее падение (более 10 процентов) отмечено в Ярославской и Смоленской областях, а также в г. Москве, где оказывается 59,4 процента объема платных услуг населению по Центральному федеральному округу в целом.

В сфере оптовой торговли в 2009 году отмечено падение оборота на 11,6 процента. На г. Москву приходится 76,3 процента оборота оптовой торговли округа, или 45,1 процента оборота оптовой торговли в целом по стране.

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в Центральном федеральном округе, является недостаточно развитая торговая инфраструктура, низкие темпы и объемы строительства новых торговых площадей.

Развитие сферы торговли подразумевает создание эффективной товаропроводящей системы. Важнейшим аспектом развития сферы торговли является обеспечение достаточного уровня обеспеченности экономики транспортно-логистической и коммунальной инфраструктурой.

Меры государственной политики в области развития торговли будут ориентированы на увеличение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций, опережающее наращивание коммунальных генерирующих и распределительных мощностей, развитие сферы телекоммуникаций и электронных платежей.

Основными механизмами развития инфраструктуры торговли являются строительство инфраструктурных объектов, использование механизмов государственно-частного партнерства, предоставление различных льгот, а также создание необходимых административных условий с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.

Стимулирование развития дистанционной торговли будет осуществляться путем повышения доступности недорогого и качественного (широкополосного) доступа в сеть Интернет, развития системы почтовой и курьерской доставки, повышения безопасности и надежности системы электронных платежей, разработки мер по защите прав потребителей при осуществлении покупок через сеть Интернет.

Важной задачей развития сферы торговли является снижение диспропорции в развитии торговли в промышленно развитых центрах макрорегиона и удаленных населенных пунктах, где материально-техническая база торговых предприятий в основном неэффективна и морально и физически устарела.

Основным инструментом развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах является предоставление налоговых льгот участникам рынка, открывающим магазины в малонаселенных городах и на территориях с населением, обладающим невысоким доходом.

Повышению конкурентоспособности сферы торговли будет способствовать поддержка кооперации малого и среднего бизнеса (сбытовых и закупочных кооперативов малых и средних производителей), что позволит агрегировать предложение нескольких производителей и с приемлемыми удельными издержками создать единую систему дистрибуции.

Перспективное развитие сферы общественного питания и повышение качества обслуживания населения связаны с формированием системы комплексного обслуживания населения в торговых организациях современного формата, дополнительно предоставляющих услуги общественного питания.

Целевыми ориентирами развития сферы торговли Центрального федерального округа являются увеличение доли дистанционной торговли с 2 до 10 процентов, увеличение доли современных торговых площадей до 80 процентов, консолидация отрасли торговли, укрупнение существующих участников рынка розничной торговли, более глубокое проникновение на региональные рынки крупных сетевых компаний и рост региональных торговых сетей.