2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
отраслей производства
В 2009 году численность экономически активного населения Центрального федерального округа составляла 20180 тыс. человек, в том числе численность занятых лиц составляла 19003 тыс. человек. На начало сентября 2010 г., по оценке Федеральной службы государственной статистики, численность экономически активного населения округа составила 20215,5 тыс. человек (по Российской Федерации - 76484 тыс. человек).
Уровень экономической активности населения стабильно рос в 2000 - 2009 годах - численность безработных сокращалась до 2007 года, в котором она составила 628 тыс. человек. Под влиянием финансово-экономического кризиса в 2008 - 2009 годах почти вдвое увеличилось число безработных, которое в 2009 году составило 1176,9 тыс. человек. Вместе с тем уровень экономической активности и занятости населения Центрального федерального округа остается выше среднероссийского. В численности экономически активного населения в начале сентября 2010 г. 95,6 процента были заняты в экономике и 886,9 тыс. человек классифицировались как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда, то есть не имели доходного занятия, но активно его искали.
Уровень общей безработицы по Центральному федеральному округу составил 4,7 процента численности экономически активного населения (в Российской Федерации - 7,5 процента).
Наибольшее значение уровня общей безработицы было зарегистрировано в Орловской, Брянской, Воронежской, Рязанской и Ярославской областях, наименьшее - в Московском регионе и Липецкой области.
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости Центрального федерального округа, на конец 2010 г. составляла 291,6 тыс. человек (по России - 1740,7 тыс. человек).
В Центральном федеральном округе наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы в условиях роста спроса. Это обусловлено следующими причинами:
непривлекательность значительной части рабочих мест для основной массы экономически активного населения (главным образом из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда);
нехватка абитуриентов учреждений начального и среднего профессионального образования, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды квалифицированных рабочих. Главная причина - выпускники школ предпочитают высшее образование, дающее по их убеждению более высокий социальный статус.
По-прежнему на рынке труда существенной проблемой остается дефицит работников массовых профессий - слесарей, арматурщиков, каменщиков, токарей, бетонщиков и др.
Средняя доля трудоустроенных лиц в общей численности выпускников учреждений профессионального образования в 2009 году составила 94,2 процента, что выше среднероссийского (92,5 процента) показателя. Меньше всего трудоустроенных лиц в Центральном федеральном округе среди выпускников учреждений среднего профессионального образования (93,5 процента). Этот показатель выше среднероссийского (92,3 процента) показателя. Лучше всего были трудоустроены выпускники учреждений начального профессионального образования - 94,9 процента.
Спецификой Центрального федерального округа является наличие центра притяжения трудовых ресурсов всероссийского масштаба - г. Москвы. Мегаполис со столичными функциями, развитой инфраструктурой, высоким уровнем жизни и низким уровнем безработицы является самым мощным центром страны, принимающим значительное количество мигрантов. Наиболее ярко это прослеживается в связке Московский регион - сопредельные регионы.
Столица России отвлекает значительное количество трудовых ресурсов из Московской области в связи с более высоким уровнем заработной платы и предоставляемым пакетом социальных услуг. Маятниковая миграция ежедневно составляет 800 - 850 тыс. человек. В организациях столицы трудоустраиваются высококвалифицированные специалисты (менеджеры высшего звена, руководители, экономисты, юристы, бухгалтерские работники), а также квалифицированные рабочие.
В свою очередь, в организациях городов и районов ближайшего Подмосковья трудятся жители более удаленных районов и соседних областей. Испытывая дефицит трудовых ресурсов для заполнения свободных мест по рабочим профессиям, организации Подмосковья привлекают на работу иногородних жителей, для которых условия труда представляются привлекательными.
В структуре занятости прослеживается наращивание доли сектора торговли и услуг и сокращение доли промышленного и аграрного секторов.
В долгосрочной перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения совокупного предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения трудоспособного возраста, вследствие чего у работодателей повысится спрос на квалифицированных работников, требования которых, в свою очередь, возрастут. Кроме того, увеличится спрос на труд и, следовательно, его стоимость.
Увеличение доли населения старше трудоспособного возраста будет оказывать существенное влияние на формирование рынка труда Центрального федерального округа.
Численность постоянного населения трудоспособного возраста сократится на 17 процентов. За счет миграционного притока это сокращение будет компенсировано на 45 процентов и общая численность трудоспособного населения сократится на 9,5 процента, то есть численность трудовых ресурсов составит в 2020 году 20,9 млн. человек. В этих условиях основным источником компенсации сокращения предложения труда будет выступать повышение уровня его производительности, а также снижение уровня безработицы.
Помимо сокращения общей численности трудовых ресурсов будет меняться и их возрастной состав:
в общей численности трудоспособного населения будет наблюдаться рост доли населения наиболее активного и востребованного возраста (29 - 39 лет);
будет происходить снижение доли трудоспособного населения в возрасте 40 - 50 лет, также резкое сокращение доли младшего трудоспособного возраста (17 - 26 лет).
Приоритетом в сфере труда и занятости населения является создание эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы. Этот процесс будет осуществляться посредством реализации следующих мероприятий:
повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, за счет развития систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
развитие обучения внутри учреждений и профессионального обучения безработных граждан с использованием современных технологий обучения в том числе на основе государственно-частного партнерства;
целевое профессиональное обучение работников, занятых на предприятиях и в организациях, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;
профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда в том числе за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;
стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда, в том числе в малом бизнесе;
повышение уровня занятости сельского населения на основе создания новых рабочих мест, в том числе за счет создания агропромышленных кластеров, развития малых форм хозяйствования на селе и внедрения программ микрокредитования на развитие личных подсобных хозяйств;
совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы, включающей в том числе обеспечение прав в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение нарушения прав трудящихся, принудительного труда и дискриминации;
создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики Центрального федерального округа в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования российских кадров;
развитие институтов рынка труда, включающее в том числе развитие государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг на рынке труда;
создание условий для развития негосударственных агентств занятости, повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения с использованием современных информационных технологий;
развитие системы информирования населения о возможности трудоустройства в различных субъектах Российской Федерации.
В результате реализации мер, направленных на развитие рынка труда и повышение эффективности использования трудового потенциала в 2020 году ожидается увеличение производительности труда в 2,2 раза.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии