9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
Липецкая область входит в группу регионов - лидеров Центрального федерального округа. Территория области составляет 24 тыс. кв. километров, численность населения - 1171,3 тыс. человек, административный центр - г. Липецк.
В 1990 - 2009 годах численность населения уменьшилась на 12,3 процента.
В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 7,7 процента, промышленность - 55,5 процента, строительство - 7,1 процента, транспорт - 5 процентов.
В основу настоящей Стратегии закладывается идея развития периферийных территорий, формирования новых (кроме г. Липецка) особых экономических зон на городской и сельской территории.
К конкурентным преимуществам также относится и то, что Липецкая область является пионером в привлечении реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. В области впервые в России создана и успешно реализуется модель конкурентоспособного территориального кластера, сформирована региональная нормативная правовая база, предусматривающая экономические стимулы при осуществлении инвестиционной деятельности, что обусловило устойчивый приток инвестиций. В последние годы область занимает ведущее место в кредитных рейтингах авторитетных агентств.
Одним из главных конкурентных преимуществ области стало создание на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которая в дальнейшем позволит обеспечить диверсификацию экономики области.
Кроме того, Липецкая область стала 1-м субъектом Российской Федерации, реализующим на своей территории проекты по созданию особых экономических зон регионального уровня, способных уже в ближайшее время сконцентрировать финансовые, трудовые и административно-управленческие ресурсы. В настоящее время созданы и развиваются 7 особых экономических зон регионального уровня.
В Липецкой области созданы и развиваются кластеры по производству бытовой техники, автокомпонентов, сельскохозяйственной техники и строительных материалов. В качестве перспективного направления инфраструктуры следует отметить развитие аэропорта Липецк.
Наибольшая локализация экономической специализации Липецкой области находится в области развития черной металлургии. Это, в свою очередь, при экстенсивном развитии формирует моноотраслевую структуру экономики области, крайне зависимую от конъюнктуры цен узкого сегмента товарного рынка.
Кластерная зона по производству бытовой техники создана на базе заводов по производству холодильников мощностью 1,5 млн. штук и стиральных машин мощностью 1 млн. штук в год. Особая экономическая зона регионального уровня "Тербуны" создана в Тербунском муниципальном образовании. Специализацией этой зоны является производство металлических изделий, пищевых продуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое производство. Особая экономическая зона регионального уровня "Чаплыгинская" создана на территории Чаплыгинского муниципального образования. Специализациями этой зоны являются нефтеперерабатывающий комплекс и металлообработка (производство запорной арматуры). Формируется также ряд других зон, в том числе промышленно-производственного типа регионального уровня.
Липецкая область обладает богатой минерально-сырьевой базой общераспространенных полезных ископаемых (известняки, доломиты, песок, глина, цементное сырье). По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в стране.
Основные перспективные направления экономических специализаций области базируются на развитии особых экономических зон федерального и регионального уровней и промышленно-производственных кластеров. Это прежде всего связано с дальнейшей интеграцией металлургического комбината в г. Липецке в автомобильный кластер. Металлургический комбинат г. Липецка удовлетворяет до 55 процентов потребности российской промышленности в листовом прокате. Поставляемая продукция имеет полное соответствие международным стандартам качества, включая требования крупнейших автопроизводителей. К 2015 году планируется увеличение объемов производства автолиста до 0,5 млн. тонн.
Зарубежные производители бытовой техники планируют расширить свое индустриальное присутствие в Липецкой области, построив завод по производству кухонных плит.
Обеспечение транспортной и энергетической инфраструктурой зон экономического роста не станет ограничением в их развитии, так как предполагаемая к выпуску в них продукция будет формировать значительную часть своей стоимости за счет интеллектуальной составляющей. В перспективе область может удовлетворять потребности в трудовых ресурсах за счет селективной миграции.
Для населения Липецкой области характерна малая компактность проживания, что значительно осложняет процесс муниципального управления. Из 1596 населенных пунктов области только 48 процентов имеют численность населения более 100 человек.
Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей экономики Липецкой области, приоритетными направлениями развития которой являются мясное и молочное животноводство, развитие малых форм хозяйствования, создание информационной и логистической инфраструктуры.
Ввиду разрыва между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети возникает необходимость увеличения пропускной способности основных территориальных дорог путем реконструкции существующих участков автомобильных дорог до параметров I и II технических категорий. Ситуация осложняется малой компактностью проживания.
Назрела необходимость модернизации аэропорта Липецк и открытия в нем постоянного воздушного грузо-пассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В числе экономических структурных проблем главными являются моноотраслевая структура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в том числе для социальной сферы при изменении экономических условий.
Сложившаяся на территории области медико-демографическая ситуация диктует необходимость повышения структурной эффективности здравоохранения, приведения организационной структуры, мощностей и имущества лечебно-профилактических учреждений в соответствие с потребностями населения в доступной и качественной медицинской помощи с учетом меняющегося спроса на медицинские услуги, развития клинической практики и технологий при одновременной оптимизации системы управления финансами.
Основным приоритетом программы народосбережения Липецкой области является создание условий для реализации активной семейно-демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения области и создание условий для ее роста.
Развитие системы образования в Липецкой области нацелено на увеличение ее инновационного потенциала и повышение доступности качественного образования.
Основными приоритетами государственной политики области в сфере здравоохранения являются повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, снижение инвалидизации и смертности, увеличение продолжительности жизни.
К стратегическим направлениям развития области можно отнести:
дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Грязинского района Липецкой области;
создание производств с более высокой долей добавленной стоимости;
увеличение производства автолиста на металлургическом комбинате г. Липецка.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии