13. Сфера услуг
Сфера услуг Центрального федерального округа развивается высокими темпами. Оптовая и розничная торговля составляет около одной третьей суммарного валового регионального продукта округа.
В 2009 году в результате кризисных явлений в экономике оборот розничной торговли в Центральном федеральном округе сократился на 4,8 процента. Особенностью сферы торговли является доминирование Московского региона. Оборот розничной торговли по торговым сетям округа составляет 16,8 процента общего объема, что говорит о существенном потенциале развития торговых сетей.
В Центральном федеральном округе расположено 26,3 процента розничных рынков страны (28 процентов торговых мест).
Объем платных услуг населению в 2009 году составил 92,2 процента уровня 2008 года, наибольшее падение (более 10 процентов) отмечено в Ярославской и Смоленской областях, а также в г. Москве, где оказывается 59,4 процента объема платных услуг населению по Центральному федеральному округу в целом.
В сфере оптовой торговли в 2009 году отмечено падение оборота на 11,6 процента. На г. Москву приходится 76,3 процента оборота оптовой торговли округа, или 45,1 процента оборота оптовой торговли в целом по стране.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в Центральном федеральном округе, является недостаточно развитая торговая инфраструктура, низкие темпы и объемы строительства новых торговых площадей.
Развитие сферы торговли подразумевает создание эффективной товаропроводящей системы. Важнейшим аспектом развития сферы торговли является обеспечение достаточного уровня обеспеченности экономики транспортно-логистической и коммунальной инфраструктурой.
Меры государственной политики в области развития торговли будут ориентированы на увеличение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций, опережающее наращивание коммунальных генерирующих и распределительных мощностей, развитие сферы телекоммуникаций и электронных платежей.
Основными механизмами развития инфраструктуры торговли являются строительство инфраструктурных объектов, использование механизмов государственно-частного партнерства, предоставление различных льгот, а также создание необходимых административных условий с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.
Стимулирование развития дистанционной торговли будет осуществляться путем повышения доступности недорогого и качественного (широкополосного) доступа в сеть Интернет, развития системы почтовой и курьерской доставки, повышения безопасности и надежности системы электронных платежей, разработки мер по защите прав потребителей при осуществлении покупок через сеть Интернет.
Важной задачей развития сферы торговли является снижение диспропорции в развитии торговли в промышленно развитых центрах макрорегиона и удаленных населенных пунктах, где материально-техническая база торговых предприятий в основном неэффективна и морально и физически устарела.
Основным инструментом развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах является предоставление налоговых льгот участникам рынка, открывающим магазины в малонаселенных городах и на территориях с населением, обладающим невысоким доходом.
Повышению конкурентоспособности сферы торговли будет способствовать поддержка кооперации малого и среднего бизнеса (сбытовых и закупочных кооперативов малых и средних производителей), что позволит агрегировать предложение нескольких производителей и с приемлемыми удельными издержками создать единую систему дистрибуции.
Перспективное развитие сферы общественного питания и повышение качества обслуживания населения связаны с формированием системы комплексного обслуживания населения в торговых организациях современного формата, дополнительно предоставляющих услуги общественного питания.
Целевыми ориентирами развития сферы торговли Центрального федерального округа являются увеличение доли дистанционной торговли с 2 до 10 процентов, увеличение доли современных торговых площадей до 80 процентов, консолидация отрасли торговли, укрупнение существующих участников рынка розничной торговли, более глубокое проникновение на региональные рынки крупных сетевых компаний и рост региональных торговых сетей.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии