1. Демографическая ситуация
В 1990 - 2006 годах население Центрального федерального округа естественным образом сокращалось на 0,9 процента в год и лишь в 2007 - 2009 годах убыль населения уменьшилась до 0,6 процента в год. Естественная убыль частично компенсировалась миграционным притоком жителей из других субъектов Российской Федерации, государств - участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья. Общая численность жителей округа на начало 2011 года составила 38456,9 тыс. человек.
В 2009 году естественная убыль населения в Центральном федеральном округе составила 4,7 промилле (в Российской Федерации - 1,8 промилле).
В Центральном федеральном округе по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2010 г. на 0,8 процента уменьшилась численность жителей в Смоленской, Тульской и Тамбовской областях, на 0,7 процента - во Владимирской и Тверской областях, а также на 0,5 - 0,6 процента - в Ивановской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Орловской и Липецкой областях.
Население сократилось практически по всех субъектах Центрального федерального округа.
Увеличение численности населения в Белгородской области и Московском регионе наблюдается в основном за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
В составе населения Центрального федерального округа сохраняется численное преобладание женщин над мужчинами. В Ивановской, Тульской, Ярославской, Тверской, Владимирской и Смоленской областях на 1 тыс. мужчин приходится около 1246 женщин.
Средний возраст населения Российской Федерации составляет 38,9 года (в 2009 году - 38,8 лет) (мужчин - 36,2 года (в 2009 году - 36,1 года), женщин - 41,2 года (в 2009 году - 41,1 года)). Средний возраст населения, превышающий 40 лет, отмечается в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тверской областях и г. Москве.
В структуре населения указанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,7 процента).
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Центральном федеральном округе в 2000 - 2009 годах вырос с 66,1 года до 69 лет, при этом прослеживалась более благоприятная динамика среди мужского населения за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте.
Численность населения пенсионного возраста превышает численность детей и подростков в возрасте до 16 лет (в Тульской области - в 2 раза, в Рязанской и Воронежской областях - в 1,9 раза, в Тамбовской, Ивановской, Ярославской областях и г. Москве - в 1,8 раза).
С 2000 по 2009 год в Центральном федеральном округе отмечался рост рождаемости с 7,7 до 10,8 человека на 1 тыс. человек (в Российской Федерации - с 8,7 до 12,4 человека на 1 тыс. человек).
Самая высокая рождаемость в 2009 году в Центральном федеральном округе отмечалась в Белгородской, Брянской, Московской и Тверской областях (11,1 человека на 1 тыс. человек), в Ярославской области и г. Москве (11 человек на 1 тыс. человек), самая низкая - в Тульской (9,6 человека на 1 тыс. человек) и Тамбовской (9,3 человека на 1 тыс. человек) областях.
Смертность населения в Центральном федеральном округе за 2000 - 2009 годы снизилась с 17,5 до 15,5 человека на 1 тыс. человек (в Российской Федерации - с 15,4 до 14,2 человека). Динамика показателей смертности в 2000 - 2009 годах характеризуется увеличением их значений в 2000 - 2004 годах и динамичным уменьшением их значений после 2004 года. В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, показатели смертности за 2004 - 2009 годы уменьшились до уровня 2000 года. Исключение составила Липецкая область, где не удалось уменьшить значение показателя смертности до уровня 2000 года (превышение составило 0,2 промилле). Самые высокие показатели смертности в Тверской (20 человек на 1 тыс. человек), Тульской (19,5 человека на 1 тыс. человек), Смоленской (19,2 человека на 1 тыс. человек), Ивановской (18,6 человек на 1 тыс. человек) и Владимирской (18,4 человека на 1 тыс. человек) областях. Наименьшие показатели - в г. Москве (11,4 человека на 1 тыс. человек) и Белгородской области (14,5 человека на 1 тыс. человек).
В Центральном федеральном округе за 2000 - 2009 годы младенческая смертность снизилась с 13,6 до 7,2 новорожденного на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми (в Российской Федерации - с 15,3 до 8,2 новорожденного).
Наряду со снижением общей и младенческой смертности снижается и материнская смертность. Так, в Центральном федеральном округе материнская смертность за 10 лет снизилась с 36,6 до 23,46 на 100 тыс. новорожденных, родившихся живыми (в Российской Федерации - с 39,7 до 25,56).
Самые высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения отмечены в Тверской (1266,5 человека на 100 тыс. человек) и Смоленской (1156,3 человека на 100 тыс. человек) областях, от новообразований - в Тульской (272,7 человека на 100 тыс. человек) и Московской (252,5 человека на 100 тыс. человек) областях, от внешних причин - в Тверской (223,1 человека на 100 тыс. человек) и Смоленской (214 человек на 100 тыс. человек) областях.
Среди внешних причин смертности населения Центрального федерального округа на 1-м месте находятся самоубийства (12,6 процента), на 2-м - убийства (8,5 процента), на 3-м - случайные отравления алкоголем (9,3 процента), на 4-м - дорожно-транспортные происшествия (9,2 процента).
Наибольшие показатели смертности от внешних причин среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, отмечены в Тверской области (на 1-м месте - случайные отравления алкоголем (35,1 человека на 100 тыс. человек), на 2-м месте - самоубийства (33,4 человека на 100 тыс. человек), на 3-м - дорожно-транспортные происшествия (23,9 человека на 100 тыс. человек), на 4-м - убийства (20 человек на 100 тыс. человек)).
В г. Москве и Белгородской области в 1990 - 2009 годы миграционный приток существенно превышал естественную убыль населения и численность жителей выросла на 19 и 10,3 процента соответственно. В Московской области естественная убыль полностью компенсировалась миграционным притоком и увеличение численности жителей составило около 1 процента. В 10 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, с численностью населения 12,3 млн. человек сокращение жителей в 1990 - 2009 годы составило от 7 до 15 процентов, в 5 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, с численностью жителей 6,1 млн. человек численность населения сократилась на 17 - 18 процентов.
В 2009 году уровень смертности в 1,4 раза превышал уровень рождаемости - по общему коэффициенту смертности Центральный федеральный округ находится на последнем месте в России. В сравнении с наиболее развитыми странами Европы с большой численностью населения демографическая ситуация в округе по этому показателю в 1,6 - 1,8 раза хуже.
Уровень рождаемости в Центральном федеральном округе в 2009 году составил 10,8 новорожденного на 1 тыс. жителей. С 2000 года уровень рождаемости увеличивается в связи со вступлением в детородный возраст многочисленного поколения женщин, рожденных в 1980 - 1990-х годах. Весомый вклад в увеличение рождаемости в 2000 - 2009 годах внесло повышение возрастных коэффициентов рождаемости в 1,4 раза, что связано с реализацией государственных мер, направленных на стимулирование рождаемости в Российской Федерации.
В 1990 - 2009 годах значительные изменения претерпела половозрастная структура населения - сократилась доля населения моложе трудоспособного возраста с 20,9 процента до 13,7 процента, доля населения в трудоспособном возрасте выросла на 6 процентов и составила 62 процента, доля жителей старше трудоспособного возраста выросла до 24 процентов.
В Центральном федеральном округе на начало 2009 года доля лиц старше 65 лет превысила 15 процентов. Этот показатель в европейских странах на несколько процентных пунктов выше. При этом ожидаемая продолжительность жизни в указанных странах на 11 лет больше, чем в округе, где в 2009 году она составила 69 лет (у мужчин на 12 лет меньше, чем у женщин).
Численность населения в возрасте 10 - 19 лет меньше численности населения в возрасте 20 - 29 лет (наиболее фертильного возраста) в 1,6 раза. Это обусловит сокращение базы для деторождения в ближайшее 10-летие. В последующем эта база продолжит сокращаться, поскольку на смену этим возрастным группам населения Центрального федерального округа придет еще более малочисленная возрастная группа лиц, рожденных в 2000 - 2009 годах.
Базис для формирования трудовых ресурсов макрорегиона составляет трудоспособное население, численность которого в 1990 - 2009 годах имела тенденцию к увеличению (наиболее интенсивно в 1997 - 2003 годы). В начале 2009 года численность трудоспособных жителей составила 23,1 млн. человек с преобладанием населения старшего возраста (старше 45 лет) и младшего трудоспособного возраста (18 - 28 лет).
Развитие демографической ситуации в 2010 - 2020 годах будет происходить под воздействием, во-первых, внутренних инерционных процессов и, во вторых, многочисленных внешних факторов, в результате воздействия на которые будет получен ряд благоприятных тенденций в развитии демографической ситуации в Центральном федеральном округе.
Реализация комплекса мероприятий по увеличению рождаемости, сокращению смертности, особенно в трудоспособном возрасте, сокращению оттока местных жителей из регионов - доноров трудоспособного населения, а также привлечение внешних мигрантов в макрорегион позволит практически полностью сохранить численность населения. Численность населения сократится относительно уровня 2009 года на 2,1 процента, составив в 2020 году 36,3 млн. человек. Положительный миграционный приток компенсирует естественную убыль постоянного населения на 70 процентов.
Возрастная структура населения претерпит существенные изменения:
доля населения моложе трудоспособного возраста увеличится до 15 процентов общей численности населения;
доля населения трудоспособного возраста снизится до 57,5 процента общей численности населения;
доля граждан пенсионного возраста увеличится до 27,5 процента общей численности населения.
В результате увеличения возрастных коэффициентов рождаемости и реализации мероприятий по снижению младенческой смертности удастся избежать резкого сокращения рождаемости, тем самым частично компенсировав сокращающуюся численность женщин в наиболее фертильном возрасте (20 - 34 года) - количество детей, рожденных одной женщиной, сохранится на уровне 1,42 - 1,45 ребенка. Численность женщин в этом возрасте в 2020 году будет меньше уровня 2009 года в 1,4 раза. Несмотря на это значение показателя рождаемости в 2020 году снизится до 314 тыс. человек, что в 1,2 раза ниже уровня 2009 года.
В целях повышения уровня рождаемости необходимо:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
внедрение эффективных перинатальных диагностических технологий, создание высокотехнологичной службы реанимации и интенсивной терапии, организация перинатальных центров и учреждений вспомогательных репродуктивных технологий в административных центрах субъектов Российской Федерации и ключевых муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации;
обеспечение высокотехнологичных методик лечения беременных женщин, новорожденных детей и детей раннего возраста;
повышение доступности современных репродуктивных технологий в федеральных и областных клиниках.
Для выработки социальной политики регионов Центрального федерального округа важно учитывать изменение численности населения разных возрастных групп в 2010 - 2020 годах. Особо острое воздействие на социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, спорт, физическая культура и др.) окажет движение демографических волн детских и подростковых возрастов. В этот период будут наблюдаться следующие тенденции:
численность детей досадовского возраста (до 3 лет включительно) будет увеличиваться до 2012 года, когда общая численность детей этого возраста составит 1,5 млн. человек. Затем будет наблюдаться неуклонное снижение численности детей до 1,3 млн. человек в 2020 году;
численность детей в возрасте 4 - 6 лет в 2010 - 2015 годах вырастет на 10 процентов, составив в 2015 году 1,09 млн. человек, а затем снизится до 1,03 млн. человек в 2020 году;
численность детей в возрасте 7 - 9 лет будет увеличиваться до 2018 года (рост к уровню 2009 года составит 1,26 раза). Начиная с 2019 года наметится снижение численности детей этого возраста;
численность детей в возрасте 10 - 14 лет будет увеличиваться (до 2013 года численность детей этого возраста сократится в 1,06 раза) и в 2020 году составит 1,7 млн. человек, а рост к уровню 2013 года составит 1,19 раза;
численность подростков в возрасте 15 - 16 лет после 2010 года будет сокращаться до 2016 года (уменьшение численности относительно уровня 2009 года составит 1,23 раза), затем их численность начнет восстанавливаться, составив в 2020 году 631 тыс. человек (на 9 процентов меньше уровня 2009 года);
численность юношей и девушек в возрасте 17 - 20 лет в 2010 - 2019 годах сократится до 1,43 млн. человек (в 1,82 раза меньше уровня 2009 года). С 2020 года начнется временное увеличение численности населения этого возраста со среднегодовым темпом в 2,5 процента.
Учет этих тенденций необходим при выработке федеральной политики и политики региональных органов власти в отношении:
социальной поддержки семей с малолетними детьми;
развития системы дошкольного и общего образования, модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, учитывающего волнообразное изменение численности детей и подростков различных возрастных групп;
развития учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и подросткам;
развития системы дополнительного образования, спорта и физической культуры, а также сферы досуга и культуры.
Реализация комплекса мероприятий по предотвращению преждевременной смертности в трудоспособном возрасте, приобщение населения к здоровому образу жизни и другие мероприятия позволят сохранить жизни более 60 тыс. мужчин и 24 тыс. женщин старшего трудоспособного и раннего пенсионного возраста.
Демографическая нагрузка на трудоспособное население увеличится с 607 граждан нетрудоспособного возраста на 1 тыс. человек трудоспособного возраста до 738 граждан на 1 тыс. человек трудоспособного возраста в 2020 году.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии