2. Развитие энергетической инфраструктуры
федерального значения
Электроэнергетика Центрального федерального округа в своем современном составе сложилась в 60 - 70-е годы XX века, большая часть ее генерирующих мощностей была введена в этот период.
Суммарный износ основных фондов составляет по Центральному федеральному округу 44,4 процента, при этом износ 25 процентов основных фондов оценивается экспертами как критический. Наихудшее положение в Калужской области (60,7 процента) и г. Москве (54,2 процента), наилучшее - в Белгородской области (19,8 процента).
Общая установленная мощность энергосистемы Центрального федерального округа на начало 2010 года составляла 47868,4 МВт, при этом 53,6 процента мощности введено до 1981 года. Большинство агрегатов генерирующих станций выработали свой расчетный ресурс или близки к этому. Худшее положение у тепловых электростанций. Доля введенных за последние 10 лет мощностей составляет всего лишь 10 процентов суммарной мощности.
Следует отметить также серьезное запаздывание с переходом на современные высокопроизводительные и экономичные технологии.
Приоритеты развития энергетики определены Генеральной схемойразмещения объектов электроэнергетики до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р (далее - Генеральная схема).
Генеральная схема предусматривает для Центрального федерального округа решение следующих задач:
широкомасштабная модернизация электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень на базе разработки (лицензионного освоения) и внедрения новых ключевых энергетических технологий;
повышение экономической и энергетической эффективности отрасли на основе оптимизации структуры генерирующих мощностей;
повышение надежности функционирования электроэнергетики осуществляется за счет дальнейшего развития Единой энергетической системы России путем усиления межсистемных электрических связей между объединенными энергетическими системами (увеличение сектора распределенной малой генерации в сочетании с развитием Единой энергетической системы России также будет способствовать повышению надежности энергоснабжения потребителей), повышения управляемости и гибкости электрической сети за счет внедрения новых технологий, а в перспективе - за счет создания интеллектуальной энергетики, и диверсификация топливного баланса;
ограничение и в ряде случаев снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду за счет внедрения наилучших технологий и механизма взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для ускорения ликвидации технологического отставания будут использованы все возможности международного сотрудничества от приобретения лицензий и организации производства нового оборудования на территории России до полномасштабного участия российских организаций в наиболее важных международных и национальных проектах других стран.
Ключевой проблемой в прогнозируемый период является обеспечение эффективных экономических механизмов и условий для создания в сжатые сроки новой технологической базы, инновационного развития и технического перевооружения электроэнергетики на ее основе и вывод отрасли к концу периода на передовой мировой уровень. Основным условием достижения этого уровня является восстановление российского энергомашиностроения и электроаппаратостроения.
В качестве механизмов модернизации и развития энергетики Центрального федерального округа предусматриваются:
разработка комплексной программы развития округа с взаимной увязкой развития энергетики, сетевого хозяйства, транспорта, промышленности, сельского и коммунального хозяйства, городских и сельских населенных пунктов;
разработка на основе комплексной программы уточненной программы развития энергетики округа, включающей ввод и выбытие генерирующих мощностей по территории округа, а также сетевого хозяйства, нормативное и методическое обеспечение ее реализации, механизмы привлечения средств и взаимодействия с другими программами и органами государственной власти, местного самоуправления и структурами бизнеса.
В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Центрального федерального округа и использования потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость регионального внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 50 процентов (без учета г. Москвы) по отношению к уровню 2008 года.
Сценарий развития энергетической инфраструктуры Центрального федерального округа, принятый за базовый сценарий, отражает оживление в экономике Российской Федерации в ближайшие годы с последующим переходом к интенсивному экономическому развитию на основе инновационной модели роста.
В период до 2020 года большая часть действующих мощностей на тепловых электростанциях будет сохранена в эксплуатации, а основной объем их демонтажа сдвинется на последующий период.
В 2016 - 2017 годах будет произведен демонтаж 2 блоков ВВЭР-440 на Нововоронежской АЭС.
В прогнозируемый период предполагается проведение технического перевооружения гидроэлектростанций в соответствии с инвестиционными программами ряда территориальных генерирующих компаний, предусматривающими увеличение к 2020 году установленной мощности этих гидроэлектростанций на 0,7 млн. кВт.
На Калининской и Нововоронежской АЭС планируются ввод 3,4 млн. кВт мощности.
Развитие атомной энергетики, характеризующееся незначительным диапазоном регулирования мощности блоков, целесообразно осуществлять синхронно со строительством соответствующих мощностей гидроаккумулирующих электростанций, что обеспечит лучшую адаптацию к суточному графику нагрузок.
Особенностями гидроаккумулирующих электростанций являются:
высокая маневренность с диапазоном регулирования 210 процентов установленной мощности;
относительно низкие затраты на проектирование в сравнении с гидроэлектростанциями;
экологичность (снижают расход органического топлива и выбросы на тепловых электростанциях).
Ввод новых мощностей на гидроэлектростанциях Центрального федерального округа до 2020 года должен составить 840 МВт - предусматривается строительство новой гидроаккумулирующей электростанции (Загорской гидроаккумулирующей электростанции - 2), с вводом 1-й очереди (420 МВт) в 2012 году, 2-й очереди (420 МВт) в 2013 году.
Необходимо также начать проектирование и строительство станции замещения Курской АЭС-2, ввод в эксплуатацию новых энергоблоков которой целесообразно синхронизировать со строительством гидроаккумулирующей электростанции на р. Сейм.
Потребность в дополнительных мощностях тепловых электростанций в Центральном федеральном округе появится в 2014 - 2015 годах. В 2020 году она превысит 5 млн. кВт. В соответствии с предложениями энергетических компаний до 2020 года в округе должно быть введено на тепловых электростанциях 6,2 млн. кВт электрической мощности, в том числе парогазовая установка комплексной энергетической системы на Шатурской ГРЭС мощностью 376 МВт.
В соответствии с Генеральной схемой для покрытия потребления выработка электроэнергии по сравнению с 2009 годом вырастет на 71,4 млрд. кВт·ч, в том числе на тепловых электростанциях - на 49,6 млрд. кВт·ч, то есть около 70 процентов прироста, а на атомных электростанциях - на 21,5 млрд. кВт·ч (около 30 процентов прироста). Таким образом и в дальнейшем решающую роль в энергетике будут играть тепловые электростанции.
Потребление электроэнергии в Центральном федеральном округе увеличится на 63,9 млрд. кВт·ч, сальдо перетока - на 7,5 млрд. кВт·ч, в том числе на экспорт будет дополнительно направлено 3,2 млрд. кВт·ч, или 4,5 процента дополнительной выработки.
Кроме того, получит серьезное развитие газопоршневая генерация. В Ярославской области в перспективе до 2015 года предусматривается ввод в эксплуатацию 32 газотурбинных и газопоршневых когенерационных установок установленной мощностью 279 МВт, что улучшит энергобаланс территории и повысит эффективность энергосистемы.
Необходим своевременный ввод электросетевых объектов, обеспечивающих:
надежное электроснабжение пиковых нагрузок в Московском регионе и других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в которых высок износ электросетевого хозяйства и прогнозируются высокие темпы роста спроса на электроэнергию;
надежное электроснабжение дефицитного Белгородского энергоузла;
приведение схем выдачи мощности Нововоронежской атомной электростанции к нормативным требованиям по надежности.
Для повышения надежности электроснабжения потребителей восточных районов Смоленской области и юго-западных районов Московской области, а также обеспечения возможности присоединения новых мощностей к электрическим сетям необходимо строительство высоковольтных линий электропередачи 220 кВ Восток - Гагарин, Гагарин - Дровнино и подстанции 220 кВ Гагарин.
С 2010 по 2020 год в Центральном федеральном округе планируется ввод 2 тыс. километров высоковольтных линий и подстанций общей мощностью 34928 МВт в диапазоне 330 - 750 кВ.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии